Экологическая тропа как вид познания памятников природы

Одной из основных форм организации территории в целях реализации программ экологического образования являются экологические маршруты, иначе называемые экологическими тропами или учебными тропами природы. В англоязычной ли­тературе встречаются различные термины: nature trail, educa­tional path, cognitive path.

Само название «учебная тропа природы» можно понимать, как «мы изучаем природу» и как «природа нас учит». Другими словами, цель создания тропы заключается, прежде всего, в эко­логическом обучении и воспитании посетителей. Именно по­этому в последнее время их чаще стали называть не учебными, а экологическими тропами.

Учебная экологическая тропа выполняет следующие задачи: познавательную, обучающую, развивающую, воспитательную и оздоровительную.

Познавательная и обучающая задача экотропы включает знакомство с местной живой и неживой природой; изучение типичных представителей растительного и животного мира, и способов их адаптации к условиям обитания; изучение различных экосистем и выявление экологических связей между растениями, животными и условиями среды; анализ влияния деятельности человека на экосистемы; знакомство с научными методами изучения природных объектов и приобретение навыков самообразования и исследовательской работы. Поэтому экологическую тропу называют «учебным кабинетом в природе».

Развивающая задача экотропы состоит в том, чтобы способствовать развитию у детей внимания, наблюдательности, памяти, аналитического мышления и восприятия красоты, раскрыть их творческие возможности.

Воспитательная задача состоит в воспитании любви к природе, развитии экологической культуры. Любовь к природе не приходит сама собой - ее нужно пробудить. И здесь особенно важен опыт непосредственного общения детей с природой. Проводя наблюдения на экологической тропе, школьники познают родную природу, видят ее красоту и ранимость, начинают понимать, что каждый вид является важным звеном экологической системы. Понимание единства всей живой и неживой природы лежит в основе осознанного экологически правильного поведения. Участие в общей работе по созданию и благоустройству экотропы приучает детей к труду, развивает у них чувство ответственности и бережное отношение к плодам своих и чужих рук.

Свою оздоровительную задачу экотропа выполняет благодаря сочетанию, умственного труда и физических нагрузок с отдыхом на природе.

Три главных критерия экологических троп:

- привлекательность;

- информативность;

- доступность.

Привлекательность троп для школьников складывается из трех компонентов: красоты природы, ее своеобразия и разнообра­зия - сочетания контрастов, ритма, типичности и уникальности. Эти элементы и свойства, созданные природой или человеком, присущи ландшафтам и должны быть мастерски усилены органи­заторами маршрутов. Живописность пейзажа и отдельных объек­тов тропы также должна непременно учитываться при составле­нии проекта наряду с другими достоинствами тропы.

Каждая тропа должна быть непохожа на другие. Это своеоб­разие достигается не только прокладкой маршрута через особо привлекательные природные достопримечательности, но и с помощью оформления, элементами которого могут быть разные для каждой тропы мостики-переходы, своеобразные аншлаги, стоянки, маркировочные знаки на тропах.

Тропа не должна быть монотонной. В процессе выбора трассы и благоустройства территории необходимо добиваться смены закрытого пространства открытым, характерные ландшафты должны сменяться экотонами, то есть переходными полосами ти­па лес-поляна, озеро-берег, терраса-обрыв и т.д.

Контрастность - это один из факторов живописности ланд­шафта. В южных горах это проявляется особенно ярко: здесь на коротком расстоянии (менее одного дня пути) наблюдается быст­рая смена ландшафтов от пустынь и полупустынь до нивального пояса со снежниками и ледниками. На равнинных территории — это свойство проявляется в лесу через контраст темных густых зарослей ельников со светлыми, шелестящими листвой березово-осиновыми рощами, цветущими лугово-лесными травами. На реках - контраст тихого течения воды в заводях с журчанием на перекатах, и быстринах, очертанием высоких и низких ландшафтов.

Практически для всех компонентов природы характерен еще один критерий - ритмичность. Ритм ландшафта - повторяемость точек рельефа, среднее расстояние между соседними перевалами, долинами чередование в рельефе - повышений и понижений, в лесу - открытых и закрытых пространств, в погоде - сухих и дождливых дней.

Обязательным элементом на горных тропах являются обзорные точки. В.А. Николаев в своей работе «Ландшафтоведение. Эстетика и дизайн» подробно рассматривает роль точек обзора (видо­вые точки) в постижении, восприятии пейзажа.Видовая точка и пейзаж, с нею созерцаемый, взаимосвязаны. Нередко даже в одной и той же географической местности изменение позиции видовой точки приводит к смене видимого пейзажа.

Если на местности естественных обзорных точек нет, соору­жаются искусственные. Особенно они нужны на выровненной или слабопересеченной местности. Примером может служить об­зорная вышка, построенная на одной из троп национального пар­ка Лахемаа в Эстонии, где она дает возможность осмотреть пло­скую заболоченную равнину с сосновыми лесами, мохово- клюквенными участками и озерами.

Ландшафтное планирование обязательно включает эсте­тически осмысленное проложение и закрепление троп и площа­док пейзажного обзора. Взаимосвязанные в единой системе, они формируют каркас эстетического восприятия ландшафта.

Например, рассмотрим экологическую тропу за рубежом. На тропе Малые Диеры в Словакии с одной из стоянок от­крывается вид на вершину горы Розсутец - обнаженные острые скалы. А по правую сторону от нее, примерно на таком же вы­сотном уровне, видны спокойные округлые очертания вершим Полуднева Грунь и Стог, покрытые сплошным ковром высоко­горных лугов.

Информационный стенд на стоянке поясняет это различие: Розсутец сложен твердыми горными породами - доломитами, а две другие горы - мягкими мергелями. А для тех, кто интересует­ся не только открывающимся видом, но и организацией трои, проводник добавляет, что без вырубки деревьев на склоне ниже данной стоянки посетители не увидели бы, а значит, и не запом­нили бы того, что дает ключ к пониманию многих особенностей всего природного комплекса Малой Фатры.

Доступность для посетителей - одно из главных требований при проектировании тропы. Она влияет, прежде всего, на выбор трассы. Необходимо, чтобы начало тропы находилось сравнительно недалеко от входного (въездного) центра заповедника или национального парка или чтобы к нему вели хорошие подъемные пути: посетитель не должен ощущать физической и нервно усталости к тому моменту, как он сделает первый шаг по тропе. Сама трасса тропы должна быть не очень сложной для прохождения (слишком крутые склоны, длинные осыпи, скалы, большое число холодных бродов и т.п. нежелательны), это может заметно снизить, а то и вовсе сделать невозможным восприятие пейзажа, стремление к познанию, восприимчивость к воспитанию (Чижова, Севостьянова, 2007.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: