Участие России в международных валютно-финансовых отношениях

В начале 90-х гг. Россия стала членом МВФ, МБРР, а затем ЕБРР.

Участие России в международных финансовых институтах открывает перед ней более широкие возможности доступ только к финансовым ресурсам этих организаций, но и к межгосударственным кредитам, а также частным займам и инвестициям. Одновременно оно налагает на нее определенные обязанности, выполнение которых предполагает в ряде случаев принятие трудных политических и экономических решений.

МВФ

В январе 1992 г. Правительство России официально обратилось в МВФ за финансовой помощью в размере $6 млрд. для создания фонда стабилизации. Первое соглашение о помощи было подписано М. Камдессю и Е. Гайдаром в начале июля 1992 г. 5 августа был предоставлен первый транш $1 млрд., который использовался для пополнения валютных резервов, осуществления платежей по внешнему долгу и интервенции на валютном рынке. Однако последующие транши резервного кредита Россия в 1992 г. не получила. Не были выделены и средства ($6 млрд.), предназначенные для фонда стабилизации рубля. МВФ объяснил отказ тем, что российское правительство уклонилось от выполнения согласованной с ним стабилизационной программы, объем ВВП уменьшился на 14,5%, дефицит федерального бюджета, вместо запланированного уровня в 5% ВВП, достиг (по методологии МВФ) 22,4%, а инфляция составила в среднем 20,5% в месяц.

В июне 1993 г. МВФ предложил России второй кредит в $3 млрд. в рамках только что созданного направления - «Помощи системным преобразованиям» (System Transformation Facility - STF). В отличие от других кредит STF, сопровождался менее жесткими условиями и требовал, чтобы страна-заемщица не вводила торговых ограничений. Однако 19 сентября 1993 г. МВФ приостановил передачу денег РФ из-за того, что Правительство не смогло сдержать инфляцию и провести сокращение бюджетных затрат. В 1994 г. были проведены переговоры с делегацией МВФ, в результате Россия получила второй транш кредита $1,5 млрд. в поддержку системных преобразований. После валютных потрясений осени 1994 г., кульминацией которых стал «черный вторник» (11 октября 1994 г.), Правительство взяло курс на подавление инфляции в качестве главной макроэкономической цели, что вызвало поддержку со стороны МВФ. Результатом этого стало предоставление в апреле 1995 г. резервного стабилизационного кредита в $6,8 млрд. Пакет соглашений с МВФ состоял не только из требования снизить инфляцию до 2% в месяц, но и дефицит государственного бюджета до 8% от ВВП. Мониторинг должен был осуществляться каждый месяц (до этого проводился ежеквартально) специальной рабочей группой, состоявшей из представителей Министерства финансов, ЦБ и экспертов МВФ.

С точки зрения внешних экономических показателей России 1997 г. был самым удачным. В 1998 г. экономическая ситуация в России резко ухудшилась в связи с падением на мировых рынках цен на энергоносители. В результате этого платежный баланс по счету текущих операций превратился в первом полугодии 1998 г. из активного в пассивный с дефицитом в размере $5,1 млрд. Для того чтобы добиться сбалансированности государственного бюджета и предотвратить девальвацию рубля, Правительство разработало антикризисную программу и обратилось к МВФ за финансовой помощью. Договоренность с МВФ предусматривала представление кредита четырьмя траншами, однако первый предоставленный кредит уже не смог спасти положение и 17 августа 1998 г. в стране был объявлен дефолт.

После дефолта Россия не получала финансовой помощи от МВФ.

В 2005 г. Правительство РФ досрочно погасило долг перед МВФ, заплатив $3,3 млрд.

МБРР

Вступление России в Международный банк реконструкции и развития позволило ей получать финансовые ресурсы и от этой организации. В середине 90-х гг. Всемирный банк предоставлял России займы на общую сумму до 2 млрд. долл. в год. В 1993-1995 гг. сумма полученных Россией финансовых ресурсов составила более чем 4,6 млрд. долл.

Взаимодействие Всемирного банка и России не ограничивается только предоставлением кредитов и займов. Банк приступил к вложению средств в акции российских предприятий.

За 1992–2008 годы Банк одобрил для России 66 займов (включая гарантии) на сумму 14,2 млрд долларов, из них 44 займа (на них пришлось 83,7% общей суммы) были выделены в течение 1992–1999 годов, когда Россия особенно нуждалась во внешнем финансировании (табл. 5 в конце очерка). Не все кредиты использовались в полном объеме из-за противоречивости нормативно-правовой базы, непоследовательности и несогласованности действий ведомств, недостаточной квалификации специалистов, высоких страновых рисков, смены целевых приоритетов и т. п. С начала кредитования и по 2005 год из 13,4 млрд долларов одобренных Банком займов фактически было использовано 8,6 млрд долларов (64,2%)

МФК

Россия вступила в МФК в 1993 году. В том же году МФК стала оказывать техническую помощь в реализации программ приватизации и осуществлении земельных преобразований в Нижегородской, Волгоградской, Новосибирской областях и Республике Саха (Якутия). В последующие годы МФК оказывала консультационные услуги в банковской сфере и, что еще более важно, предоставляла кредиты частным предприятиям, инвестировала в их акционерные капиталы. К середине 2008 года МФК реализовала свои проекты на 136 предприятиях на сумму 5,2 млрд долларов, включая 693,4 млн долларов (13,3%) привлеченных (синдицированных) средств и гарантий других организаций.

Действующий инвестиционный портфель собственно МФК в России (за вычетом погашенных и аннулированных обязательств) составил на 30 июня 2008 года 2,8 млрд долларов, в том числе кредиты – 2,1 млрд, или 75,4% общей суммы, инвестиции в акционерные капиталы – 559,9 млн долларов (20,1%), гарантийные обязательства – 125,0 млн долларов (4,5%). По объему инвестиционного портфеля МФК Россия вышла на второе место в мире. Из названной выше общей суммы действующих вложений МФК в России 52,1% приходится на финансовый сектор, страхование и частные инвестиционные фонды. Эти вложения способствуют экономическому развитию многих отраслей и регионов России. МФК активно инвестирует свои средства также в ипотеку, лизинг, инфраструктуру, горнодобывающую, пищевую, целлюлозно-бумажную, нефте- и газодобывающую отрасли, производство стройматериалов, телекоммуникации, информатику, розничную торговлю и здравоохранение.

МАГИ

Россия имеет около 3% акций МАГИ и является самым крупным его клиентом. Во время кризиса 1998 года застрахованных в МАГИ иностранных инвесторов не коснулся мораторий на платежи, они вывезли свои капиталы из России.

На 30 июня 2006 года МАГИ предоставило России гарантий на 536 млн долларов (10% валового портфеля Агентства), чистый объем гарантий составил почти 211 млн долларов (около 6,4% общего чистого объема). Всего в российском портфеле МАГИ было 15 гарантийных контрактов в финансовом секторе, водоснабжении, обрабатывающей промышленности и в агропромышленном комплексе. Агентство также оказывает поддержку регионам страны по привлечению инвестиций[86], гарантирует от политических рисков российские компании и банки, которые участвуют в инвестиционных проектах за рубежом. МАГИ предоставляет гарантии действующим в России крупным иностранным банкам (австрийский Райффайзенбанк, французский BNP-Paribas и др.), а также золотодобывающим компаниям.

ЕБРР

Акционерами ЕБРР являются 64 страны, а также ЕС и Европейский инвестиционный банк, при этом европейские страны, США и Канада владеют в нем 52,5% акций, Россия — 4,5%.

Россия стоит на первом месте по объему полученных от ЕБРР средств – €1,8 млрд ($2,5 млрд) в 2013 году. ЕБРР финансировал, в частности, сельское хозяйство, девелоперов и ритейлеров. Вложения ЕИБ в Россию в 2013 году составили $1,4 млрд. В частности, ЕБРР выступал соинвестором Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ), когда тот покупал акции ММВБ в 2012 году. Принимал ли ЕБРР участие в финансировании приобретения РФПИ акций Московской биржи в июле 2014 года, неизвестно.

Лондонский клуб

В результате длительных и трудных переговоров в ноябре 1995 г. было достигнуто соглашение о реструктуризации долга России Лондонскому клубу. Под соглашение подпадает 25,5 млрд. долл. основного долга, а также 7 млрд. долл. процентов по нему. Основной долг реструктурируется на 25 лет с правом отсрочки платежей на семь лет.

Парижский клуб

В 1996 г. на переговорах с Парижским клубом Россия достигла принципиального согласия с западными странами - кредиторами России о многолетней отсрочке своего внешнего долга. Начиная с 1993 г. Парижский клуб трижды принимал решения об отсрочке платежей, однако срок действия решения ограничивался концом текущего года, хотя предусматривалась и возможность продления срока. Долг России странам Парижского клуба оценивается примерно в 40-70 млрд. долл.

Считается, что достижению соглашения способствовало и позиция МВФ, который проявил определенное доверие к проводимой российским правительством экономической политике.

ВТО

В 1993 г. Россия подала официальную заявку на членство в ГАТТ, преемницей которого с 1995 г. стала Всемирная торговая организация (ВТО). Стимулом для присоединения к ВТО является также стремление России стать равноправным торговым партнером на мировом рынке. Оно позволит повысить степень юридической защищенности, поскольку Россия обрела бы право пользоваться возможностями ВТО для разрешения торговых споров в случае нарушения ее прав другими странами - членами ВТО. В последние годы накопилось немало сложных проблем во взаимоотношениях России с рядом торговых партнеров, а двусторонние соглашения не всегда являются эффективным механизмом для цивилизованного и равноправного урегулирования торговых споров и конфликтов. Однако вступление в ВТО означает, что Россия берет на себя определенные обязательства в области импортной политики.

Россия стала членом ВТО 22 августа 2012 года.

6. Россия как должник Россия как должник В абсолютном выражении российский внешний государственный долг на 1 ноября 2014 года года составил 53,7 млрд долларов, что является одним из самых низких показателей в Европе. По относительным показателям, российский внешний госдолг составляет около 10 % от объема ВВП страны. Для сравнения — после кризиса 1998 года внешний долг России составлял 100,0 % от ВВП. Для сравнения — на начало 1999 года внешний долг России составлял 146,4 % от ВВП. По принятому трёхлетнему бюджету на период 2008—2010 гг., госдолг должен был удерживаться в рамках 2,5 % от ВВП. Однако вследствие падения цен на нефть бюджет России стал дефицитным, и уже в 2010-м году дефицит планировалось покрывать за счёт новых кредитов. В 2004—2008 годах, по поручению бывшего в то время президентом В. В. Путина, учитывая рост доходов России от экспорта нефти, связанный со стремительным ростом мировых цен на это сырьё, государственный долг стремительно сокращался. В результате длительных переговоров, к концу августа 2006 Россия осуществила досрочные выплаты 22,5 млрд долларов по кредитам Парижского клуба, после чего её государственный долг составил 53 млрд долларов (9 % ВВП). Пик российского государственного долга пришёлся на 1998 год (146,4 % ВВП). На 1 января 2000 года, внешний долг достиг 158,7 млрд долларов (а суммарный внешний и внутренний государственный долг составлял 84 % ВВП). Для сравнения, по данным МВФ за 2009 г, государственный долг Великобритании составлял 68,2 % ВВП, Германии — 72,5 %, Франции — 77,4 %, Канады — 81,6 %, США — 83,2 %, Италии — 115,8 %, Японии — 217,6 %.
  Структура государственного внешнего долга Российской Федерации* по состоянию на 1 ноября 2014 года    
     
Категория долга млн. долларов США эквивалент млн. евро**
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией) 53 704,6 42 653,1
     
Задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба, не являвшаяся предметом реструктуризации 50,4 40,0
     
Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба 921,5 731,9
     
Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ 878,1 697,4
     
Коммерческая задолженность бывшего СССР*** 20,8 16,5
     
Задолженность перед международными финансовыми организациями 1 234,1 980,1
     
Задолженность по внешним облигационным займам 39 308,5 31 219,5
внешний облигационный заем с погашением в 2015 году 2 000,0 1 588,4
внешний облигационный заем с погашением в 2017 году 2 000,0 1 588,4
внешний облигационный заем с погашением в 2018 году 3 466,4 2 753,1
внешний облигационный заем с погашением в 2019 году 1 500,0 1 191,3
внешний облигационный заем с погашением в 2020 году 3 500,0 2 779,8
внешний облигационный займ с погашением в 2020 году 944,3 750,0
внешний облигационный заем с погашением в 2022 году 2 000,0 1 588,4
внешний облигационный заем с погашением в 2023 году 3 000,0 2 382,7
внешний облигационный заем с погашением в 2028 году 2 499,9 1 985,4
внешний облигационный заем с погашением в 2030 году 13 897,9 11 038,0
внешний облигационный заем с погашением в 2042 году 3 000,0 2 382,7
внешний облигационный заем с погашением в 2043 году 1 500,0 1 191,3
     
Задолженность по ОВГВЗ 5,5 4,4
     
Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте 11 285,7 8 963,3
     
* в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации внешним долгом являются обязательства, возникающие в иностранной валюте
     
** объем государственного внешнего долга Российской Федерации в евро исходя из соотношения доллар/евро по курсу Банка России на последний день месяца перед отчетной датой
     
*** обязательства, не урегулированные по завершении переоформления коммерческой задолженности бывшего СССР

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: