Декорирование изделий является завершающей стадией производства фарфоровых и фаянсовых изделий, заключающейся в нанесении на белье (неокрашенный полуфабрикат) специальных разделок двумя методами: ручным и полумеханизированным.
Усик, отводка, лента представляют собой непрерывные круговые полоски (усик шириной 1 мм, отводка - от 1 до 3 мм, лента-от 4 до 10мм).
Глава 9
Силикатные товары
Трафарет наносят аэрографом при помощи пластин из^он-кой жести или фольги, имеющих вырезы, контуры которых соответствуют наносимому рисунку. Он может быть одноцветным и многоцветным.
Крытьё различают следующих видов: сплошное - все изделие покрыто равномерным слоем краски; полукрытье - изделие покрыто краской шириной от 20 мм и выше; нисходящее - краску накладывают с ослаблением тона к низу изделия; крытье с прочисткой - по сплошному крытью сделана прочистка рисунка; крытье с прочисткой и раскраской красками и золотом.
Печать наносят на изделие с печатного оттиска на бумаге, при этом получают графический однокрасочный рисунок, который обычно раскрашивают одной или более красками.
|
|
Штамп представляет собой наиболее простой способ декорирования. Рисунок наносят резиновым штампом. Чаще штампы наносят золотом.
Декалькомания (деколь) занимает основное место в декорировании изделий. Рисунок переносят на изделие при помощи переводной картинки, выполненной литографическим способом. В настоящее время применяют сдвижную деколь. На бумагу-подложку наносят ацетилцеллюлозную пленку, на которой напечатан рисунок. При смачивании пленка с рисунком отделяется от бумаги и остается на изделии. В процессе муфельного обжига пленка сгорает, а краска сплавляется с поверхностью изделия.
Шелкография является перспективным способом украшения керамических изделий. Печатание рисунка производят через шелковую (капроновую) сетку, на которую накладывают трафарет. Декорируемое изделие подводят под шелковую сетку. Резиновый ролик с краской, проходя через сетку, продавливает ее в вырезы трафарета, и таким образом рисунок переводят на изделие.
Живописные работы выполняют кисточкой или пером ручным способом. В зависимости от сложности живопись бывает простой и высокохудожественной.
Фотокерамика воспроизводит на изделии портреты знаменитых людей, виды городов, особенно эффектна она в цветном исполнении.
По характеру расположения рисунков и количеству их на изделии считают:
- "букетом" - с количеством лепков или рисунков до трех вклю
чительно;
- "раскидные" - с количеством лепков или рисунков от пяти
и выше, в зависимости от величины лепка или рисунка;
|
|
- "раскидные с большим букетом" с количеством лепков или
рисунков не меньше четырех и большой букет в центре изделия
(только для столового ассортимента);
- "бортовые" - непрерывный (орнаментальный) рисунок, нане
сенный на изделие в виде полосы;
- "сплошные" - непрерывный рисунок, нанесенный по внеш
ней или внутренней (чашки, пиалы) поверхности изделия. На
чашках и других объемных изделиях - до нижнего изгиба, пе
реходящего в ножку; на тарелках, блюдцах и других плоских
изделиях - по всему борту.
Указанные выше разделки наносятся на изделия как отдельно, так и в личном сочетании, например: отводки с усиками или лентами; живописные рисунки с крытьем краской или разделкой рельефа; деколь со штампом и др.
Дополнительно к основному рисунку могут наноситься:
- арабеска - узкий бортовой орнамент, нанесенный от руки;
- дорисовка - дополнительная работа от руки к основному ри
сунку;
- цировка - гравированный рисунок по матовому золоту;
- разделка "медальон" - границы медальона обводятся или раз
рисовываются от руки либо наносится штамп.