Реализация личностно-ориентированного подхода в формировании здорового образа жизни студентов

Немтырева Н. С.

Елабужский политехнический колледж,

Елабуга, Республика Татарстан, Россия

Научными основаниями современной концепции образования выступают классические и современные педагогические и психологические подходы – гуманистический, развивающий, компетентностный, возрастной, индивидуальный, деятельностный, личностно-ориентированный. Первые три подхода отвечают на вопрос, какова цель образования.

Личностно-ориентированный и индивидуальный подходы конкретизируют гуманистический, отвечая на вопрос, что развивать.

Деятельностный подход отвечает на вопрос, как развивать.

Личностно-ориентированное образование являются тем форматом образования на сегодняшний день, который позволяет рассматривать образование как ресурс и механизм общественного развития.

И. С. Якиманская (1995) считает, что все «существующие модели личностно-ориентированной педагогики можно условно разделить на три группы: социально-педагогическую, предметно-дидактическую, психологическую». Ключевыми словами личностно-ориентированных технологий образования являются «развитие», «личность», «индивидуальность», «свобода», «самостоятельность», «творчество».

Воспитание – необычайно сложный, многосторонний и вместе с тем комплексный процесс одновременного развития интеллектуальных, физических, нравственных, эстетических начал в человеке, формирования его мировоззрения, решения задач трудового и патриотического воспитания. Поэтому все виды воспитания должны осуществляться одновременно, в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности.

Физическая культура, решая свои специфические задачи, одновременно в той или иной степени оказывает активное воздействие на все стороны воспитания личности, и, прежде всего, на нравственную. Укрепление здоровья, развитие своих способностей, потребность в занятиях физическими упражнениями — это нравственный долг каждого человека.

В 2003 году нами была разработана авторская программа «Здоровье и нравственность как неразделимое целое в формировании здорового образа жизни».

Данная программа нацелена на помощь классным руководителям, преподавателям физической культуры в организации работы с ученическим и родительским коллективами по формированию здорового образа жизни подростков и их продвижению к физическому, социальному и духовному здоровью.

Ее реализация помогает обучающимся и их родителям осознавать, что главная ценность жизни есть здоровье человека, за которое он отвечает сам и сам же обязан поддерживать его в естественном, здоровом состоянии. Здоровье каждого человека является не только индивидуальной ценностью, но, прежде всего, ценностью общественной.

Практической реализации программы предшествовало изучение представлений обучающихся и преподавателей о здоровом образе жизни и мотивов, побуждающих к его осуществлению.

В исследовании приняли участие 197 человек: 182 студента (из них 90 девушек и 92 юноши) и 15 преподавателей.

Большинство участников исследования (96%) указывают на необходимость ведения здорового образа жизни. В качестве основных аргументов юноши называют: быть сильным (31%), иметь здоровых детей (22%); девушки называют: быть всегда в форме (19%), иметь здоровых детей (16%). Важным аргументом в пользу здорового образа жизни для них является внешняя привлекательность (быть красивым, быть всегда в форме), что, несомненно, связано с возрастом испытуемых, их стремление нравиться противоположному полу, выглядеть не хуже других сверстников.

Преподаватели обосновывают необходимость здорового образа жизни стремлением быть здоровыми, счастливыми, активными, молодыми, быть всегда в форме, иметь здоровых детей.

При этом под сознательным пониманием важности здоровья и необходимости здорового образа жизни далеко не всегда стоят какие-либо действия по его реализации. И это, на наш взгляд, насущная психолого-педагогическая проблема, которую необходимо решать в ближайшее время.

Возможно, такое расхождение между представлениями и реальными действиями можно объяснить, с одной стороны, односторонним, недостаточно дифференцированным взглядом на здоровый образ жизни.

С другой стороны, принципы здорового образа жизни редко становятся руководством в поведении, так как они, чаще всего, навязываются из вне и не являются личностными установками человека.

Проанализировав ответы на вопрос: «Что вы делаете для повышения уровня своего здоровья?», мы выяснили, что студенты (61%) и преподаватели (29%) предпочитают заниматься спортом, стараются рационально и правильно питаться (27% преподавателей и 7% студентов), избегают вредных привычек (22% студентов), ведут осмысленную жизнь (2% студентов).

Что касается субъективной оценки уровня реализованности здорового образа жизни, то у студентов он выше, чем у преподавателей.

Для уточнения мотивов здорового образа жизни было предложено 8 вариантов ответов на вопрос: «Для чего вы стали бы вести здоровый образ жизни?». Респонденты могли выбрать один или несколько вариантов ответов. Кроме этого был задан вопрос: «Какие обстоятельства могли бы побудить вас изменить образ жизни?»

Анализ ответов на первый вопрос показал, что основными мотивирующими факторами для студентов являются: 1) быть всегда в форме, быть сильным; 2) иметь здоровых детей; 3) в полной мере осуществлять свои способности, быть успешным в делах.

Для преподавателей наиболее значимыми мотивами оказались: 1) получать от жизни радость, удовольствие; 2) быть всегда в форме; 3) иметь здоровых детей.

Результаты ответов на второй вопрос: «Какие обстоятельства могли бы побудить вас изменить образ жизни?» были следующие: у юношей: 1) тяжёлая болезнь; 2) смерть близкого человека, общее неудовлетворённое самочувствие; 3) влюблённость; у девушек – 1) смерть близкого человека; 2) неудачи в делах, влюблённость; 3) чтение специальной литературы.

Побуждающим фактором для преподавателей стали: 1) тяжёлая болезнь; 2) общее неудовлетворительное самочувствие; 3) пример ЗОЖ авторитетного для вас человека. Так же отмечались такие обстоятельства, как жизненный кризис, смерть близкого человека, влюблённость, чтение специальной литературы.

Каждому необходимо уяснить для себя, что основными составляющими здорового образа жизни выступают не только и не столько отсутствие вредных привычек, сколько вся система отношений человека к себе, миру, осознание своей жизни, стремление к развитию и самореализации, принятие ответственности за своё здоровье, активная, творческая, наполненная смыслом и радостью жизнь.

Здоровье человека – проблема не только физическая и социальная, но и нравственная, при решении которой человек опирается на внутренние, духовные качества, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.

Здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоничное развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь – это важное слагаемое человеческого фактора.

Здоровый образ жизни – это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

В обучении и воспитании студентов нами применяются такие средства, методы и формы физической культуры, которые обеспечивают: овладение основами организации самостоятельной физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, приобретение знаний, умений и навыков в сфере физической культуры, развитие координационных способностей, развитие волевых, нравственных качеств и умственных способностей в процессе физкультурно-спортивной деятельности.

Основу организации личностно-ориентированного подхода в обучении предмета «Физическая культура» в колледже составляют концептуальные положения психологов о доминирующей роли деятельности в общении и формировании личности. В силу этого учебный процесс направляется не только на усвоение знаний, но и на способы усвоения и процессы мышления, на развитие познавательных сил и творческих способностей. В соответствии с этим в центре обучения находится ученик, его цели, мотивы, интересы, склонности, уровень его обученности и способности.

В системе личностно-ориентированного обучения меняется функция, форма организации урока как основного элемента образовательного процесса.

Личностно ориентированный урок в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия «учитель-ученик», проявляющийся в переходе от командного стиля к сотрудничеству, к ориентации не столько на результатах, сколько процессуальной деятельности ученика. В этих условиях меняется позиции ученика – от прилежного исполнения к активному творчеству, его мышление становится рефлексивным, нацеленным на результат.

Меняется и характер складывающихся на уроке отношений – главное заключается не в том, чтобы преподать знания, но и создать оптимальные условия для развития личности обучающихся.

На занятиях по физической культуре в колледже нами создаются такие условия, чтобы обучаемые проявляли инициативу, поверили в свои силы и способности. Корректное устранение ошибок при выполнении упражнений снимает у студентов робость и неуверенность, порождает желание достичь высоких результатов.

Используя специальные упражнения непосредственно в течение учебного дня во время коротких перерывов (физкультминуток, физкультпауз) нами снимается эмоциональное напряжение, устраняются застойные явления в организме. В сочетании с мероприятиями гигиенического характера специальные упражнения повышают работоспособность и служат профессиональному долголетию.

Физкультурно-спортивная деятельность в колледже направлена на углубленное овладение студентами избранным видом спорта за счет тренировок в секциях или кружках, участия в соревнованиях. Студенты участвуют в спортивных праздниках и судействе соревнований различного уровня. Наиболее подготовленные студенты являются общественными тренерами в избранном виде спорта.

В процессе физкультурно-спортивного совершенствования существенную помощь оказывают наглядные и учебные пособия: фото-, теле-, видеофильмы, записи соревнований.

Массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия направлены на широкое привлечение студенческой молодёжи к регулярным занятиям физической культурой и спортом, на укрепление здоровья, совершенствование физической и спортивной подготовленности студентов. Они организуются в свободное от учебных занятий время, в выходные и праздничные дни, в оздоровительно-спортивных лагерях, во время учебных практик. Эти мероприятия проводятся спортивным клубом колледжа на основе широкой инициативы и самодеятельности студентов, при методическом руководстве руководителя физического воспитания и преподавателей физической культуры.

Моральное удовлетворение приносят те занятия и соревнования по физической культуре, на которых студенты достигают запланированных результатов за счет проведения систематических тренировок и честной борьбы с соперником.

Правильно продуманная система воспитания здорового образа в студенческой жизни способствует как оздоровлению подрастающих поколений, так и комплексному подходу в осуществлении идейно-нравственного, трудового и эстетического воспитания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: