Выделяют два уровня научного познания:
- эмпирический;
- теоретический.
Главной задачей эмпирического уровня является описание предметов и явлений, а основной формой получаемого знания -эмпирический (научный) факт. Эмпирическое познание имеет дело также с эмпирическими законами, которые устанавливаются в результате обобщений и систематизации результатов наблюдений и эксперимента. К экспериментально выявленным законам относятся, например, закон Шарля (зависимость давления газа от температуры), закон Ома (зависимость силы тока от напряжения и электрического сопротивления) и др.
На теоретическом уровне происходит объяснение изучаемых явлений, а полученное знание фиксируется в форме законов, принципов и научных теорий, в которых раскрывается сущность познаваемых объектов. На этом уровне ученые оперируют абстрактными теоретическими законами и объектами, которые нельзя непосредственно наблюдать, например электроны, гены. Среди этих законов - закон сохранения и превращения энергии, закон всемирного тяготения, законы наследственности и т.д. Подобные законы вместе с другими компонентами - принципами, понятиями, теоретическими схемами - образуют научную теорию.
|
|
Основными принципами научного познания являются:
- принцип причинности научного познания. Содержание этого принципа может быть передано известным высказыванием древнего философа Демокрита: «Ни одна вещь не возникает беспричинно, но все возникает на каком-нибудь основании в силу необходимости». Принцип причинности означает, что возникновение любых материальных объектов и систем имеет некоторые основания в предшествующих состояниях материи: эти основания называются причинами, а вызываемые ими изменения - следствиями. Все в мире связано друг с другом причинно-следственными связями, и задача науки - установить эти связи;
- принцип истинности научного знания - соответствие полученных знаний содержанию объекта познания, полученное знание проверяется (доказывается) практикой;
- принцип относительности научного знания. Любое научное знание всегда относительно и ограничено познавательными возможностями людей в данный момент времени. Поэтому задача ученого состоит в том, чтобы установить границы соответствия полученного им знания действительности - так называемый интервал адекватности.