Структура научного познания. Выделяют два уровня научного познания

Выделяют два уровня научного познания:

- эмпирический;

- теоретический.

Главной задачей эмпирического уровня является описание предметов и явлений, а основной формой получаемого знания -эмпирический (научный) факт. Эмпирическое познание имеет дело также с эмпирическими законами, которые устанавливают­ся в результате обобщений и систематизации результатов на­блюдений и эксперимента. К экспериментально выявленным законам относятся, например, закон Шарля (зависимость давле­ния газа от температуры), закон Ома (зависимость силы тока от напряжения и электрического сопротивления) и др.

На теоретическом уровне происходит объяснение изучае­мых явлений, а полученное знание фиксируется в форме зако­нов, принципов и научных теорий, в которых раскрывается сущность познаваемых объектов. На этом уровне ученые опери­руют абстрактными теоретическими законами и объектами, ко­торые нельзя непосредственно наблюдать, например электроны, гены. Среди этих законов - закон сохранения и превращения энергии, закон всемирного тяготения, законы наследственности и т.д. Подобные законы вместе с другими компонентами - принципами, понятиями, теоретическими схемами - образуют научную теорию.

Основными принципами научного познания являются:

- принцип причинности научного познания. Содержание этого принципа может быть передано известным высказыванием древнего философа Демокрита: «Ни одна вещь не возникает бес­причинно, но все возникает на каком-нибудь основании в силу необходимости». Принцип причинности означает, что возникновение любых материальных объектов и систем имеет некоторые основания в предшествующих состояниях материи: эти основания называются причинами, а вызываемые ими изменения - следст­виями. Все в мире связано друг с другом причинно­-следственными связями, и задача науки - установить эти связи;

- принцип истинности научного знания - соответствие полученных знаний содержанию объекта познания, полученное зна­ние проверяется (доказывается) практикой;

- принцип относительности научного знания. Любое на­учное знание всегда относительно и ограничено познавательны­ми возможностями людей в данный момент времени. Поэтому задача ученого состоит в том, чтобы установить границы соответствия полученного им знания действительности - так называемый интервал адекватности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: