Социальное знание - это знание об относительно устойчивых и систематически воспроизводимых отношениях между народами, классами, социально-демографическими и профессиональными группами. Цель социального знания - выявление объективных законов, выражающих существенные, всеобщие и необходимые связи явлений и процессов, происходящих в обществе.
Главной особенностью социального познания как одного из видов познавательной деятельности является совпадение субъекта и объекта познания. В ходе социального познания общество познает себя. Социальное познание начинается с установления социальных фактов. Фактом называется фрагмент уже состоявшейся действительности.
Целью социального познания, как и познания в целом, является установление истины. Однако установить ее в процессе социального познания нелегко, поскольку:
- объект познания, а им является общество, достаточно сложен по своей структуре и находится в постоянном развитии, на которое оказывают влияние как объективные, так и субъективные факторы;
|
|
- субъект социального познания - люди, которые имеют свои определённые интересы, и поэтому результатом социального познания является знание об обществе, зависящее от субъективной позиции исследователя;
- ограничена возможность применения такого метода эмпирического исследования, как эксперимент, то есть воспроизведение изучаемого социального явления по желанию исследователя практически невозможно. Социальный эксперимент носит конкретно-исторический характер и может приводить в разных обществах к разным результатам. Поэтому наиболее распространенным методом социального исследования является научная абстракция. Главный источник получения знаний об обществе -это социальная действительность, практика. Поскольку общественная жизнь изменяется быстро, то в процессе социального познания можно говорить об установлении только относительных истин. Понять и правильно описать происходящие в обществе процессы, открыть законы общественного развития можно только при установлении конкретно-исторического подхода к социальным явлениям. Основными требованиями данного подхода являются:
- изучение не только ситуации, сложившейся в обществе, но и тех причин, результатом которых она явилась;
- рассмотрение социальных явлений в их взаимодействии и взаимосвязи друг с другом;
- анализ интересов и действий всех субъектов исторического процесса (как социальных групп, так и отдельных личностей).
Если в процессе познания социальных явлений между ними обнаруживаются некоторые устойчивые и существенные связи, то говорят об открытии исторических закономерностей. Историческими закономерностями называются общие черты, которые присущи определенной группе исторических явлений. Выявление таких закономерностей на основе изучения конкретных социальных процессов в конкретных обществах в определенный исторический период и составляет сущность конкретного исторического подхода и представляет собой одну из целей социального познания. Не менее важной целью социального познания является социальное прогнозирование, т.е. получение знаний о будущем общества, о том, чего еще нет в действительности, но что потенциально содержится в настоящем в виде объективных и субъективных предпосылок ожидаемого хода развития
|
|