Цель занятия: создать у пациентов мотивацию к тренировке дыхательной мускулатуры, научить их приемам правильного дыхания.
Роль дыхательных мышц и диафрагмы в обеспечении механики дыхания. Для больных бронхиальной астмой характерны напряженный, укороченный вдох, сменяющийся удлиненным, ослабленным выдохом.
Упражнения с форсированным удлиненным выдохом («губы трубочкой»).
Упражнения с дополнительным сопротивлением на выдохе (медленный выдох через шланг в банку, наполненную водой).
Приемы постурального дренажа.
Дозированная ходьба, бег в медленном темпе, смешанное передвижение (ходьба-бег-ходьба).
Контроль за занятиями лечебной физкультурой (подсчет пульса, числа дыханий в 1 мин). Во время занятий циклическими видами лечебной физкультуры число сокращений сердца не должно превышать 160 в 1 мин после бега; восстановительный период не должен превышать 3-4 мин.
Одиннадцатое занятие.
Массаж. Закаливание.
Цель занятия: создать мотивацию у пациентов к проведению массажа и закаливания, обучить их приемам самомассажа и закаливания.
Больных обучают навыкам массажа грудной клетки, приемам перкуссии, вибрации, растирания и поглаживания грудных мышц. Перкуссия при массаже существенно увеличивает количество отделяемой мокроты. Физиологические свойства вибрационного массажа улучшают реологические свойства мокроты, а сочетание методов вибрации, разминания и растирания грудных мышц благоприятно влияет на биомеханику их сокращения. При обострении болезни массаж грудной клетки проводится 2-3 раза в день.
Закаливание. Комфортный, холодный, контрастный душ 1-2 раза в день.
Двенадцатое занятие.