double arrow

Методы научного познания. В научном познании огромную роль играют методы позна­ния

В научном познании огромную роль играют методы позна­ния. От метода часто зависит судьба исследования. Метод - это система регулятивных принципов и правил познавательной и практической деятельности. Эту систему называют методом Декарта по имени ученого, сформулировавшего исходные принципы, которые можно сформулировать следующим образом;

1) ничего нельзя принимать за истинное, пока оно не пред­ставляется ясным и отчетливым;

2) трудные вопросы необходимо делить на столько частей,сколько нужно для разрешения;

3) начинать исследование надо с самых простых и удобных для познания вещей и постепенно переходить к познанию вещей трудных и сложных;

4) ученый должен на все обращать внимание: он должен быть уверен, что ничего не пропустил, должен останавливаться на всех подробностях.

Различают эмпирический и теоретический методы по­знания

К основным эмпирическим методам относятся:

- наблюдение;

- измерение;

- эксперимент;

- описание;

- сравнение.

Наблюдение - целенаправленное изучение отдельных предметов, в ходе которого происходит получение знания о внешних свойствах и признаках объекта. Наблюдение опирается на такие формы чувственного познания, как ощущение, воспри­ятие, представление. Итогом наблюдения является эмпирическое описание. Описание - процесс фиксации результатов наблюде­ния с помощью средств языка либо других знаковых форм. На­блюдение тесно связано с измерением - процессом нахождения отношения данной величины к другой однородной величине, принятой за единицу измерения. Результат измерения выражает­ся числом.

Эксперимент - метод изучения явлений, который осущест­вляется в строгоопределенных условиях, причем последние мо­гут при необходимости воссоздаваться и контролироваться субъектом познания (ученым). Это научно поставленный опыт.

Выделяются следующие виды эксперимента:

- исследовательский;

- проверочный (контрольный);

- физический, химический, биологический, социальный и др. Широкое развитие в современной науке получил мыслен­ный эксперимент - система мыслительных процедур, прово­димых над объектами. Эмпирические методы выполняют задачу исследования объектов

Задачу систематизации эмпирического знания выполняют такие общелогические методы и приемы познания, как ана­лиз, синтез, индукция, дедукция, аналогия, обобщения, системный подход.

Анализ - разделение (мысленное или физическое) познавае­мого объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения.

Синтез - соединение, воспроизведение связей отдельных частей, элементов сложного явления в единое целое.

Обобщение - установление общих свойств и признаков предмета.

Индукция - переход от знания отдельных фактов к знанию общего и существенного.

Дедукция - выделение конкретного знания из общего.

Аналогия - получение знания о неизученных объектах на основе сходства суже изученным

Системный подход - совокупность общенаучных методоло­гических принципов, в основе которых лежит рассмотрение объ­ектов как систем.

К теоретическим методам познания относятся:

- абстрагирование;

- идеализация;

- выдвижение гипотез;

- построение научных теорий;

- использование метода научного моделирования.

Научное моделирование (или модели) - это упрощенное изображение реальности, используемое для проработки возмож­ного результата, это воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изуче­ния. Особо выделяется математическое моделирование. Нередко модель строят по аналогии. Метод научного моделирования яв­ляется связующим звеном между двумя уровнями научного по­знания - теоретическим и практическим.

Гипотеза - выдвижение и обоснование некоторых предполо­жений, с помощью которых предполагается дать объяснение тем фактам, которые не укладываются в рамки прежних объяснений

На основе проверки гипотезы происходит построение науч­ных теорий. Научной теорией называется логически непроти­воречивое описание явлений окружающего мира, которое выра­жено особой системой понятий.Любая научная теория помимо описательной функции выполняет еще и функцию прогностиче­скую: она помогает определить направление дальнейшего разви­тия общества, происходящих в нем явлений и процессов.

Идеализация - это мысленное конструирование объектов, не существующих в действительности.

Абстрагирование - это отвлечение от несущественных признаков предметов и явлений и выделение сущностных при­знаков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: