Классическая немецкая философия. Философские позиции И. Канта

  Содержание урока Деятельность преподавателя Деятельность студентов
1-2 3-5 1-2 10-12 7-9 8-10 5-10 5-8 1-2 3-5 Организационный момент. (слайд 1) Мотивационно - целевой этап. - Что такое закон? (слайд 2) (Закон — в узком смысле нормативный правовой акт, который принимается представительным (законодательным) органом государственной власти в особом порядке, регулирует определённые общественные отношения и обеспечивается возможностью применения мер государственного принуждения. Кроме того, в широком смысле под законом понимается любой нормативно-правовой акт, действующий в рамках конкретной правовой системы). -Что такое ФГОС? (слайд 3) (совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования). - Что такое обучение своими словами? (слайд 4) (По закону: целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни). - Что такое воспитание?(слайд 5) (по закону: деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства). А) формулировка темы и цели урока. - А теперь, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Обозначьте тему нашего урока. (Законодательное обеспечение образовательной деятельности в РФ). (слайд 6) - Какую цель вы поставите перед собой на урок? (Актуализировать знания студентов о законодательном обеспечении образовательной деятельности в РФ через включение в активную познавательную деятельность). (слайд 7) Обобщение и систематизация знаний. Федеральный закон об «Образовании в РФ» принят 29 декабря 2012 года, вступает в силу с 1 сентября 2013 года. Он призван заменить два действующих базовых закона: "Об образовании" (1992) и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (1996). В документе прописываются нормы по всем уровням образования, включая дошкольное, профессиональное - начальное, среднее, высшее и дополнительное. Принципиальные отличия нового закона от старого. (слайд 9)Сегодня задача нового закона — не только описать систему образования, определить правила для всех участников образовательного процесса, но главное — описать нормы и правила, по которым можно двигаться по образовательной лестнице от уровня к уровню, предоставить каждому гражданину в любом возрасте возможности для образования и профессионального роста. Новый закон учитывает все многообразие возможностей получения качественного образования, которые сегодня есть в Российской Федерации. При этом образование на всех уровнях от дошкольного до высшего остается бесплатным. Цель нового закона — интеграция всех возможных документов, регулирующих сферу образования. Изначально он и задумывался как своего рода кодекс, согласованный со всеми нововведениями бюджетного, налогового и трудового кодексов, а также с законом о правовом положении бюджетных, автономных и казенных учреждений. ОтветДействительно, непрерывное образование упоминается и в существующем законе, но новый законопроект упорядочивает эту систему. Более того, он включает дошкольное образование в систему общего образования в качестве отдельного уровня, чего раньше никогда не было. Что касается уровней профессионального образования: законопроект обеспечивает общедоступность и бесплатность среднего профессионального образования и гарантирует безвозмездное получение на конкурсной основе третьего уровня высшего образования (сейчас это послевузовское профессиональное образование). Определяет новый закон и уровни образования, наличие которых дает право на занятие профессиональной деятельностью. Все это в совокупности дает возможность каждому человеку повышать свой образовательный уровень на протяжении всей жизни. (слайд 10) Получат право учить детей и взрослых:вет  Образовательные организации.  Научные организации (по программам магистратуры и подготовки научно-педагогических кадров, а также по программам профессионального обучения).  Организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, осуществляющие лечение и (или) оздоровление детей, организации, осуществляющие социальное обслуживание детей (по основным и дополнительным Общеобразовательным программам, программам профессионального обучения).  Индивидуальные предприниматели (по основным и дополнительным общеобразовательным программам, программам профессионального обучения).  Иные организации любой организационно- правовой формы (по программам профессионального обучения и дополнительного образования). Трактовка понятий «обучение» и «воспитание» в тексте закона выявлены во второй статье первой главы. (слайд 11) Обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни. (слайд 12) Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. (слайд 13) Конкретные преимущества, которые получат учащиеся, родители и вся система образования от вступления в силу нового закона: (слайд 14) 1.Дошкольное образование можно будет получить без очереди, в различных формах (в детском саду, дошкольных группах при школах, на дому), а само оно обеспечит равный уровень подготовки детей перед поступлением в школу. 2.Расширяются возможности получения знаний. В законодательстве впервые закреплено право на дистанционное, электронное, сетевое и семейное обучение. 3.Расширится выбор образовательных организаций, в которых можно получить образование на бесплатной основе: бюджетное финансирование получат граждане, обучающиеся в негосударственных образовательных организациях. (слайд 15) 4.Студенты и школьники получат возможность выбирать учебные курсы, причем не только в своем образовательном учреждении, но и за его пределами. 5.Среднее профессиональное образование станет общедоступным. 6.Повышен уровень начального профессионального образования: оно включено в систему среднего профессионального образования. 7.Родители, работодатели и учащиеся получат больше возможностей для влияния на образовательный процесс и его организацию за счет расширения полномочий общественных советов. (слайд 16) 8.Студенты получат возможность заниматься научной деятельностью под руководством научных работников. Будут расширены возможности прохождения практики на предприятиях реального сектора экономики, ведения преподавательской деятельности специалистами предприятий-работодателей. 9.Расширятся возможности для реализации уникальных образовательных программ. В законе учтены особенности получения образования для детей с ограниченными возможностями, образования в сфере культуры и искусства и т. п. (слайд 17)Какие права обеспечивает новый закон?  Право каждого на образование.  Поддержку различных форм получения образования, включая самообразование и семейное образование.  Право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в рамках возможностей, предоставляемых системой образования.  Право каждого на защиту его законных интересов, прав и свобод в образовании, включая судебную защиту. Вторая статья документа гласит о том, что образование является единым процессом обучения и воспитания. Таким образом, все нормы законопроекта, регулирующие процесс образования, в равной мере относятся и к воспитанию. (слайд 18) В соответствии с новым законом общее и профессиональное образование реализуется по уровням: Общее образование:  дошкольное образование;  начальное общее образование;  основное общее образование;  среднее общее образование; Профессиональное образование:  среднее профессиональное образование;  высшее образование — бакалавриат;  высшее образование — специалитет, магистратура;  высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации. Для каждого уровня создаются свои федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Плюсы и минусы нового закона Итак, в чем же заключается новшество предложенного Минобрнауки закона «Об образовании»? Перечислим ключевые моменты: Сделаны попытки к уравниванию государственных и негосударственных образовательных учреждений. Вводится понятие «образовательная услуга», которое приблизит школы, колледжи и вузы к коммерческим предприятиям. К тому же, изменится и система лицензирования учебных заведений. Изменена и система финансирования школ. Предполагается, что школы обретут финансовую независимость, станут более инновационными и высокотехнологичными. При этом будут учитываться и особенности различных категорий учащихся, связанные либо с ограниченными возможностями здоровья, либо с творческой одаренностью. Возможно, придется отказаться от льгот для инвалидов при поступлении в вузы. Их право на образование никто не оспаривает, однако, о прохождении вне конкурса уже не будет речи. Инвалидам и другим льготным категориям предоставят возможность бесплатно готовиться к поступлению. Одним из возможных минусов закона признают недостаточное социальное обеспечение. Не решены вопросы, связанные с социальными стипендиями, финансовой помощью педагогам и пр. Уходит в историю начальное профессиональное образование, что вызывает вопросы о социальной защите малообеспеченных слоев населения. Среднее и высшее профессиональное образование, в свою очередь, будут максимально интегрированы. При этом колледжи фактически станут равны институтам и будут готовить бакалавров. Профессиональное образование изменится в корне. Прежнее деление на начальную, среднюю и высшую ступень признали устаревшей: она не отвечает болонскому лозунгу «Образование через всю жизнь». Траектория проф. образования начнется еще в школе и непрерывно продолжится в среднем, а затем — в высшем учебном заведении. Кстати, о высших учебных заведениях. Изменится не только учебный план вузов (переход на двухуровневую систему «бакалавриат — магистратура» и сохранение специалитета), но и их статус. Уже созданы отдельные категории «элитных» университетов: федеральных и национальных исследовательских. Это поможет развивать необходимые государству научные направления. Академии как вид вуза исчезнут и будут либо предоставлять дополнительное образование, либо готовить аспирантов и докторантов. А вот для подготовки бакалавров и магистров академии придется сменить вывеску. Эти и многие другие нововведения пока существуют только на бумаге. Насколько успешно они будут реализованы и чем грозят нашей образовательной системе — покажет время. Документ будет согласован с регионами и федеральными органами исполнительной власти, доработан в соответствии с собранными замечаниями и вынесен на рассмотрение правительства. Но у каждого из нас есть шанс: сделать свой выбор самим, пока за нас его не сделал кто-то другой. (слайд 19)Сейчас мы предлагаем творческое задание: перед вами лежат листочки, на которых предоставлен материал по определенным статьям Федерального закона «Об образовании в РФ». Вам необходимо внести в них изменения. Представьте, что вы министры. Изменения по желанию. Закрепление. - Сейчас мы предлагаем вам проверить остаточные знания по теме,т.е. тест. В тесте три варианта ответа, из представленных ответов лишь один правильный. (слайд 20) 1.Что такое ФГОС? А) ФГОС - нормативный правовой акт, который принимается представительным (законодательным) органом государственной власти. Б) ФГОС - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. В) ФГОС - является основополагающим документом, задающим правовые основы регулирования сферы общего образования в Российской Федерации. (Слайд 21) 2. Когда был принят Федеральный Закон об «Образовании в РФ»? А) 29 декабря 2012 г. Б) 29 декабря 2013 г. В) 1 сентября 2013г. (слайд 22) 3. Выберите верные уровни общего образования: А) общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование, профессиональное обучение. Б) дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование. В) среднее профессиональное образование, высшее образование (бакалавриат), высшее образование (специалитет, магистратура), высшее образование – докторантура. (слайд 23) 4. Понятие «обучения» по закону: А) целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению ЗУН (знания, умения, навыки), развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов. Б) вид учебной деятельности, в которой количество и качество элементов знаний и умений ученика доводятся до должного уровня (среднего, эталонного, возможного), составляющего цель обучения. В) целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.(слайд 24) 5.Понятие «воспитания» по закону: А) ожидаемые изменения в человеке, осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведённых воспитательных акций и действий. Б) деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. В) это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции. -Проверим тест. Подведение итогов. -Подведем итог. О чем сегодня шла речь на уроке? Повторим что такое ФГОС, образование? Приветствует студентов, настраивает на работу. Вводит в тему предстоящего урока. Рассказывает, задает вопросы, дает определение. Выводит определение на экран. Цели записаны за створкой доски. Задачи на доске. Зачитывает, выводит на экран. Читает, рассказывает. -задает вопросы. Рассказывает. Выводит на экран, читает. Читает. Предоставляет в презентации. Читает. Предоставляет в презентации. Раскрывает суть плюсов и минусов нового закона. Тест выводится на экран. Выводит ключ теста на экран. Готовятся к уроку. Отвечают на вопросы, формулируют определение. Формулируют тему и цель урока. Сотрудничают с педагогом, отвечают на вопросы, слушают. Сравнивают свое определение, записывают, запоминают. Определяют тему и цели урока. Дают определение. Читают. Внимательно слушают. Размышляют, говорят свои предположения. Следят глазами, читают, конспектируют. Слушают и смотрят презентацию. Самое важное записывают. Вспоминают и проговаривают. Делятся со своим мнением. Восприни-мают информацию. Выполняют тест письменно. Проверяют самостоятельно. Подводят итог урока.

Список литературы.

1. Законопроект «Об боразовании в РФ». Вопросы и ответы.

2. Лекция Сафоновой Т.В. «О законе».

3. Новый Федеральный закон «Об образовании в РФ» 2013г.

4. Презентация «Закон. Начальная школа» Ивановой Я.В., студентки 225 группы.

5. Сафонова Т.В. «Противоречия в законе».

Классическая немецкая философия. Философские позиции И. Канта.

Немецкая философия — обобщенное название для философии на немецком языке, а также философии немецких мыслителей.

Немецкая философия была чрезвычайно многообразной по представляемым взглядам, занимала центральное место в рамках аналитической и континентальной философских школах на протяжении веков, от Готфрида Лейбница, Иммануила Канта, Георга Гегеля, Карла Маркса, Артура Шопенгауэра, Фридриха Ницше, Людвига Витгенштейна до современных философов, таких как Юрген Хабермас.

Немецкая философия конца XVIII — первой трети XIX в., представленная именами Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха, заслуженно именуется классической.Она знаменует собой важный этап в истории мировой философской мысли. В ней нашли свое продолжение прогрессивные идеи философии Нового времени — вера в могущество разума, гуманизм, неотчуждаемые права личности. Но главное ее

завоевание — разработка диалектического метода, обоснование мирового закона вечного развития. В этой философии нашли свое отражение как основные черты эпохи становления нового, капиталистического строя, так и конкретно-исторические особенности, присущие тогдашней Германии. Классики немецкой философии были идеологами своей буржуазии, которая значительно отставала в социально-экономическом и политическом развитии от буржуазии передовых стран. Со времени Реформации и до конца XVIII в. Германия не представляла собой единого экономического целого, капиталистический рынок находился в процессе становления. Не представляла она и единого политического целого: страна была разделена почти на 300 самостоятельных государств, большинство из которых были карликовыми. Экономическое благосостояние бюргерства в значительной степени зависело от заказов двора и феодалов, от поставок для армии. Это определило политическую дряблость немецкой буржуазии. И хотя ее интересы не совпадали полностью с интересами юнкеров, она покорно шла в фарватере политики дворянского государства. Указанные обстоятельства не могли не найти своего отражения в немецкой философии того времени, определяя ее двойст­венный, компромиссный, подчас противоречивый характер. Если труды французских просветителей запрещались и сжигались, а сами они подвергались судебным преследованиям, вплоть до заключения в Бастилию, то немецкие философы-идеалисты были заслуженными профессорами германских университетов, при­знанными наставниками юношества, а их труды издавались и распространялись без всяких препятствий. Но хотя они не выступали против существующих в германских государствах политических учреждений, их учения по сути дела были враждебны, несовместимы с феодальными порядками, отжившими свой век. Диалектический метод, особенно обстоятельно и последовательно разработанный Гегелем, мог быть легко обращен против этих порядков. Что и сделали наиболее радикально настроенные уче­ники берлинского профессора. Поэтому Маркс называл философию Канта, родоначальника классической немецкой философии, немецкой теорией французской революции. С неменьшим основанием данное определение может быть, распространено на других представителей классической немецкой философии.

В интеллектуальном развитии Канта выделяют два периода: докритический (приблизительно до конца 70-х годов XVIII века) и критический. В первый период Кант в основном придерживался материалистических позиций. Он выступал, прежде всего, как крупный ученый – астроном, физик, географ.

Основной интерес Канта составляют в этот период больше проблемы науки, чем философии. Ему принадлежит первенство в обосновании зависимости приливов и отливов от положения Луны, а также обоснование гипотезы о происхождении Солнечной системы из гигантской газовой туманности. («Всеобщая естественная история и теория Неба» 1755). Кант пишет работы по теории землетрясения, издает трактат о ветре, проявляет большой интерес к географии, физике, антропологии. Однако было бы ошибкой считать Канта даже в этот период материалистом, так как он утверждал, что конечной причиной возникновения и существования Вселенной является БОГ.

Специфическая кантовская философия, которая заложила основы всей немецкой классической философии, сформировалась в т.н. критический период, после опубликования Кантом трех «Критик»: «Критики чистого разума» (1781), «Критики практического разума» *1788) и «Критики способности суждения» (1790). В этих работах Кант концентрирует свое внимание на фундаментальных философских проблемах человека как субъекта познания и деятельности, а именно на теории познания («Критика чистого разума»); этике («Критика практического разума»); эстетике и учении о целесообразности природы («Критика способности суждения»). Он также уделил внимание религии («Религия в границах чистого опыта»).

Все «Критики» связаны единым замыслом и представляют собой последовательные ступени обоснования системы трансцендентального идеализма. Кант назвал свою философию трансцендентальной, потому что её предметом является субъект, который познает то, что создает сам, своим сознанием.

Второй период творчества Канта назван «критическим» не только потому, что «Критиками» назывались основные произведения, а и потому, что Кант поставил перед собой задачу провести в этих произведениях критический анализ всей предшествующей ему философии. Он решил противопоставить критический подход при оценке возможностей и способностей человека господствующему до него, как он считал, догматическому подходу. В постановке и решении философских проблем Кант осуществил коренной переворот. Сущность его состоит в следующем. И в средневековой философии, и в философии эпохи Возрождения центральной частью философских систем являлось учение о бытии, т. е. онтология. Акцент на проблемы гносеологии был перенесен только в философии Нового времени (Ф.Бэкон, Р. Декарт, Д. Беркли, Д. Юм). Однако в центральной проблеме гносеологии – воздействие субъекта и объекта – докантовские философы акцентировали внимание на анализе объекта. Кант первым делает предметом философии специфику познающего субъекта, который, по его мнению, определяет способ познания и контролирует предмет знания. Кант ставит задачу: установить различие между субъективными и объективными элементами знания в самом субъекте, в его различных уровнях и структурах. В самом субъекте Кант различает два уровня: эмпирический (опытный) и трансцендентальный (находящийся по ту сторону опыта). К эмпирическому уровню он относит индивидуально – психологические особенности человека, а к трансцендентальному – индивидуальное начало в человеке, то есть всеобщие определения человека как такового, человека как представителя человечества.

В ”Критике чисто разума” Кант, в частности, ставил проблему: как возможно достоверное научное знание? Он считает, что достоверное знание – это значит объективное знание. Сама же объективность отожествляется Кантом с всеобщностью и необходимостью. Следовательно, для того, чтобы знание имело достоверный характер, оно должно обладать чертами всеобщности и необходимости.

Объективность знания обусловливается структурой трансцендентального субъекта, его надындивидуальными качествами и свойствами. Кант считает, что познающему субъекту по самой его природе присущи некоторые врожденные (доопытные) формы подхода к действительности. Они не могут быть выведены из самой действительности. Такими формами являются пространство, время, формы рассудка. Согласно Канту, пространство и время – это не формы бытия вещей, которые существуют объективно, независимо от нашего сознания, а напротив, - это субъективные формы чувственности человека. Они изначально присущи человеку как представителю человечества. Пространство – это врожденная доопытная форма внешнего чувства (или внешнего созерцания). Время – это врожденная форма внутреннего чувства (внутреннего созерцания).

Доопытные (априорные) формы чувственности – пространство и время – создают предпосылки достоверности математического знания (Кант уверен в научном характере математики и естествознания). Реализация же этих предпосылок в действительность осуществляется на основе деятельности второй познавательной способности – рассудка (первая способность – врожденные формы подхода к действительности: пространство и время). Рассудок - это мышление, оперирующее понятиями и категориями. Рассудок выполняет функцию подведения многообразного чувственного материала, организованного с помощью доопытных форм созерцания, под единство понятий и категорий. Не предмет является источником знаний о нем в виде понятий и категорий, а напротив, формы рассудка (т.е. понятия и категории) конструируют предмет. Поэтому предметы и согласуются с нашими знаниями о них. Кант считает, что мы можем познать только то, что сами создали. Понятия и категории носят независящий от индивидуального сознания необходимый и всеобщий характер. Знание, основанное на них, поэтому приобретает объективный характер.

Таким образом, рассудок упорядочивает восприятия человека, подводит их под всеобщие и необходимые формы и, в результате, обусловливает объективность знания. Но что создает возможность для такой деятельности рассудка? Что объединяет все понятия и категории в целостность, что приводит их в действие? На эти вопросы Кант отвечает так: все это связано с особенностями субъекта. Акт самосознания субъекта (я мыслю) является конечным основанием того единства, без которого рассудок не смог бы осуществить свою функцию подведения под всеобщие и необходимые определения. Этот акт самосознания Кант называет трансцендентальным единством апперцепции, т. е. объединением восприятий за пределами опыта. Параллельно с понятием трансцендентального Кант определил и близкое к нему, но не адекватное ему понятие трансцендентного, т. е. того, что находится за пределами опыта (например, содержание понятий “Бог”, “субстанция”, “вещь в себе”).

На основе вышеизложенного теорию познания Канта в самом общем виде можно представить следующим образом. Существуют вещи сами по себе. Эти вещи воздействуют на органы чувств человека и тем самым порождают многообразие ощущений. Эти ощущения упорядочиваются с помощью доопытных (врожденных) форм созерцания (чувственности) – пространства и времени. Ощущения располагаются как бы рядом друг с другом, и составляет предмет восприятия. Эти восприятия носят субъективный и индивидуальный характер. Для того, чтобы эти восприятия превратились в нечто общезначимое и объективное, необходима деятельность рассудка на основе форм мышления – понятий и категорий. Таким образом, вещь сама по себе через каналы органов чувств, форм чувственности и рассудка стала достоянием сознания субъекта (“явилась ему”) и он может делать о ней определенные умозаключения. Вещи, которые познаются в чувственном опыте и существуют в сознании субъекта, Кант называл феноменами (явлениями). Человек, по мнению Канта, может знать только явления. Каковы вещи сами по себе, т. е. каковы их качества и свойства их взаимоотношения вне сознания субъекта, человек не знает, и знать не может. Он знает о вещах только в той форме, как они даны его сознанию (но не в той, в какой они существуют сами для себя). Поэтому вещи сами по себе для человека являются “вещами в себе”, непознанными, нераскрытыми. Они могут только мыслится, но в чувственном опыте не познаваться. Эту скрытую для восприятия человеком сторону вещей Кант называл ноуменом (объект от мысли, разума).

У человека нет средств установить связь, сопоставить “вещи сами по себе” (ноумены) и явления (феномены). Отсюда следовал вывод об ограниченности возможностей в познании форм чувственности и рассудка. Формам чувственности и рассудка доступен только мир опыта. Все то, что находится за пределами опыта, т. е. умопостигаемый мир, может быть доступен только разуму. Разум – это третья и высшая способность субъекта, которая руководит деятельностью рассудка, ставит перед ним цели. Разум оперирует идеями. Идеи – это не сверхчувственные сущности, обладающие реальным бытием и постигаемые с помощью разума, (так считал Платон). Идеи у Канта – это представления о цели, к которым стремится наше познание, задачи, которые оно перед собой ставит. Идеи разума выполняют регулирующую функцию в познании, побуждая рассудок к деятельности. Рассудок, побуждаемый разумом, стремится к абсолютному знанию и выходит за пределы опыта. Но его средства – понятия и категории – действуют только в этих пределах. Поэтому рассудок впадает в иллюзии, запутывается в противоречиях. Доказательством положения о том, что идеям разума не может соответствовать реальный предмет, что разум опирается на мнимые идеи, служит учение Канта об антиномиях разума. Антиномии – это противоречивые взаимоисключающие положения.

По Канту, человеческий разум необходимо впадает в противоречие с самим собою, когда он пытается познать мир в его сущности, как безусловное целое, т. к. он при этом выходит за пределы чувственного опыта. В результате получается четыре антиномии:

1. мир конечен и бесконечен;

2. каждая сложная субстанция состоит из простых вещей и не существует ничего простого;

3. в мире существует свобода и господствует детерминизм;

4. существует первопричина мира (Бог) и не существует первопричины мира.

Антиномии имеют место там, где с помощью конечного человеческого рассудка пытаются делать заключения не о мире опыта, а о мире “вещей самих по себе”.

Итак, мир “вещей самих по себе” закрыт для чувственности, и, следовательно, он закрыт для теоретического разума, науки. Однако это еще не значит, что этот мир недоступен человеку. Человек, по Канту, житель двух миров: чувственно – воспринимаемого и умопостигаемого. Чувственно – воспринимаемый мир – это мир природы. Умопостигаемый мир – это мир свободы. Свобода, по Канту, это независимость от определяющих причин чувствен - воспринимаемого мира. В сфере свободы действует не теоретический, а практический разум. Практическим этот разум называется потому, что его главное назначение – руководить поступками человека. Движущей силой этого разума является не мышление, а воля. Кант называет человеческую волю автономной. Автономия воли состоит в том, что она (воля) определяется не внешними причинами – природной необходимостью или божественной волей, а своим собственным законом, который она ставит перед собой. Законы практического разума – это нравственные законы. “Знания” умопостигаемого мира – это опеределенные требования к человеку, как ему вести себя в этом мире. Главное требование, категорический императив (предписание) гласит: “Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства ” (Кант И. Соч. в шести томах. Т.4, с.347). Это значит: поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе. Знай, что своими поступками ты формируешь образ действия других людей и создаешь форму, характер взаимных отношений.

Итак, Кант выдвинул новую концепцию субъекта. На основе этой концепции он провел разделение бытия на мир природы и мир человека, в которых действуют свои возможности и законы и между которыми существуют глубокие противоречия. Кант ограничил познавательные возможности субъекта «миром явлений», оставив нерешенной проблему связи явлений с «вещами самими по себе».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: