В течение жизни мы что-то потребляем: либо товары (пища, одежда и т.д.), либо услуги (смотрим телевизор, читаем книги, слушаем лекцию). Приобретая экономические блага за деньги, мы выступаем в качестве потребителей. Как потребители мы вступаем в отношения с другими людьми, организациями и прежде всего с продавцами и производителями. Эти отношения предполагают взаимные права и обязанности, которые регулируются законами «О защите прав потребителей», «О сертификации», «О рекламе» и т.д.
Потребитель - это гражданин, купивший или собирающийся купить товар, услугу для личных нужд. Потребителю на рынке противостоит продавец (производитель). Продавец (производитель) - это лицо или организация, которая производит товары и предлагает их на рынке потребителю (покупателю).
В рыночной экономике каждый должен самостоятельно делать свой потребительский выбор. Для того чтобы решение было обоснованным, нужно проанализировать большой объём потребительской информации, источниками которой являются:
|
|
информация о товаре и производителях на упаковке (экологические символы, состав продукта, правила пользования товаром, стандарты качества и безопасности, штрих-коды и т.д.); реклама;
- договор между потребителем и продавцом; специальные потребительские издания (журнал «Спрос») и телепередачи, например «Впрок», и т.д.;
- советы специалистов (организации по защите прав потребителей).
Наиболее важной характеристикой товара для потребителя является качество товара. Качество товара - это определённые нормативы, стандарты безопасности, которым должны следовать все без исключения производители. Эти нормативы разрабатываются специальным государственным органом - Государственным комитетом по стандартизации, метрологии и сертификации. Проверка соответствия товара требованиям стандартов называется сертификацией. В России существует специальный закон «О сертификации». Товары, которые прошли сертификацию, получают специальный документ - сертификат соответствия.
Наряду с сертификацией осуществляется и проверка конкретных свойств товара, важных с точки зрения потребителя (какая колбаса вкуснее, чьи кроссовки удобнее и т.д.). Выявить это можно в ходе потребительского тестирования (испытания), которое проводится как государственными органами, так и общественными организациями по защите прав потребителей независимо от производителей.
В нашей стране проведение сравнительных потребительских испытаний началось недавно, в 1994 г. Проводят их Международная конфедерация обществ потребителей КонфОП и журнал «Спрос». Однако потребитель претендует не только на право:
|
|
1) выбора;
2) информации о товаре;
3) безопасности,
но и на ряд других, например:
4) право быть выслушанным;
5) на компенсацию ущерба;
6) на просвещение;
7) на здоровую окружающую среду;
8) на удовлетворение базовых потребностей.
Все они закреплены в потребительском законодательстве: «Закон о защите прав потребителей», Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, различного рода Правила и установления. Для того, чтобы обеспечить реальное соблюдение защиты прав потребителей государство создаёт специальные организующие структуры:
- федеральные:
а) Государственный антимонопольный комитет РФ;
б) Государственный комитет по стандартизации, метрологии и сертификации;
- местные - отделы по защите прав потребителей при местных организациях.
Государство может многое, но не всё. Поэтому на помощь потребителю, помимо государственных органов, приходят общественные организации потребителей. Главное отличие общественной организации от государственной - независимость.
Если конфликт между потребителем и продавцом (производителем) не может завершиться мирно, то потребитель может обратиться в суд. Суд выступает посредником между спорящими сторонами. Суд независим от сторон.