Величко Т. И., Лоскутова И. В., Аверьянова Ю. Н.,
Лоскутов В. А., Сергеева Л. В., Хныгина М. В.,
Тольяттинский государственный университет,
Толльяти, Россия
Современный педагогический процесс состоит из включенных в него структурных педагогических явлений. Структурное построение педагогического процесса позволяет выделить и рассмотреть его главные составляющие, совместимость их с государственным стандартом высшего образования и требованиями модернизации вузов.
Педагогический процесс физического воспитания студентов в вузе должен отвечать потребностям общества в подготовки здоровых, физически образованных и развитых специалистов в различных областях экономики.
Физическое воспитание студентов направлено на их физическое и духовное самосовершенствование средствами физической культуры и спорта.
В связи с этим следует сформировать эффективную структуру физического воспитания студентов, которая направлена на развитие и саморазвитие студентов, для формирования позитивной Я-концепции личности.
|
|
Основными целями неспециального физкультурного образования студенческой молодежи следует считать: а) достижение ценности знаний о человеке, его культуре, ориентированных на развитие личностных качеств молодого человека; б) ориентация студентов на самообразование, саморазвитие, саморегулирование и самоконтроль в области физической деятельности, непрерывное духовное и физическое развитие как важный фактор во всех сферах жизнедеятельности студентов.
Важную роль при выборе и постановке целей играет самосознание. Самосознание как вершина человеческой психики включает три тесно взаимосвязанных компонента: самопознание, самоконтроль, самосовершенствование.
Самосознание как высшая форма развития личностной интеграции подчиняется тем же закономерностям развития, что и «порождающая» его личностная структура.
Под самосознанием подразумевается осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям (Психологический словарь, 1999), то есть процесс понимания человеком самого себя, в результате которого, образуется представление о себе как о субъекте деятельности (образ Я) и складывается эмоционально-ценностное отношение к себе.
Самосознание, представляя собой сложное психическое образование, выделяет такие компоненты, как когнитивный и эмоциональный. В когнитивном компоненте – как результат самопознания выступает система знаний о себе, а в эмоциональном – как результат самоотношения, устойчивое обобщенное отношение личности к себе. Некоторые исследователи добавляют к вышеперечисленным компонентам саморегуляцию, волевую составляющую.
|
|
Одной из главных функций самосознания, является возможность принятия человеком мотивов и результатов собственных поступков. Осознание себя в качестве устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности.
Наше внимание было обращено на анализ представлений студентов о своем физическом развитии и о своей двигательной активности. Так, главный лидер в ценностных ориентациях студентов составляет, прежде всего, ценности, связанные с физическим «Я» (физические качества, физическое и психическое здоровье). Устойчивость к стрессовым ситуациям в данном случае может рассматриваться как один из критериев зрелости студента как личности.
Трудности формирования физического «Я» чаще всего возникают из-за слабой осознанности мышечных усилий личности. Для некоторых молодых людей характерно то, что они провозглашают свое положительное отношение к физической культуре, но на практике физическими упражнениями не занимаются. Зачастую, зрительная активность в отношении спорта и физического воспитания преобладает над двигательной активностью. Неразвитость и нестабильность мотивации, интересов и потребностей студентов в освоении ценностей физической культуры создают препятствия.
В результате анализа научной литературы и педагогических наблюдений было выделено несколько факторов, обеспечивающих процесс осознания и формирования позитивной Я-концепции личности.
В первую очередь – это социальное взаимодействие, так как только в ходе совместной деятельности формируется и развивается сознание личности.
Следующим фактором, улучшающим степень осознания своего «Я», является конкретизация модели социального взаимодействия, которая переведена в межличностное взаимодействие. Большое значение при формировании и развитии Я-концепции личности имеет командное взаимодействие. Только благодаря межличностным отношениям в команде или группе на занятиях по физической культуре отношения побуждают каждого студента к осмыслению себя, при этом улучшаются процессы рефлексии, самоконтроль и самоанализ приобретают более актуальные значения.
Состязание в группе на занятиях моделирует ситуацию человеческого самоопределения, поиска ответа на актуальный для студента вопрос: «Каков «Я» по отношению к «другому»? Только сопоставив собственный результат с результатами «другого», личность может самоопределиться. Таким образом, соревновательная деятельность важна не только для спорта высших достижений, но и для саморазвития личности студентов.
С целью освоения двигательных действий и решения задач физического воспитания целесообразно использовать следующие средства: физические, дыхательные и психофизические упражнения, закаливающие и гигиенические процедуры. Практический раздел предусматривает формирование умений для осуществления процесса физического воспитания, а также разнообразных жизненно необходимых и полезных двигательных действий.
Для осуществления полноценного процесса физического воспитания необходимы следующие умения: эффективно распределять свободное время; определять свое исходное состояние здоровья и уровень физической подготовленности. Планировать индивидуальную физическую нагрузку и осуществлять оперативный, текущий и этапный контроль над процессом физического воспитания и контроль над состоянием здоровья. Самостоятельно регулировать психологическое состояние и поведение, уметь мобилизовать внутренние психологические резервы, а так же управлять процессом мышления.
Разнообразные двигательные действия осваиваются студентами, прежде всего, для увеличения способности выжить в сложных ситуациях и только затем для осуществления процесса развития и совершенствования человека.
|
|
В процессе обучения студентов в вузе развитие студентов осуществляется не только на основе знаний, умений и навыков, но и самосовершенствования личности. Приобретенные специальные знания, умения и навыки содействуют творческим проявлениям личности, в том числе в самопознании и самовоспитании средствами физической культуры и спорта.
Таким образом, использование самонаблюдения и самооценки, как компонентов самосознания, в процессе физического воспитания студентов высших учебных заведений позволяет эффективно формировать у них физическую культуру и здоровый образ жизни. Эффективное формирование физической культуры и здорового образа жизни будет обеспечено, если этот процесс выступает как часть целостного процесса физического воспитания в вузе. Благодаря физическому воспитанию и созданию положительных эмоций на занятиях по физической культуре, происходит формирование Я-концепции личности.