Личности студента

Величко Т. И., Лоскутова И. В., Аверьянова Ю. Н.,

Лоскутов В. А., Сергеева Л. В., Хныгина М. В.,

Тольяттинский государственный университет,

Толльяти, Россия

Современный педагогический процесс состоит из включенных в него структурных педагогических явлений. Структурное построение педагогического процесса позволяет выделить и рассмотреть его главные составляющие, совместимость их с государственным стандартом высшего образования и требованиями модернизации вузов.

Педагогический процесс физического воспитания студентов в вузе должен отвечать потребностям общества в подготовки здоровых, физически образованных и развитых специалистов в различных областях экономики.

Физическое воспитание студентов направлено на их физическое и духовное самосовершенствование средствами физической культуры и спорта.

В связи с этим следует сформировать эффективную структуру физического воспитания студентов, которая направлена на развитие и саморазвитие студентов, для формирования позитивной Я-концепции личности.

Основными целями неспециального физкультурного образования студенческой молодежи следует считать: а) достижение ценности знаний о человеке, его культуре, ориентированных на развитие личностных качеств молодого человека; б) ориентация студентов на самообразование, саморазвитие, саморегулирование и самоконтроль в области физической деятельности, непрерывное духовное и физическое развитие как важный фактор во всех сферах жизнедеятельности студентов.

Важную роль при выборе и постановке целей играет самосознание. Самосознание как вершина человеческой психики включает три тесно взаимосвязанных компонента: самопознание, самоконтроль, самосовершенствование.

Самосознание как высшая форма развития личностной интеграции подчиняется тем же закономерностям развития, что и «порождающая» его личностная структура.

Под самосознанием подразумевается осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям (Психологический словарь, 1999), то есть процесс понимания человеком самого себя, в результате которого, образуется представление о себе как о субъекте деятельности (образ Я) и складывается эмоционально-ценностное отношение к себе.

Самосознание, представляя собой сложное психическое образование, выделяет такие компоненты, как когнитивный и эмоциональный. В когнитивном компоненте – как результат самопознания выступает система знаний о себе, а в эмоциональном – как результат самоотношения, устойчивое обобщенное отношение личности к себе. Некоторые исследователи добавляют к вышеперечисленным компонентам саморегуляцию, волевую составляющую.

Одной из главных функций самосознания, является возможность принятия человеком мотивов и результатов собственных поступков. Осознание себя в качестве устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности.

Наше внимание было обращено на анализ представлений студентов о своем физическом развитии и о своей двигательной активности. Так, главный лидер в ценностных ориентациях студентов составляет, прежде всего, ценности, связанные с физическим «Я» (физические качества, физическое и психическое здоровье). Устойчивость к стрессовым ситуациям в данном случае может рассматриваться как один из критериев зрелости студента как личности.

Трудности формирования физического «Я» чаще всего возникают из-за слабой осознанности мышечных усилий личности. Для некоторых молодых людей характерно то, что они провозглашают свое положительное отношение к физической культуре, но на практике физическими упражнениями не занимаются. Зачастую, зрительная активность в отношении спорта и физического воспитания преобладает над двигательной активностью. Неразвитость и нестабильность мотивации, интересов и потребностей студентов в освоении ценностей физической культуры создают препятствия.

В результате анализа научной литературы и педагогических наблюдений было выделено несколько факторов, обеспечивающих процесс осознания и формирования позитивной Я-концепции личности.

В первую очередь – это социальное взаимодействие, так как только в ходе совместной деятельности формируется и развивается сознание личности.

Следующим фактором, улучшающим степень осознания своего «Я», является конкретизация модели социального взаимодействия, которая переведена в межличностное взаимодействие. Большое значение при формировании и развитии Я-концепции личности имеет командное взаимодействие. Только благодаря межличностным отношениям в команде или группе на занятиях по физической культуре отношения побуждают каждого студента к осмыслению себя, при этом улучшаются процессы рефлексии, самоконтроль и самоанализ приобретают более актуальные значения.

Состязание в группе на занятиях моделирует ситуацию человеческого самоопределения, поиска ответа на актуальный для студента вопрос: «Каков «Я» по отношению к «другому»? Только сопоставив собственный результат с результатами «другого», личность может самоопределиться. Таким образом, соревновательная деятельность важна не только для спорта высших достижений, но и для саморазвития личности студентов.

С целью освоения двигательных действий и решения задач физического воспитания целесообразно использовать следующие средства: физические, дыхательные и психофизические упражнения, закаливающие и гигиенические процедуры. Практический раздел предусматривает формирование умений для осуществления процесса физического воспитания, а также разнообразных жизненно необходимых и полезных двигательных действий.

Для осуществления полноценного процесса физического воспитания необходимы следующие умения: эффективно распределять свободное время; определять свое исходное состояние здоровья и уровень физической подготовленности. Планировать индивидуальную физическую нагрузку и осуществлять оперативный, текущий и этапный контроль над процессом физического воспитания и контроль над состоянием здоровья. Самостоятельно регулировать психологическое состояние и поведение, уметь мобилизовать внутренние психологические резервы, а так же управлять процессом мышления.

Разнообразные двигательные действия осваиваются студентами, прежде всего, для увеличения способности выжить в сложных ситуациях и только затем для осуществления процесса развития и совершенствования человека.

В процессе обучения студентов в вузе развитие студентов осуществляется не только на основе знаний, умений и навыков, но и самосовершенствования личности. Приобретенные специальные знания, умения и навыки содействуют творческим проявлениям личности, в том числе в самопознании и самовоспитании средствами физической культуры и спорта.

Таким образом, использование самонаблюдения и самооценки, как компонентов самосознания, в процессе физического воспитания студентов высших учебных заведений позволяет эффективно формировать у них физическую культуру и здоровый образ жизни. Эффективное формирование физической культуры и здорового образа жизни будет обеспечено, если этот процесс выступает как часть целостного процесса физического воспитания в вузе. Благодаря физическому воспитанию и созданию положительных эмоций на занятиях по физической культуре, происходит формирование Я-концепции личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: