Деятельности

Драндров Г. Л., Порозов Д.Л., Симонова О. Ю.

Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева

Чебоксары, Россия

Актуальность проблемы. Необходимость управления развитием самосознания для повышения эффективности спортивной деятельности вытекает из концептуальных положений философско-культурологического подхода (В. К. Бальсевич, 1988, 2000; Л. И. Лубышева, 1992; И. М. Быховская, 1997, и др.), предполагающего акцентирование внимания в спортивной подготовке на формировании духовной составляющей физической культуры личности.

Существенной психологической особенностью подросткового возраста выступает интенсивное развитие самосознания, направленность психической активности на открытие своего внутреннего мира (Л. И. Божович, 1968; Л. И. Божович, Л. С. Славина, 1979; Л. С. Выготский, 1984; И. С. Кон, 1989; Э. Эриксон, 1996, и др.). Между тем проблема развития самосознания как фактора, обуславливающего эффективное функционирование и развитие мотивационно-волевой сферы личности в подростковом возрасте, является на сегодняшний день мало исследованной.

В целом анализ и обобщение научно-методической литературы и педагогической практики свидетельствуют о существовании объективного противоречия между значимостью самосознания личности для развития мотивационно-волевой сферы, с одной стороны, и недостаточной изученностью педагогических условий его формирования в подростковом возрасте, на ранних этапах спортивной подготовки, с другой.

Разрешение этого противоречия является одной из актуальных задач теории и методики детского и юношеского спорта.

С учетом содержания противоречия нами сформулирована проблема исследования: каковы педагогические условия формирования самосознания личности подростков в процессе занятий спортом?

Решение этой проблемы составляет цель нашего исследования.

Гипотеза исследования: повышение эффективности формирования самосознания у подростков в процессе систематических занятий плаванием возможно, если:

· вооружить спортсменов навыками самоконтроля для получения систематической информации об уровне показателей своей спортивной подготовленности, параметрах своей тренировочной и соревновательной деятельности;

· создать через организацию самостоятельной работы условия для актуализации процессов самосознания;

· с учетом противоречия между имеющимися (реальными) и должными (промежуточными и идеальными) характеристиками спортивной подготовленности сформировать и довести до каждого спортсмена знания системы оперативных, текущих, промежуточных и этапных целей спортивной подготовки, и через применение мотивационных тренингов сформировать понимание обязательности собственной активности для достижения этих целей;

· систематически по завершении циклов спортивной тренировки информировать спортсменов о темпах прироста реальных характеристик спортивной подготовленности для формирования чувства удовлетворенности успехом, уверенности в достижимости личностных целей спортивной подготовки;

· создавать ситуации достижения успеха через применение соревновательного и игрового методов тренировки;

· с учетом спортивной подготовленности акцентировать внимание «сильных» спортсменов на внешнем успехе (в сравнении с другими спортсменами), для «слабых» – на внутреннем (в сравнении с самим собой).

Для достижения цели исследования в соответствии с положениями рабочей гипотезы нами был определен ряд последовательных задач:

1. Рассмотреть сущность, структуру и факторы развития самосознания личности, выявить особенности его развития в подростковом возрасте и уточнить его роль в спортивной деятельности.

2. Определить и научно обосновать педагогические условия формирования самосознания у подростков в процессе занятий спортивным плаванием.

Решение задач исследования осуществлялось через применение комплекса методов, включающих: теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы, анкетный опрос, психодиагностику, педагогический эксперимент, анализ документов, методы математической статистики.

Результаты исследования. В процессе решения первой задачи исследования самосознание раскрывается как процесс и результат психического отражения человеком «образа Я» как совокупности его характеристик как индивида, субъекта деятельности, личности и осуществляемой им активности в форме поведения и деятельности.

В структуре самосознания с учетом осуществляемых функций выделяются когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.

Развитие самосознания осуществляется при взаимодействии внешних и внутренних факторов, реализуемом в процессе предметной деятельности в определенном социальном окружении.

Поэтому психологические особенности спортивной деятельности выступают существенным фактором формирования у занимающихся комплекса специфических установок по отношению к «образу Я», которые и определяют качественное своеобразие содержания их самосознания.

С другой стороны, высокий уровень развития самосознания благодаря единству процессов самопознания, самоотношения и самоопределения обусловливает активно-действенный характер занимаемой спортсменом жизненной позиции по отношению к себе и к своей спортивной деятельности, определяет степень мотивационной готовности к спортивному совершенствованию.

В подростковом возрасте наблюдается интенсификация процессов самопознания, самооценивания и жизненного самоопределения, что делает его наиболее благоприятным (чувствительным) периодом для целенаправленного развития самосознания в управляемом педагогическом процессе.

В соответствии со второй задачей исследования нами были выделены педагогические условия формирования самопознания, самоотношения и самоопределения подростков в области избранного вида спорта в процессе спортивной деятельности.

К педагогическим условиям формирования самопознания относятся:

1) вооружение спортсмена знаниями и представлениямиоб уровне и динамике развития у него значимых для занятий избранным видом спорта способностей, о планируемых тренировочных и соревновательных нагрузках, ходе и результатах их выполнения, о результатах решения конкретных задач спортивной тренировки; о состоянии физического здоровья и функциональных возможностях организма;

2) формирование умений и навыков самоконтроля функционального состояния организма и состояния психической готовности к соревновательной деятельности.

К педагогическим условиям формирования самоотношения относятся:

1) вооружение спортсменов знаниями об идеальных и промежуточных (с учетом этапов спортивной подготовки) модельных характеристиках соревновательной деятельности, физической, функциональной и технической подготовленности;

2) применение соревновательного метода тренировки;

3) ориентация при оценивании эффективности спортивной деятельности на индивидуальные темпы прироста соревновательных результатов и показателей спортивной подготовленности.

К педагогическим условиям формирования самоопределения относятся:

1) организация самостоятельной учебно-тренировочной деятельности, способствующей актуализации и развитию процессов смыслообразования, целеполагания, планирования и самовоздействия;

2) особенности личности тренера, проявляющиеся в его отношении к себе (оптимизм, стремление к совершенствованию) и к своей деятельности (энтузиазм, преданность делу);

3) формирование у спортсмена перспективы целей спортивной деятельности;

4) соответствие формируемых целей личностно-значимым жизненным ценностям спортсмена (хочу), его реальным возможностям (могу) и предъявляемым к нему требованиям (должен);

5) формирование правильного отношения к тренировочной деятельности: к систематичности тренировочных занятий, качеству выполнения тренировочных заданий, соблюдению режима сна, питания, отдыха, к выполнению восстановительных мероприятий с применением тренингов причинных схем и личностной причинности;

6) обучение спортсменов способам самовоздействия: самовнушения, самоубеждения, самоприказа на основе проговаривания во внутренней речи ключевых идей, отражающих в лаконичной форме основные отношения спортсменов к себе, к возможным неудачам, к необходимости и обязательности приложения определенных усилий в зависимости от задач тренировки и конкретной ситуации, к соревнованию, сопернику и победе.

Для практического обоснования этих педагогических условий в формирования самосознания у пловцов подросткового возраста в процессе спортивной деятельности нами был организован и проведен двухгодичный формирующий педагогический эксперимент с участием две группы испытуемых.

Контрольную группу составили 21 учащийся шестого специализированного класса СДЮСШОР по плаванию г. Чебоксары. Из них 13 испытуемых имели третий спортивный разряд по плаванию, 8 – второй спортивный разряд. Испытуемые контрольной группы занимались плаванием в рамках традиционных подходов к учебно-тренировочному процессу.

Экспериментальную группу составили 17 спортсменов. Из них 10 испытуемых имели третий спортивный разряд по плаванию, 7 – второй спортивный разряд. На момент начала эксперимента они обучались в шестом специализированном классе по плаванию СДЮСШОР «Юность Москвы» г. Москвы.

Испытуемые этой группы занимались плаванием также в рамках традиционных подходов к учебно-тренировочному процессу. Дополнительно проводилась работа по развитию процессов самопознания, самоотношения и самоопределения с учетом выделенных нами педагогических условий.

В начале и по окончании эксперимента у испытуемых обеих групп измерялись и оценивались показатели самосознания и мотивационно-волевой сферы с применением общепринятых методов психодиагностики.

Установлено, что в начале эксперимента испытуемые контрольной и экспериментальной групп были относительно однородными по показателям самосознания и мотивационно-волевой сферы.

Сравнительный анализ динамики показателей испытуемых контрольной группы свидетельствует о существенных изменениях в уровне развития самосознания и мотивационно-волевой сферы, что обусловлено, на наш взгляд, влиянием факторов возраста, спортивной деятельности и социальной среды.

В частности, за два года существенно наблюдалось существенное повышение уверенности в себе (от 3,92 до 4,42 балла), что обусловлено успешностью их спортивной деятельности: человек обретает уверенность в себе, когда добивается поставленных перед собой целей. Остальные изменения в отношениях к себе проявляются только на уровне тенденции. В частности, незначительно повышаются показатели самоценности, самопривязанности, саморуководства, снижается склонность к внутренним конфликтам и самообвинению. Это свидетельствует о незначительных положительных изменениях в самосознании испытуемых, которые, как мы отмечали выше, связаны с возрастным интеллектуальным развитием подростков, с занятиями спортивной деятельности, в условиях которой испытуемые действуют как самостоятельные субъекты, принимающие ответственность за свои действия и поступки. Обращает внимание снижение значимости рационально-волевого мотива (от 4,00 до 3,25 балла). Также существенно снижается значимость мотива подготовки к будущей профессиональной деятельности (от 5,92 до 4,50 балла). Большинство испытуемых серьезно относятся к занятиям плаванием и связывают свое будущее со спортивной деятельностью. Повышаются показатели развития волевых качеств: целеустремленности и в особенности, настойчивости (от 30,67 до 32,42 балла). Показатели спортивной мотивации испытуемых за два года эксперимента существенно не изменяются.

Обобщая результаты анализа динамики изучаемых нами показателей, можно заключить, что при традиционных подходах к учебно-тренировочному процессу сам факт постоянного включения подростков в спортивную деятельность приводит к позитивным изменениям в мотивационно-волевой сфере и самосознании: к развитию мотива социального самоутверждения, и мотива достижения успеха, развитию настойчивости и повышения уверенности в себе.

Более существенные изменения в уровне развития самосознания и мотивационно-волевой сферы наблюдались у пловцов экспериментальной группы.

Управление развитием самосознания испытуемых с учетом выделенных нами педагогических условий привело к достоверному приросту показателей самоуверенности (от 4,00 до 5,94 балла), саморуководства (от 5,00 до 5,82 балла), самоценности (от 5,71 до 6,47 балла). На уровне тенденции проявлялось снижение внутренней конфликтности (от 5,18 до 4,82 балла) и склонности к самообвинению (от 4,82 до 4,35 балла).

Существенные изменения наблюдались в показателях мотива социального самоутверждения (прирост от 4,24 до 5,59 балла) и мотива физического самоутверждения (снижение от 6,24 до 4,71 балла).

Значительно усилились мотив достижения успеха (от 3,24 до 5,82 балла) и гражданско-патриотический мотив (от 4,24 до 5,29 балла). Наряду с этим наблюдалось существенное снижение значимости спортивно-познавательного (от 4,35 до 3,88 балла) и рационально-волевого (от 3,88 до 2,71 балла) мотивов, и мотива подготовки к профессиональной деятельности (от 6,12 до 3,71 балла).

Достоверные позитивные сдвиги произошли и в показателях спортивной мотивации: усиливается соревновательная мотивация (от 5,65 до 7,18 балла) при одновременном снижении тренировочной мотивации (от 8,06 до 5,47 балла), возрастает мотивация достижения успеха (от 6,59 до 7,41 балла).

Значительно повысилась готовность испытуемых к проявлению волевых усилий: показатели целеустремленности увеличились от 30,29 до 33,12 балла, настойчивости – от 31,35 до 33,24 балла.

Данные, приведенные в таблице 1, показывают, что после эксперимента испытуемые экспериментальной группы отличались большей уверенностью в себе (5,94 против 4,42 балла).

Они отличались от испытуемых другой группы высокой самооценкой себя как личности (6,47 против 6,17 балла), высокими показателями отраженного самоотношения (5,24 против 4,75 балла), способностью определять свое поведение и деятельность (5,82 против 5,38 балла),

С другой стороны, для них были характерны относительно низкие по сравнению с испытуемыми контрольной группы показатели самопринятия (5,12 против 6,10 балла) и самопривязанности (5,41 против 6,28 баллов).

Они отличались от испытуемых контрольной группы более высокими показателями мотива достижения успеха (5,82 против 4,58 балла) и гражданско-патриотического мотива (5,29 против 4,00 балла), соревновательной мотивации (7,18 против 6,65 балла) и мотивации достижения успеха (7,41 против 6,67 балла). Они имели также существенное преимущество в уровне развития волевых качеств: целеустремленности (33,12 против 32,33 балла) и настойчивости (33,24 против 32,42 балла).

Таблица 1 – Показатели самосознания и мотивационно-волевой сферы испытуемых контрольной и экспериментальной групп в конце формирующего педагогического эксперимента, баллы (Х ± σ)

Показатели самосознания и мотивационно-волевой сферы Группы испытуемых Р
контрольная, n=21 экспериментальная, n=17
Виды самосознания
Открытость 5,30 ± 0,95 5,41 ± 0,94 0,64
Самоуверенность 4,42 ± 0,79 5,94 ± 0,83 0,00
Саморуководство 5,38 ± 0,90 5,82 ± 0,81 0,04
Отраженное самоотношение 4,75 ± 0,62 5,24 ± 0,97 0,12
Самоценность 6,17 ± 0,83 6,47 ± 0,87 0,04
Самопринятие 6,10 ± 0,72 5,12 ± 0,99 0,00
Самопривязанность 6,28 ± 1,00 5,41 ± 1,00 0,08
Внутренняя конфликтность 4,83± 0,72 4,82 ± 0,81 0,29
Самообвинение 4,42 ± 1,00 4,35 ± 0,86 0,97
Мотивы занятий спортом
Мотив эмоционального удовольствия 4,18 ± 1,24 4,06 ± 0,83 0,39
Мотив социального самоутверждения 5,17 ± 0,94 5,59 ± 0,87 0,12
Мотив физического самоутверждения 6,10 ± 1,04 4,71 ± 0,77 0,02
Социально-эмоциональный мотив 4,83 ± 1,11 4,59 ± 0,80 0,13
Социально-моральный мотив 4,83 ± 0,94 4,65 ± 0,93 0,50
Мотив достижения успеха 4,58 ± 0,90 5,82 ± 0,81 0,00
Спортивно-познавательный мотив 3,75 ± 0,87 3,88 ± 0,99 0,26
Рационально волевой мотив 3,25 ± 1,14 2,71 ± 0,59 0,05
Мотив подготовки к проф. деятельности 4,50 ± 1,62 3,71 ± 1,26 0,18
Гражданско-патриотический мотив 4,00 ±0,74 5,29 ± 0,92 0,00
Соревновательная мотивация 6,65 ± 1,17 7,18 ± 0,95 0,05
Тренировочная мотивация 7,25 ± 0,97 5,47 ± 0,72 0,00
Мотивация достижения успеха 6,67 ± 0,89 7,41 ± 1,06 0,01
Мотивация избегания неудачи 4,92 ± 0,79 4,82 ± 1,24 0,59
Волевые качества
Целеустремленность 32,33 ± 1,83 33,12 ± 1,58 0,05
Настойчивость 32,42 ± 0,90 33,24 ± 1,09 0,02

Обобщая результаты исследования можно заключить, что формирование самосознания у подростков, занимающихся плаванием, с учетом выделенных нами педагогических условий содействует:

1) формированию самосознания: усилению самоуверенности, саморуководства и самоценности и снижению внутренней конфликтности и склонности к самообвинению;

2) формированию мотивационно-волевой сферы: развитию целеустремленности и настойчивости, усилению мотива социального самоутверждения, мотива достижения успеха и гражданско-патриотического мотива, мотивации на достижение успеха и соревновательной мотивации и существенному снижению значимости спортивно-познавательного, рационально-волевого мотивов и мотива подготовки к профессиональной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: