Культурные традиции как ресурс процесса физического воспитания школьников

Семенова А. О.

Карачаево-Черкесский государственный университет им. У. Д. Алиева,

Карачаевск, Россия

Развитие экономики, культуры и образования народа зависит от того, в какой мере осуществляется воспитание в обществе. Воспитание подрастающего поколения людей физически и духовно здоровых, трудолюбивых, открытых к сотрудничеству и готовых к противостоянию деструктивных социальных проявлений, к установлению и развитию межличностных отношений, должно быть актуальной проблемой современности. В свете сказанного одной из востребованных задач системы образования является воспитание здорового, трудолюбивого, честного и миролюбивого гражданина на основе народных традиций и с учетом требований нашего времени.

В настоящее время одним из стратегических направлений модернизации образования является его регионализация. Реализация принципа регионализации заключается не в передаче учреждений образования в ведение субъектов Российской Федерации, а в усилении регионального компонента содержания образования: обучения и воспитания. В решении названных задач одно из ведущих мест принадлежит народной педагогике, которая должна гармонично сочетать исторический опыт воспитания народа, культуру, традиции, систему ценностей и современные педагогические технологии.

Национально-региональный характер воспитания народов Северного Кавказа отражает многовековую самобытную педагогическую культуру. В народной педагогике народов Северного Кавказа физическое, трудовое и духовное воспитание раскрывается с позиций природосообразности. Единство человека с природой, гармония физических и духовных сил, трудоспособность характеризуется как необходимое условие бытия, как проявление человеческой сущности. Образ здорового, физически развитого человека не отделяется от образа человека-труженика, творца, созидателя.

Анализ трудов отечественных ученых показывает, что ресурсная составляющая и потенциал культурных традиций народов Северного Кавказа в процессе физического воспитания в народной педагогике изучены недостаточно. В настоящее время научное освещение ее дано лишь в некоторых публикациях, посвященных анализу особенностей развития истории, этнографии, культуры, литературы различных этносов Северного Кавказа [И. А. Арабов, Х. Х-М. Батчаева, А. С.Койчуева, Р. К.Ортабаева, К. Б.Семенов, К. Д.Чермит, М. М. Эбзеев].

Историки рассматривают традиционную физическую культуру как органическую часть всей человеческой культуры, воспитания и образования людей, подготовки их к трудовой и военной деятельности. На состояние и развитие традиционной физической культуры в обществе оказывают влияние производственно-экономические, политические и идеологические формы отношений людей, а также влияют достижения науки, философии, религиозные и другие взгляды людей [Х. Х. Баймурзин, В. И. Бураков, Л. В. Былеева].

В то же время традиционная физическая культура оказывает обратное влияние на многие стороны жизни общества: спорт, медицину, педагогику, науку, искусство. В истории общественного развития традиционной физической культуре народа всегда принадлежала важная роль в формировании нравственных, эстетических и физических качеств человека и воспитании гармоничной личности.

Анализ трудов по народной педагогике, фольклорных источников позволяет установить, что педагогический воспитательный потенциал народа, в том числе его взгляды на содержание, средства и способы физического воспитания, нашли отражение в различных видах народного творчества. В мифах, героических преданиях, сказаниях транслируется идея об использовании различных жизненных явлений в системе физического воспитания.

Народы Северного Кавказа высоко ценили мудрость, знания и труд, физическую силу людей, рассматривая все это как источник благополучия и свободы, как конечную цель подготовки подрастающих поколений к жизни. В воспитании у молодежи силы и выносливости использовались мифы о животных и птицах, отражавшие их стремление к силе и ловкости, к свободе, ритуалы, связанные с культом камня, дерева, с бережным отношением к природе.

Культивирование трудолюбия связывалось с выработкой физической выносливости и навыков трудовой деятельности. Богатыри-воины, герои – создатели башен из камня, храбрые охотники, выносливые женщины, славившиеся своим трудолюбием и верностью домашнему очагу, были примером и идеалом в воспитании подрастающего поколения. Воспитание у подрастающего поколения физической силы, выносливости, трудолюбия, храбрости и мужества связывались с выполнением им долга перед семьей и обществом в защите родной земли и своего народа.

Именно национальный фольклор и, в частности, пословицы и поговорки настойчиво преодолевая время, отображают особенности менталитета, социально-психологические особенности этнофоров. По образному сравнению американского лингвиста Дж. Теодорсона, это повозка традиций, сохранившихся и передающихся из поколения в поколение чувств, символов, эмоциональных ассоциаций и мифов [3].

Р. Ортабаева отмечает, что фольклор – душа народа, энциклопедия его знаний, духовное завещание одного поколения другому. Впитав в себя многовековой жизненный опыт людей труда, землепашцев и камнетесов, пастухов и дровосеков, кузнецов и чеканщиков по серебру, отразив их мысли, чувства и надежды, фольклор заставлял серьезно задуматься над самыми важными проблемами действительности: что есть добро и зло, в чем смысл жизни, кого можно назвать народным героем [1, 5].

В истории народов Северного Кавказа долгое время фольклор был единственным средством выражения мировоззрения, реализации творческих возможностей народа, передачи обычаев, традиций, важнейших исторических событий. В фольклоре народов Карачаево-Черкесии широко представлены героический эпос, сказки, легенды и предания, народная лирика.

Особое место занимают так называемые мифологические жанры. Глубина содержания, краткость, эмоциональность, гибкость и приспособляемость к новым условиям жизни сделали их необычайно популярными в массах. Фольклор можно рассматривать как надежное информационное поле для анализа социальных представлений этнофоров.

Сущность и содержание физического воспитания раскрываются в пословицах и поговорках. В них в форме кратких, но емких суждений содержится совокупность представлений и понятий, характеризующих все стороны трудовой деятельности людей, их взаимоотношения в процессе труда и взгляды народа на необходимость систематического и целенаправленного приобщения подрастающего поколения к труду. Трудовая деятельность раскрывается как основа жизни и благополучия, как самое достойное дело в жизни человека. Обосновывается мысль о том, что человека труда можно воспитать только в труде. Поэтому вся жизнедеятельность детей, молодежи должна быть связана с трудом на благо семьи, общины, народа.

Педагогическая мудрость народов Северного Кавказа в решении задач физического воспитания нашла свое отражение в народных песнях, музыке и танцах. Воспитательное значение музыкального фольклора и других видов искусства народ видел в том, что они создают благоприятную эмоциональную атмосферу, способствующую усвоению молодежью сущности труда. Народное искусство прославляет людей трудолюбивых и сильных, ловких и выносливых Игры, музыка, танцы прославляли здоровый образ жизни, в том числе женское целомудрие и мужскую верность. Эти требования и в современных условиях рассматривает как фундамент создания и сохранения здоровой и прочной семьи, как условие достижения благополучия, как составную часть формирования совершенной личности.

Анализ источников народной педагогики дает основание заключить, что цель, задачи и содержание физического воспитания реализовывались с помощью сложившейся на практике совокупности факторов, средств, способов и приемов педагогического воздействия. К основным факторам этой совокупности отнесены игровая и трудовая деятельность, обучение и самовоспитание. Средствами физического воспитания в педагогической практике выступали непрерывное обогащение подрастающего поколения знаниями о здоровом образе жизни, сведения о многих видах труда, в которые они вовлекались и в которых они физически развивались. К способам физического воспитания в народной педагогике относят беседы, убеждения, поощрения и наказания, показ, упражнения и приучения, состязания. Способы включали отдельные приемы. Усилия родителей, старших членов семьи направлялись на то, чтобы труд детей был посильным, систематическим, увлекательным, свободным и творческим, чтобы труд соединялся с физическим и умственным развитием, формированием нравственности. Педагогические воздействия были целенаправленными, они управлялись взрослыми. В этом проявлялась педагогическая мудрость народа.

В целях физического воспитания детей в народной педагогике широко использовались индивидуальные, групповые и коллективные игры. Поощрялись игры, способствовавшие выработке силы, ловкости, выносливости, изобретательности. Мальчики участвовали преимущественно в играх, отражавших трудовую деятельность взрослых, военные события. Игры девочек отражали картины приготовления пищи, ухода за детьми, некоторые трудовые процессы и др. В ходе игры их участники учились соблюдать нормы и правила поведения, проявляли выдержку, волю, оказывали взаимную поддержку. Широко распространенными были игры-соревнования в конном спорте, в том числе джигитовка, «конная борьба». В ряде случаев военизированные игры, состязания проводились в условиях приближавшихся к экстремальным. Это способствовало выработке физической выносливости, храбрости, умения переносить физическую боль. Значительное место занимали развлекательные игры, способствовавшие выработке умений и навыков общения и взаимодействия, а также игры на музыкальных инструментах, танцам, пению. Взрослые помогали детям проявлять в играх самостоятельность и активность, развивать двигательные умения и навыки, необходимые для жизнедеятельности.

Результаты анализа народной педагогики народов Северного Кавказа показывает, что творческое использование потенциала культурных традиций этносов способствует дальнейшему совершенствованию физического воспитания в современной школе и семье. Дополнительное включение в содержание школьного образования, в его регионально-национальный компонент материала, освещающего этнокультурный концепт, углубит работу по физическому воспитанию, повысит эффективность использования в учебной и внеклассной работе накопленных народной педагогикой средств, способов и приемов физического воспитания, выработает умения руководствоваться принципами здорового образа жизни. Ресурс культурных традиций, знания и опыт в области физического воспитания включают в себя национальные и общечеловеческие ценности, актуальные для современной образовательной системы.

Литература

1. Пословицы и поговорки народов Карачаево-Черкесии. Оригинал и перевод на русский язык [Текст] – Черкесск: Ставропольское кн. изд-во, 1990. – 366 с.

2. Семенов, К. Б. Народная педагогика Карачая и Черкесии о воспитании детей в семье [Текст] / К. Б. Семенов. – Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 1998.

3. Сикевич, З. В. Национальное самосознание русских (социологический очерк) [Текст] / З. В. Сикевич. – М.: Механик, 1996. – 208 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: