
Рис.5.9. О подрезании зубьев колёс.
Рассмотрим, как связан коэффициент сдвига x рейки с числом зубьев, которое может быть нарезано рейкой на колесе. Пусть рейка установлена в положении 1(рис.5.9.). В этом случае прямая головок рейки пересечёт линию зацепления N-N в т.
и нарезаемое колесо будет нарезано. Отодвинем рейку, сохраняя положение полюса
в положении 2 так, чтобы прямая головок проходила через крайнюю т. B теоретической линии зацепления. В этом случае колесо не будет подрезано и минимальное число зубьев Zmin, которое может быть нарезано, определится по формуле
:
(5.21)
Отодвинем рейку ещё дальше от оси колеса в положение 3 на величину
. Тогда прямая головок рейки пройдёт через т.
, и, следовательно, на колесе может быть без подрезания нарезано некоторое число зубьев z, меньшее, чем
, подсчитанное по формуле (5.21).
Выведем зависимость между
и
. Т.к. мы предложили, что полюс зацепления
при сдвиге рейки не изменял своего положения, то из рис.9.9. следует, что основная окружность после сдвига будет иметь в качестве центра точку, которую мы получим, если в т.
восстановим перпендикуляр к линии зацепления
и найдём точку
, как точку пересечения этого перпендикуляра с линией
. Из подобия треугольников получим

Так как
,
,
и
, то
, или
;
Отсюда
(5.22)
где
подсчитывается по формуле (9.21). Для угла зацепления
и коэффициент
имеем
(5.23)
Для угла зацепления
и 
(5.24)
и для угла зацепления
и 
(5.25)
Для стандартного угла зацепления
и
, воспользовавшись формулами (5.22) и (5.23), получаем выражение для коэффициента сдвига:
(5.26)
Формула (5.26) позволяет создавать требуемую величину сдвига рейки для нарезания желательного числа зубьев без всякого их подрезания при угле зацепления
и
.
В современных расчётах допускают некоторый малый надрез, при котором срезается незначительная часть эвольвенты, и часто пользуются формулой
(9.27)






