Именной указатель

Августин Блаженный(354–430), христианский мыс­литель и церков­ный деятель.

Анаксимандр (ок. 610 – после 547 до н. э.), древнегре­ческий философ, представитель милетской школы, автор первых философских сочинений на греческом языке.

Анаксимен (ок. 585 – ок. 525 до н. э.), древнегрече­ский философ, пред­ста­витель милетской школы. Ученик Анаксимандра.

Аристотель (384 – 322 до н. э.), древнегреческий фило­соф и ученый. Учился у Платона в Афинах; в 335 г. до н. э. основал Ликей. Воспитатель Александра Ма­кедонского. Сочинения охватывают все отрасли тог­дашнего знания. Он впервые в истории человечества исследовал экономические явле­ния и процессы, пытаясь выявить общие закономерности, ввел в употребле­ние термин «экономия» и производный от него «экономика». Ранее словом «экономия» (что тогда означало «домоводство») озаглавил свое сочинение известный греческий философ Ксено­фонт. Аристотель является основателем социологии, ее научных основ. Аристо­телем были высказаны идеи о функ­циях денег, их превращении в капитал, приносящий собственнику новые до­полнительные деньги. Аристотель развивал идеи правового управления госу­дарством, считал, что прогрессивная форма государственного устройства – монархия, а наихудшая – олигархия, тирания.

Бердяев Николай Александрович(1874–1948), рус­ский религиозный фило­соф. Принадлежал к дворян­скому аристократическому роду. Учился в Кадет­ском корпусе, затем — на юридическом факультете Киевского универ­ситета. В 1898 г. был арестован за пропаганду марксизма и участие в студен­ческих бес­порядках. После трехлетней ссылки в Вологде и Житомире жил в Петербурге, Москве, где актив­но участвовал в общественной и философской жизни. В 1922 г. в числе других русских мыслителей и уче­ных, не приняв­ших новые реалии в стране, был выс­лан из России. Сначала жил в Германии, потом во Франции.

Бэкон Френсис(1561–1626), английский философ. Современник У. Шек­спира. Сын лорда-хранителя королевской печати, прожил богатую собы­тиями жизнь: был на дипломатической службе, вел юриди­ческую практику, с увлече­нием занимался полити­ческой деятельностью в парламенте. При ко­роле Якове I Шотландском сделал хорошую придворную карьеру, став лорд-канцлером Англии и получил ти­тул барона Веруламского. Однако был обви­нен пар­ламентом в интригах и коррупции, предстал перед судом и был осуж­ден. Благодаря вмеша­тельству ко­роля приговор был отменен, но политиче­ская карье­ра на этом была закончена, и он целиком посвятил себя философ­ской и литературной деятельно­сти.

Вебер Макс(1864–1920) – немецкий социолог, философ, историк, эконо­мист. «Идеальный, воображаемый тип» у Вебера – социальный тип, тип власти или общественной системы. «Идеальными типами» Вебер считал также рынок, капитализм, город, церковь. Рациональность, по Веберу, –судьба цивилизации, а бюрократия – основа рационального господства.

Вернадский Владимир Иванович(1863–1945), рус­ский естествоиспы­татель, мыслитель, историк науки. Сын профессора политической экономии И. В. Вернадского. Окончил университет в Петербур­ге, становится доцентом, а затем профессором Мос­ковского университета.

Витте Сергей Юльевич(1849–1915), граф, русский го­сударственный дея­тель, председатель Кабинета мини­стров с 1903 г., Совета министров в 1905–1906 гг.

Галилей Галилео(1564–1642), итальянский ученый, один из основате­лей научного естествознания. Зало­жил основы современной механики.

Гегель Георг Вильгельм Фридрих(1770–1831), немец­кий философ. Ро­дился в Штутгарте, в семье высоко­го чиновника государственной службы. В 1793 г. окончил протестантское теологическое училище в Тюбингене. Вели­кую француз­скую революцию отме­тил посадкой дерева свободы. В 1801-1806 гг. рабо­тал в Ионе, затем директором гимназии в Нюрнбер­ге. С 1816 г. – профессор филосо­фии в университете Гейдельберга, а с 1818 г. – Бер­лина.

Гераклит (ок. 544 – ок. 484 до н. э.), древнегреческий философ. При­надле­жал к аристократическому роду. Выступал как критик и оратор.

Гердер Иоганн Готфрид(1744–1803), немецкий фило­соф и историк куль­туры. Основной труд Гердера «Идеи к философии истории человече­ства» принес ему всемирную известность. Полное собрание со­чинений Гер­дера, изданное в Германии, насчиты­вает 45 томов. В России читателями Гер­дера бы­ли Н. М. Карамзин, А. Н. Радищев, Г. Р. Державин, В. А. Жуковский. В «Арабесках» Н. В. Гоголь на­звал его величайшим зодчим мировой исто­рии. В «Войне и мире» Л. Н. Толстого Пьер Безухов в бе­седе с Болконским излагает идеи Гердера о беспре­дельном совершенствовании человека. Од­нако отно­шение к Гердеру и при жизни, и в последующие годы не было од­нозначным. Многие относились к нему скепти­чески, корили за непрочность теоретических построений, описательность, чрез­мерную прибли­женность к реальности.

Герцен Александр Иванович (1812–1870) – русский философ, писатель, публицист. Основные работы: «Письма об изучении природы», «Дилетан­тизм в науке», «Былое и думы». Предмет исследований – роль личности в обществе, смысл нравственного идеала.

Гёте Иоганн Вольфганг (1749–1832), немецкий поэт, мыслитель, уче­ный.

Гоббс Томас (1588–1679) – английский философ. Сторонник теории «есте­ственного права» – права человека отстаивать, защищать свою жизнь и благо­состояние, поскольку природа создала людей равными; один из авторов «общест­венного договора», доказывающего необходимость перехода к ста­бильному гражданскому состоянию общества.

Гумилев Лев Николаевич(1912–1992), русский исто­рик и географ.

Данилевский Николай Яковлевич(1822–1885), рус­ский социолог, фи­лософ и историк культуры, один из идеологов панславизма. Главный труд: «Россия и Европа».

Декарт Рене(1596–1650), французский философ и ма­тематик. Родился в дворянской семье. Во время службы в армии начал создавать «новую фило­со­фию» и разрабатывать ставшие знаменитыми «Рас­суждения о методе». За год до смерти принял при­глашение шведского короля Христиана и переехал в Сток­гольм, где и умер, не выдержав сурового север­ного климата.

Демокрит(ок. 460 – ок. 371 до н. э.), крупнейший древнегреческий ученый-энциклопедист, философ. Ему принадлежит около 70 работ, вклю­чавших все области современного ему знания.

Дюркгейм Эмиль (1858–1917) – французский философ и социолог, ввел по­нятие «реальности социальных фактов», составляющих систему социаль­ной действительности, социального сознания; выделял морфологические («матери­альный субстрат») и духовные представления в сознании. Термин «аномия», введенный Дюркгеймом, дает объяснение поведению, отклоняю­щемуся от принятых норм и правил.

Зенон (ок. 490–430 до н. э.), древнегреческий философ. Всю жизнь прожил в родном городе, активно уча­ствуя в общественных делах. Сторон­ник аристокра­тии.

Кант Иммануил(1724–1804), немецкий философ, основоположник класси­ческой философии. Ро­дился в семье ремесленника в Кенигсберге (ныне Ка­лининград), где и провел всю жизнь. После оконча­ния философ­ского факультета Кенигсбергского уни­верситета (1745) 9 лет работал учите­лем, в 1755–1770 гг. стал доцентом, в 1770–1796 гг. – профес­сором уни­верситета. Современники признали его первым философом Германии. Ос­новные произведения: «Критика чистого разума», «Критика способности су­ждения». Всякое знание, считал Кант, начинается с опыта, но не сводится к нему. Этика Канта основана на представле­нии о человеке как о свободном существе и высшей цели мироздания. Высшая моральная заповедь («катего­рический императив»). Кант сформулировал так: «Поступай так, чтобы мак­сима твоего поведения на основе твоей воли могла стать общим естествен­ным законом». Отстаивал необходимость вечного мира между народами.

Кейнс Джон Мейнард (1883–1946) – английский ученый-экономист, лорд, один из наиболее выдающихся экономистов XX века. Разработал тео­рию денег, изложенную в его главной книге «Общая теория занятости, про­цента и денег». В пору «великой депрессии» им была рассмотрена типичная для современной экономики ситуация, в которой суммарный спрос и сум­марное предложение находятся в равновесии, а полная занятость при этом не достигается. Безработица сохраняется неопределенно долго, и требуются особые правительственные меры по увеличению совокупного спроса и уменьшению безработицы либо по сниже­нию спроса, что соответственно по­давляет рост цен и инфляцию. Кейнс известен и как видный политик, участ­вовавший в международных переговорах как после Первой мировой, так и Второй мировой войны.

Конт Огюст (1798–1857) – французский философ, социолог, популя­ризатор науки. Общество рассматривал как эволюционирующий организм, образуемый связями между людьми. Сформулированный им «Закон трех стадий» гласит: все мысли человека проходят три сменяющих друг друга со­стояния – теологическое (где господствует религия), метафизическое (где преобладают абстрактные сущности – дух, эфир) и позитивное (основанное на точной оценке окружающей реальности и строгой логике). Социологию рассматривал как науку о преобразо­вании общества на основе культа челове­чества.

Конфуций (Кун Цзы) (551–479 гг. до н. э.) – древнекитайский педагог, фило­соф, основатель конфуцианства. Создал учение о благородном муже — идеаль­ном человеке, развившем в себе гуманность, любовь к людям, спра­ведливость. Конфуций считал, что основа гуманности – уважение к предкам, старшим вообще. Особое внимание уделял этикету, правилам поведения че­ловека в различных жизненных ситуациях.

Коперник Николай(1473–1543) – польский астроном, создатель гелио­цен­трической системы мира.

Лаэртский Диоген(1-я пол. III в.) – древнегреческий пи­сатель, автор своеоб­разной истории философии.

Лейбниц Готфрид Вильгельм(1646–1716) – немецкий философ, мате­матик, физик, юрист, историк, языко­вед. Изучал юриспруденцию и филосо­фию в Лейп-цигском университете. В 1672–1676 гг. жил в Пари­же.

Ленин(Ульянов) Владимир Ильич (1870–1924) – рус­ский революцион­ный деятель, публицист, создатель и лидер Российской Коммунистической партии боль­шевиков, первый руководитель Советского государ­ства.

Локк Джон (1632–1704) – английский философ и политический мысли­тель. Теория познания Локка основана на отрицании существования врож­денных идей и принципов: «душа – чистый лист бумаги и лишь опыт запол­няет его письме­нами». «Основа всякого познания – ощущение», – утвер­ждал Локк. Идеи, полученные на основе внешнего опыта, Локк разделял на первичные (масса, объем и другие) и вторичные (цвет, запах, вкус) качества; вто­ричные существуют как бы только благодаря человеческому сознанию.

Лукреций, Тит Лукреций Кар(I в. до н. э.) – римский поэт и философ.

Маркс Карл Генрих(1818–1883) – немецкий мыслитель-энциклопедист, ав­тор теории научного коммунизма. Совместно с Ф. Энгельсом написал «Манифест Коммунистической партии» (1848), в котором ратовал за отмену частной собст­венности на землю и средства производства, централизацию капитала в руках го­сударства, всеобщую обязанность труда для всех. Именно в этом манифесте впервые увидела свет ставшая знаменитой фраза: «Проле­тарии всех стран, соединяйтесь!» Согласно воззрениям Маркса, история об­щества – это не цепь случайных событий или божественного проявления, а история развития эконо­мики и общества, средств производства, производи­тельных сил. Маркс считал, что противоречия между собственниками средств производства и наемными рабочими, между производственными от­ношениями и производительными силами являются экономической причи­ной социальных революций. Главный труд К. Маркса «Капитал» (1867) стали называть «библией рабочего класса». Не­смотря на то, что отдельные мысли Маркса оказались ошибочными, он по праву считается одним из классиков политической экономии. Учение К. Маркса поло­жено в основу коммунисти­ческих воззрений и коммунистического движения.

Менделеев Дмитрий Иванович (1834–1907) – русский химик, разносто­рон­ний ученый и педагог.

Мор Томас (1478–1535) – английский гуманист, государственный дея­тель и писатель. Его труд «Утопия», написанный в форме диалога, содержит критику общественного устройства того времени и описывает жизнь на вы­мышленном острове, где царитравенство потребления и труд обязателен для каждого члена общества.

Нейман Джон фон(1903–1957) – математик. Родился в Будапеште, с 1930 г. – в США. Внес большой вклад в создание первых ЭВМ.

Ньютон Исаак(1643–1727) – английский математик, механик, астроном и физик, основатель классиче­ской физики.

Оуэн Роберт (1771–1858) – английский утопический социалист. Разра­ботал программу преобразования об­щества с помощью поселений без част­ной собствен­ности, социальных противоречий и классов, личный экспери­мент по соз­данию коммун для эффективного производства на принадлежав­шей ему тек­стильной фабрике описал в книге «Новый взгляд на общество». Утверждал, что «человек есть продукт обстоятельств, а зло в нем порожда­ется несправедливым общественным устройством». Изменить психическую природу человека можно, по словам Оуэна, «предлагая ему с детства все по потребностям», создавая изобилие жизненных благ.

Платон (наст, имя Аристокл) (427–347 гг. до н.э.) – древнегреческий фи­лософ, ученик Сократа, одна из ключевых фигур истории мировой мысли, созда­тель античной политической утопии. Его «идеальное государство» представляет сообщество трех социальных групп: философов, стражей и ра­ботников. Главный труд – «Диалоги», в которых Сократ беседует с учени­ками. Платон утверждал, что «воспринимаемый мир является иллюзорным, кажущимся, а каждая вещь – результат соединения идеи с бесформенной материей. Идеи вечны и существуют вне пространства и времени». Принад­лежал к афинской рабовладельческой арис­тократии. Писал стихи. Выступал в спортивных со­стязаниях. Встретившись с Со­кратом, стал его вер­ным уче­ником.

Парменид из Элей(540–470 до н. э.) – древне­греческий фило­соф.

Парсонс Толкотт(1902–1979) – американский соци­олог-теоретик.

Паскаль Блез(1623–1662) – французский религиозный философ, писа­тель, математик и физик.

Руссо Жан Жак (1712–1778) – французский философ. Главная идея в его трудах – устранение социального неравенства. Отстаивал нравственные ценно­сти, бичевал фальшь и лживость в своих литературных произведениях. Его лозунг «Назад к природе!» был призывом к тому идеалу, к которому можно лишь вернуться, а не прийти в будущем. В том идеальном обществе все равны и свободны, нет частной собственности. Руссо считался предвест­ником Великой французской революции.

Сен-Симон Анри Клод (1760–1825) – французский мыслитель, социо­лог, социалист-утопист. В своем труде «Письма Женевского обывателя» дал проект переустройства общества, веря в «золотой век» на основе смены ре­лигиозных и научных идей и внедрения индустрии. Связь науки с производ­ством могут, по его мнению, сделать «труд достоянием каждого члена обще­ства и гармонизировать социальные отношения». Он также развил представ­ления о роли личности, выступал с лозунгом «Все люди – братья».

Смит Адам (1723–1790) – великий английский, шотландский ученый, кото­рый изданием одного произведения «Исследование о природе и причи­нах богат­ства народов» (1776) произвел переворот в представлениях совре­менников и придал новое направление экономической мысли. Эту книгу счи­тали вершиной экономической науки, а ее автора – основоположником, «от­цом» теоретической экономики. «Чтобы поднять государство с самой низкой ступени варварства до высшей степени благосостояния, нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении. Все остальное сделает естествен­ный ход вещей», – писал Смит. Он был сторонником саморегулирования на основе свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предло­жения, называя эти рыночные регуляторы «невидимой рукой», дополняющей государственное регулирование и заменяю­щей его. Его считают также осно­вателем трудовой теории стоимости, развитой затем Д. Рикардо и К. Мар­ксом.

Сократ(469–399 до н. э.) – древнегреческий философ. Письменных со­чине­ний не оставил, преподавал на улицах и площадях Афин.

Спенсер Герберт (1820–1903) – английский философ и социолог. Пред­ло­жил идею эволюции в социологии, считал, что в основе обществен­ного развития лежат принципы постепенного перехода от однородности к разно­родности социальной системы. В главном труде «Основания социоло­гии» провел аналогию между биологическим и социальным организмами, показы­вая их общность и различие. В обществе выделял три «системы орга­нов»: поддерживающую (мате­риальную), распределительную (связанную с разде­лением труда) и регулятивную (воплощенную в государственном управле­нии); назвал эти органы «социальными институтами», проследил их эволю­цию.

Спиноза Бенедикт (1632–1677) – нидерландский фило­соф. Родился в Ам­стердаме, в семье купца. После смерти отца завязал дружеские связи с оп­позици­он­ными господствовавшей церкви кругами, в которых было много представите­лей религиозного вольно­мыслия. За это еврейская община Ам­стердама, чле­ном которой он был, подвергла его «великому отлу­чению». Спасаясь от преследова­ний, жил в деревне, зарабатывая шлифовкой оптиче­ских стекол. Откло­нил предложение о приеме в члены Королевского на­уч­ного общества. Вел замкнутую жизнь гордого оди­ночки.

Тойнби Арнольд Джозеф (1889–1975) – английский ис­торик и философ. Разработал теорию круговорота цивилизаций.

Толстой Лев Николаевич(1828–1910) – русский писа­тель.

Фалес из Милета(ок. 625 – ок. 547 до н. э.) – древнегре­ческий фило­соф.

Федоров Николай Федорович (1628–1903) – русский философ. Учился на юридическом факультете Ришельевского лицея в Одессе, который оставил из-за несогласия с одним из преподавателей. Долгое время преподавал исто­рию и географию в различных про­винциальных городах России. Работал библиотека­рем Румянцевского музея в Москве. Человек громад­ной эрудиции во всех областях знания и феноменаль­ной памяти – знал на память все имеющиеся в библиотеке книги и их место.

Фейербах Людвиг Андреас(1804–1872) – немецкий философ. Сын из­вест­ного юриста. Изучал теологию в Гейдельберге, слушал лекции Гегеля в Берлине. Пре­подавал историю новой философии в Эргангене.

Флоренский Павел Александрович(1882–1943) – рус­ский ученый и ре­лиги­озный философ. Окончил мате­матическое отделение Московского уни­верситета и Московскую духовную академию, где впоследствии преподавал историю фило­софии. С 1911 г. – свя­щенник. После Октябрьской революции работал в области техники в Институте физики.

Франк Семен Людвигович(1877–1950) – русский фило­соф. Родился в семье врача. В гимназии и на первых курсах юридического факультета Мос­ковского уни­верситета увлекался марксизмом, занимался рево­люционной агитацией, что послужило причиной его ареста и высылки из Москвы. Затем были «годы ученья и странствий»: Берлин, Казань, Штутгарт, Париж. В это время он порвал с марксизмом и погру­зился в педагогическую и академиче­скую деятель­ность. В 1922 г. был выслан из России.

Фрейд Зигмунд(1856–1939) – австрийский врач и пси­холог, основатель пси­хоанализа. Родился в Чехии. С 1902 г. – профессор Венского универси­тета. Основоположник психоанализа; использовал метод лечения неврозов в создании своей концепции. Основной конфликт личности Фрейд видел в противостоянии между сознанием и бессознательным. Специальную роль от­водил сексуальности, которая, по его мнению, «представляет собой энерге­тический фонд личности, трансформируясь в различные формы человече­ского поведения». Сформулировал структурную концепцию личности, со­гласно которой сознательное «Я» высту­пает как поле борьбы влечений и же­ланий с требованиями общества и условиями культурной среды. Умер в Анг­лии.

Фурье Франсуа Мари Шарль (1772–1837) – французский утопический со­циалист. В своих работах доказывал необходимость вывести человеческий род из социального хаоса, искоренить нищету и преступления, установить строй соци­альной гармонии. Острие критики направлял на капиталистиче­скую цивилиза­цию, видя главное противоречие в несоответствии между ог­ромными достиже­ниями науки и индустрии и закостенелостью социальной жизни и организации производства, призывал к «социальной гармонии, рас­пределению доходов соразмерно труду и таланту».

Хайдеггер Мартин(1889–1976) – немецкий философ, основоположник не­мецкого экзистенциализма. Ро­дился в семье небогатого ремесленника. Учился в лицеях иезуитов в Констанце и Фрейбурге, слушал лек­ции по тео­логии, филосо­фии, естественным наукам в университете Фрейбурга. В 1933–1934 гг. был рек­тором Фрейбургского университета, некоторое время сотрудничал с нацистским режимом, но вскоре ото­шел от него. Со второй половины 30-х гг. целиком посвятил себя преподаванию и разработке собст­вен­ного чтения.

Чижевский Александр Леонидович (1897–1964) – рус­ский биолог, один из основоположников гелиобиоло­гии.

Шопенгауэр Артур(1788–1860) – немецкий философ. Родился в семье ком­мерсанта. Его мать была доволь­но популярной в те годы писательницей. Изучал в Геттингене философию и естественные науки. Слу­шал лекции в Берлинском университете.

Шпенглер Освальд(1880–1936) – немецкий философ и историк. В на­чале 1912 г. Шпенглер начинает раз­мышлять о своей главной книге «Закат Европы». Издание в 1818 г. первого тома этой книги сразу принесло Шпенг­леру шумный успех. Новая концеп­ция мировой истории изложена в статьях «Возраст американ­ских культур», «Колесница и ее значение для хода миро­вой истории», «К вопросу о мировой истории второго дохристианского тыся­челетия». В 30-е гг. в Германии, когда наступает фашизм, он вновь обраща­ется к политике, выступает с доклада­ми «Германия в опасности», на основе которого вы­пускает книгу «Годы решения» – свое духовное за­вещание и предсказание. Именно эта публикация вызвала самые жестокие нападки на­ционал-соци­алистов, так как в ней содержалось грозное пророче­ство о над­вигающейся опасности. Имя Шпенглера было запрещено упоминать в пе­чати, почти исчезли работы, исследующие его творчество. В последние годы жизни он выступил как автор большого тракта­та «Пруссачество и социа­лизм», «Человек и техни­ка», в которых рассматривает надвигающуюся дра­му научно-технической революции, трагические перспективы европейской ци­вилизации.

Эйнштейн Альберт(1879–1955) – физик-теоретик, один из основателей со­временной физики, создатель те­ории относительности. Родился в Герма­нии, с 1893 г. жил в Швейцарии, с 1914 г. в Германии, в 1933 г. эмигрировал в США.

Энгельс Фридрих (1820–1895) – немецкий ученый, фи­лософ, революци­он­ный деятель, один из основопо­ложников марксистской теории социализма.

Фурье Франсуа Мари Шарль (1772–1837) – французский утопический со­циалист. В своих работах доказывал необходимость вывести человеческий род из социального хаоса, искоренить нищету и преступления, установить строй соци­альной гармонии. Острие критики направлял на капиталистиче­скую цивилиза­цию, видя главное противоречие в несоответствии между ог­ромными достиже­ниями науки и индустрии и закостенелостью социальной жизни и организации производства, призывал к «социальной гармонии, рас­пределению доходов соразмерно труду и таланту».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: