double arrow

Права потребителя и их защита

В течение жизни мы что-то потребляем: либо товары (пища, одежда и т.д.), либо услуги (смотрим телевизор, читаем книги, слушаем лекцию). Приобретая экономические блага за деньги, мы выступаем в качестве потребителей. Как потребители мы вступаем в отношения с другими людьми, организациями и прежде всего с продавцами и производителями. Эти отношения предполагают взаимные права и обязанности, которые регули­руются законами «О защите прав потребителей», «О сертифика­ции», «О рекламе» и т.д.

Потребитель - это гражданин, купивший или собирающий­ся купить товар, услугу для личных нужд. Потребителю на рын­ке противостоит продавец (производитель). Продавец (произво­дитель) - это лицо или организация, которая производит товары и предлагает их на рынке потребителю (покупателю).

В рыночной экономике каждый должен самостоятельно де­лать свой потребительский выбор. Для того чтобы решение было обоснованным, нужно проанализировать большой объём потре­бительской информации, источниками которой являются:

информация о товаре и производителях на упаковке (эко­логические символы, состав продукта, правила пользования то­варом, стандарты качества и безопасности, штрих-коды и т.д.); реклама;

- договор между потребителем и продавцом; специальные потребительские издания (журнал «Спрос») и телепередачи, например «Впрок», и т.д.;

- советы специалистов (организации по защите прав по­требителей).

Наиболее важной характеристикой товара для потребителя является качество товара. Качество товара - это определённые нормативы, стандарты безопасности, которым должны следо­вать все без исключения производители. Эти нормативы разра­батываются специальным государственным органом - Государ­ственным комитетом по стандартизации, метрологии и сертифи­кации. Проверка соответствия товара требованиям стандартов называется сертификацией. В России существует специальный закон «О сертификации». Товары, которые прошли сертифика­цию, получают специальный документ - сертификат соответ­ствия.

Наряду с сертификацией осуществляется и проверка кон­кретных свойств товара, важных с точки зрения потребителя (какая колбаса вкуснее, чьи кроссовки удобнее и т.д.). Выявить это можно в ходе потребительского тестирования (испытания), которое проводится как государственными органами, так и об­щественными организациями по защите прав потребителей не­зависимо от производителей.

В нашей стране проведение сравнительных потребительских испытаний началось недавно, в 1994 г. Проводят их Международная конфедерация обществ потребителей КонфОП и журнал «Спрос». Однако потребитель претендует не только на право:

1) выбора;

2) информации о товаре;

3) безопасности,

но и на ряд других, например:

4) право быть выслушанным;

5) на компенсацию ущерба;

6) на просвещение;

7) на здоровую окружающую среду;

8) на удовлетворение базовых потребностей.

Все они закреплены в потребительском законодательстве: «Закон о защите прав потребителей», Гражданский кодекс, Уго­ловный кодекс, различного рода Правила и установления. Для того, чтобы обеспечить реальное соблюдение защиты прав по­требителей государство создаёт специальные организующие структуры:

- федеральные:

а) Государственный антимонопольный комитет РФ;

б) Государственный комитет по стандартизации, метрологии и сертификации;

- местные - отделы по защите прав потребителей при мест­ных организациях.

Государство может многое, но не всё. Поэтому на помощь потребителю, помимо государственных органов, приходят об­щественные организации потребителей. Главное отличие обще­ственной организации от государственной - независимость.

Если конфликт между потребителем и продавцом (произво­дителем) не может завершиться мирно, то потребитель может обратиться в суд. Суд выступает посредником между спорящи­ми сторонами. Суд независим от сторон.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: