Памятник природы гора Иремель

Горный массив Иремель одно из самых высоких и крупных горных сооружений Уральских гор. Иремель всегда привлекал внимание путешественников, исследователей и любителей природы, так как отличается своеобразным строением, сложным рельефом, разнообразием растительности и величественной красотой.

Рис. 7. Горный массив Иремель (Фото автора)

Иремель – одно из самых посещаемых туристами мест Башкортостана. Пешеходные походы на Иремель можно осуществлять с мая по октябрь от посёлка Тюлюк (Челябинская область).

Иремель представляет на Южном Урале наиболее высоко поднятый горный массив (1582 м), уступая в этом отношении лишь Яман-Тау (1640м).

Горная группа Иремель расположена на северо-востоке Белорецкого района Республики Башкортостан, вдоль северной и западной подошвы Иремеля проходит отрезок границы с Челябинской областью. Иремель входит в полосу наиболее высоких возвышенностей, протянувшихся западнее осевого хребта Урал-Тау, и отделяется от него долиной р. Белой и хребтом Аваляк. Западнее Иремеля, поднимается невысокий, но скалистый хребет Бакты, с которым Иремель соединяется широкой седловиной и затем опускается в широкую долину р. Юрюзани, которая отделяет Иремельскую горную группу от хребта Зигальги. На севере Иремель выделяется долиной реки Тюлюк. Следует отметить положение Иремеля в отношении речной сети: он принадлежит бассейну р. Белой, с его склонов начинается много рек, впадающих в р. Белую. Еще более примечательно положение Иремеля в отношении ландшафтных зон: район горной тайги, которая вторглась по хребтам далеко на юг в зону лесостепей и степей расположенных к западу и востоку от гор Южного Урала. Вершины и нагорные террасы Иремеля поднимаются выше границ лесного пояса и представляют субальпийский и альпийский пояс.

Различают Большой и Малый Иремель, которые поднимаются на общем основании горного массива, имеющего основное простирание СВ — ЮЗ.

Большой Иремель венчается величественной платообразной вершиной, называемой Кабан и достигающей высоты 1582 м. Башкирское слово Кабан, означающее по-русски «стог», «омет», очень верно определяет форму вершины, когда смотришь на нее с запада. Значение слова Иремель точно не определено; Д. Н. Мамин-Сибиряк считал, что это слово усвоено тюрками от обитавшего здесь народа «чуди», как и названия рек Уй, Миасс. От центральной части Большого Иремеля отходят два отрога: один — на СЗ, протяжением около 5 км и заканчивающийся скалистым поднятием под названием Жеребчик (1250 м), и другой — на ЮЗ, протяжением около 7 км и заканчивающийся скалами Синяк (940 м). На СВ от Кабана на высоте 1250—1300 м идет длинная (3 км) седловина, являющаяся продолжением основной оси Иремельского массива и связывающая Большой Иремель с Малым. На ней также имеются два поднятия. Первое, четко террасировано и метко называется по-местному «Залавок».

Второе поднятие расположено к седловине ближе к Малому Иремелю и возвышается над ней на 50 м в виде вытянутой каменистой сопки.

Малый Иремель протянулся в широтном направлении почти на 8 км. Он несет на себе 5 сопковидных каменистых вершин со стенообразными скалистыми останцами. Центральная сопка поднимается выше 1 400 м, а западная имеет высоту 1394 м и очень крутой западный и северный склоны. На западе Малый Иремель отделяется от северо-западного отрога Большого Иремеля широкой межгорной ложбиной, которая дренируется водотоками, питающими р. Карагайку, левый приток р. Тюлюка. На западном отроге Малого Иремеля замечательные скальные города, останцы, а поскольку посетителей мало – изобилие брусники и особенно голубики. На Малом Иремеле особенно выражены нагорные террасы, скальные города, останцы, каменные осыпи, глинистые пятна и каменные котлы, а пейзажи этого восьмикилометрового отрога иремельского массива просто неповторимы.

В целом вся горная система Иремеля имеет форму овала, вытянутого по главной оси с СВ на ЮЗ на 20 км. Западная сторона овала разорвана широкими ложбинами между отрогами и представляет двойную подкову. Наиболее высокие точки представлены скалистыми останцами.

Большая часть отдельных скал - останцев поднимается по вершинам Иремельской подковы и образует своеобразный редкий гребень. Останцы окружены, особенно с западной стороны, каменными россыпями, вернее грудами крупных каменных глыб.

Своеобразную и живописную форму рельефа Иремеля, а также хребтов Бакты, Нургуша, Зигальги, Машака, Яман-Тау и Аваляка представляют «скальные города». Приурочены они на Иремеле к концевым участкам отрогов.

Скальные города отличаются от гольцовых вершин Иремеля резким расчленением, большой относительной высотой скал, развитием каменных хаосов у оснований. Как крепости с бойницами, зубцами, башнями и бастионами, поднимаются из хвойного леса своей верхней частью скалы Синяка, Сукташа и Жеребчика, Встречаются небольшие площадки, покрытые мощной подушкой зеленых мхов или дерниной. Скалы достигают 40—50 м относительной высоты, Последние труднопроходимы, а составляют они по площади большую, основную часть скальных городов. Можно сказать, что скалы лишь венчают эти огромные хаосы.

Весьма характерную черту облика и вообще ландшафта представляют каменные россыпи - курумы. Состоят они из угловатых валунов, вернее глыб, из кварцевых песчаников, величиной от нескольких десятков кубических метров до 2-3 кубометров. На Иремеле они выветрелые, края притуплены, поверхность изъедена и покрыта лишайниками. На западных склонах Иремеля, хорошо увлажняемых, покрытых густым лесом и задернованных, развиты небольшие каменные россыпи. Северные и юго-восточные склоны в верхней части представляют сплошные каменные россыпи,

Каменные котлы на Кабане и Малом Иремеле имеют в диаметре до 2—3 м, глубину до 60—70 см, овальную или круглую форму. Дно их лишено мелкозема, сложено камнями; в дождливое время в некоторых котлах стоит вода, что и дало повод мало осведомленным людям говорить об озерах на вершине Иремеля. В каменных котлах вода чистая, прозрачная и пригодная для питья.

Снеговые формы рельефа приурочены к западной и северной подошве Кабана: здесь долго, до половины июля, залеживаются снежники.

Гора Иремель у башкир считалась святой на её вершину к концу ХІХ в. едва поднялось десяток человек. Восходить на нее запрещалось неписанными законами. Иремель фигурирует прямо или косвенно во многих легендах башкирского народа. По преданиям в недрах горы спрятаны несметные сокровища рассказывают и о снежных людях, и о людях, живущих внутри горы (чудь, диви).

Иремель называют одной из точек выхода положительной энергии, есть легенды о жертвоприношениях на этой горе, проведенных для «перекрытия» связи с космосом. Уфологи уверяют, что именно, у подножия Иремеля находится одно из самых аномальных мест, расположенных на территории России.

Вода в реках, берущих начало с Иремеля, считается священной, она дает энергию и силу человеку, а ночью в определенный час светится. По некоторым легендам гора может исполнять загаданные желания. При восхождении на Иремель рекомендуется взять подарок духу горы, и советуют не оставаться на ночь у вершины. Говорят, что плохого человека Иремель и плохо встречает, существует много рассказов о проделках батюшки Иремеля над неопытными туристами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: