Оценка экологического состояния леса или кустарникового сообщества

Цель занятия: научить детей несложным методам экологического мониторинга лесов, развить наблюдательность, умение описывать, анализировать, сравнивать и давать оценку происходящим вокруг природным явлениям.

Оборудование: карта или план местности, рулетка, тетрадь, карандаш и ручка.

Инструкция по выполнению практикума:

Для лесов основную угрозу со стороны человека представляют вырубка, выпас скота, пожары, сенокос, неорганизованный отдых.

На данном практическом занятии при помощи несложной методики можно оценить состояние растительности экотропы.

Наблюдения следует проводить в мае-июне, в период максимального развития растительного покрова. Работа выполняется индивидуально или в малых группах по 4-5 человек.

Перед началом наблюдений определите среднюю длину вашего шага. На ровной местности с помощью рулетки отмерьте расстояние 100 м и 3 раза пройдите его обычным спокойным шагом, каждый раз считая количество шагов. Определите среднее количество 31 шагов. Рассчитайте среднюю длину шага, она будет равна 100 м, поделенным на среднее количество шагов. На экотропе выберите большой участок, покрытый древесно-кустарниковой растительностью (размером примерно 100 на 100 м или больше). В центре участка шагами отмерьте квадратную пробную площадку размером 50х50 м. Углы площадки обозначьте колышками или камнями. Отметьте ее местонахождение на плане. Осмотрите площадку, обойдя ее вокруг по периметру.

Ответьте на вопросы: Какие виды деревьев и кустарников составляют данное сообщество? Какой вид преобладает? Какие ярусы выделяются в растительном покрове данного участка (древесный, кустарниковый, травяной, мохово-лишайниковый)?

Сделайте запись в тетради по схеме:

1. Дата наблюдения.

2. Место

3. Расположение участка наблюдения (в низовье, средней части или верховье склона). Укажите, далеко или близко от жилья находится этот участок.

4. Рельеф (ровный участок, пологий или крутой склон, мелкоземистый, щебнистый, каменистый или скалистый).

5. Видовой состав деревьев и кустарников.

Одной из основных характеристик леса является состав древостоя, то есть примерное количественное соотношение видов деревьев (или видов кустарников – в кустарниковых сообществах) между собой. В лесном хозяйстве для этого используют формулу состава древостоя. Формула показывает долю каждого из видов деревьев и кустарников от общего количества взрослых деревьев, которое принимают за 10 баллов.

Для определения формулы состава древостоя не надо пересчитывать все деревья в лесу, достаточно оценить соотношение разных видов, зрительно выделяя по 10 стволов в нескольких местах.

Состояние лесной экосистемы оценивается по сумме баллов следующих 5 признаков: полнота древостоя, подрост, порубки, возраст древостоя, состояние травяного яруса.

Осмотрите площадку, пройдя ее в нескольких направлениях, определите формулу состава древостоя и оцените каждый из 5 признаков по 3-балльной системе:

Первый признак. Полнота древостоя, то есть густота стояния деревьев в лесу. Она зависит как от влияния человека, так и от природных условий. Так, на сухих склонах древостой более редкий, чем на влажных. Но лес, испытывающий сильную нагрузку со стороны человека, всегда более разреженный. В древесных сообществах оценивается полнота древесного яруса, в кустарниковых сообществах - полнота кустарникового яруса.

- древесный ярус сомкнутый, почти все деревья (кустарники) соприкасаются кронами - 3 балла,

- полнота древостоя средняя, более половины деревьев (кустарников) соприкасаются кронами - 2 балла,

- древостой разреженный, менее половины деревьев (кустарников) соприкасаются кронами - 1 балл.

Второй признак. Подрост деревьев и кустарников (молодые деревья и кустарники старше 1 года, но еще не достигшие половины высоты взрослых деревьев и не плодоносящие). Состояние подроста является важным показателем при оценке естественного возобновления леса.

– подрост обильный, молодых деревьев и кустарников много - 3 балла,

- подрост средний, молодых деревьев и кустарников немного - 2 балла,

- подрост отсутствует, молодых деревьев и кустарников нет - 1 балл;

Третий признак. Порубки.

– отсутствуют, на изучаемой площадке нет срубленных деревьев и кустарников или старых пней - 3 балла,

- средние, на площадке вырублено несколько деревьев или кустарников (до 10 шт.) – 2 балла,

- порубки частые, на площадке срублено больше 10 деревьев или кустарников – 1 балл;

Четвертый признак. Возраст древостоя. Деревья и кустарники в ненарушенных экосистемах представлены разными по возрасту особями (однолетними всходами, молодыми, старыми), это обеспечивает возможность длительного существования лесных сообществ. Если в экосистеме отсутствуют молодые или старые растения, состояние ее неустойчивое. Отсутствие старых деревьев показывает, что лес на данном участке прежде был уничтожен и сейчас восстанавливается. Отсутствие всходов и подроста говорит о том, что лес находится под сильным антропогенным прессом (выпас скота, сенокошение).

- все возрасты, на площадке представлены всходы, молодые и старые деревья и кустарники - 3 балла,

- без старых, на площадке имеются только всходы и молодые деревья и кустарники – 2 балла,

- без молодых, на площадке только старые деревья и кустарники - 1 балл.

Пятый признак. Состояние травяного яруса. Оцените, насколько сильно травостой на вашем участке вытоптан и потравлен скотом.

- состояние хорошее, травостой практически не нарушен

Отметьте также, имеются ли на данном участке другие признаки влияния человека (следы пожара, мусор, покосы, сбор лекарственных и других растений и т.п.).

Сделайте вывод, каким является состояние данной экосистемы (плохим, средним, хорошим, стабильным или нестабильным). Какие отрицательные антропогенные факторы действуют на экосистему (вырубка, выпас скота, пожары, массовый отдых, сенокос)? Какие из них проявляются сильнее всего?

Оформите и сдайте учителю отчет (Экологическая тропа, 2010.).

Дальше начинаем подниматься на хребет Белягуш и напоминает ученикам, что цель сегодняшней тропы рассмотрение экологического состояния леса. Ученики при поднятии на хребет должны обратить внимание на это. Начинаем подниматься от устья ручья Кажат.

Давайте сначала рассмотрим геологическое строение и возраст хребта Белягуш. По возрасту хребет относится к авзянской свите среднего рифея – восточный склон и к зильмердакской свите верхнего рифея – западный склон хребта.

Тeрригeннo-кaрбoнaтные oтлoжeния aвзянcкoй cвитыпрocтирaютcя пoлocoй зaпaднee oтлoжeний зигaзинo-кoмaрoвcкoй cвиты и oxвaтывaют дoлины рeк Тюльмeнь и Рeвeть c прилeгaющими к ним нижними чacтями зaпaдныx cклoнoв xрeбтoв Зигaльгa, Нaры, мaccивa Ямaнтaу и вocтoчныx cклoнoв xрeбтoв Бeлягуш, Кaряды, Кaлты, гoры Дубoвoй.

Oтлoжeниями зильмeрдaкcкoй cвитыcлoжeнa сaмaя зaпaднaя гoрнaя цeпь зaпoвeдникa Бeлягуш-Кaряды-Сухиe гoры и xрeбeт Кaлты. Пo литoлoгичecкoму cocтaву cвитa пoдрaздeляeтcя нa 4 пoдcвиты (бeдeрышинcкaя, лeмeзинcкaя, нугушcкaя и бирьянcкaя). Пoрoды cвиты прeдcтaвлeны квaрцeвыми, пoлeвoшпaт-квaрцeвыми, aркoзoвыми пecчaникaми и aлeврoлитaми, рeжe aргиллитaми и дoлoмитaми.

Самая высокая точка хребта 934 м.

Дальше учитель начинает рассказывать про название хребта. Белягуш, хребет на правобережье Инзера к 3 от южной оконечности хребта Нары. Вторую часть названия «гуш» (в местном произношении гош) башкиры довольно часто связывают со словом кош — «птица», которое в сложных словах выступает и в форме «гош» (ср. байгош — «неясыть», карагош — «стервятник»). Первая часть названия обыкновенно остается без толкования, только в одном случае было сказано, что здесь скрыто слово бил — «поясница» и переводить надо «Птица с поясницей». Все это, конечно, очень походит на народную этимологию (www.dog.my1.ru).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: