Изучение горной реки

Цель занятия: научить детей самостоятельно выполнять несложные гидрологические наблюдения и расчеты и сделать выводы, сравнивая реку и ручей.

Оборудование: дневник наблюдений, карта или план местности, измерительная рулетка, метровая измерительная рейка, секундомер (можно использовать сотовый телефон, у которого есть функция секундомера), 3 поплавка, термометр, два 5-метровых куска веревки или шпагата, 4 колышка.

Инструкция по выполнению практикума:

1. Записать в дневник наблюдений дату и название реки и ручья.

2. Определить, в каком месте проводятся наблюдения: у истока, в верховье, в среднем течении, в низовье или в устье реки. Отметить пункт наблюдений карандашом на карте.

3. Ответить на вопросы: Куда впадает эта река, ручей? К какой речной системе и бассейну какого моря и океана принадлежит исследуемая река?

4. Определить состояние водного режима реки в данный момент: межень или паводок.

Определить тип питания реки (источники воды): атмосферное, родниковое или ледниковое.

5. При помощи таблицы 5 определить тип грунта у берегов и на дне реки, ручья

Таблица 5

Типы грунта реки

Тип грунта Преобладающий размер обломков, мм

Валуны более 100

Галька 10-100

Гравий 2-10

Песок 0,05-2

Глина менее 0,05

Ил менее 0,05, вязкие отложения органического происхождения

6. Определить скорость течения. Для этого выберите ровный участок реки, натяните и закрепите колышками веревку через реку. Чуть ниже по течению (через 10 м) натяните и закрепите еще одну веревку. Получился гидрологический створ. Скорость течения измеряется с помощью поплавков. Поплавки могут быть изготовлены из любого плавающего материала, например, небольшие деревянные кружочки, отпиленные от бревна. Потребуется 3 поплавка, так как измерение скорости проводится 3 раза.

Около первой веревки (выше по течению) стоит человек с поплавками, через 10 м ниже по течению, около второй веревки – человек с секундомером. Одновременно с отпусканием поплавка включается секундомер. При прохождении поплавком нижней черты гидрологического створа (нижней веревки) секундомер выключается, время хода поплавка (t1) записывается в дневнике. Измерения повторяют еще 2 раза. После этого вычисляют среднее время хода поплавков (t1+t2+t3) /3 и среднюю скорость течения реки (м/с). Скорость течения будет равна длине гидрологического створа (10 м), поделенной на среднее время хода поплавка.

7. Определить глубину и ширину реки. Реки М. Инзер нешироки и мелководны, поэтому в наших условиях глубину можно измерять метровой или полутораметровой рейкой, которую опускают на дно по центру ровного участка реки, отмечают уровень и затем измеряют рулеткой. Ширину измеряют рулеткой по натянутой веревке от одного берега до другого.

8. Рассчитать расход воды в реке. Расход воды – это объем воды (куб.м), протекающий через поперечное сечение реки за 1 секунду. Поперечное сечение реки – это площадь вертикального разреза русла реки, заполненного водой. Она равна 2/3 глубины умноженной на ширину реки и определяется в квадратных метрах. Расход воды равен поперечному сечению, умноженному на скорость течения.

9. Определить температуру воды в реке. Температуру измеряют термометром, держа его в середине потока около 1 минуты.

10. По результатам исследования заполнить две таблицы (по ручью и реке):

Таблица 6

Результаты гидрологических наблюдений на реке ______________(дата)

Ширина, м Глубина, м Тип грунта Температура воды, °С Среднее время хода поплавка, с Скорость течения, м/с Площадь поперечного сечения реки, кв.м Расход воды, куб.м/с
               

10. Оформить отчет с описанием этапов работы, таблицей результатов и выводами и сдать его учителю (Экологическая тропа, 2010.).

День 3. Экологическая тропа в «Хребет Белягуш»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: