double arrow

Структура и содержание Педагогической деятельности в области физической культуры

Кривцун-Левшина Л. Н.

Витебский государственный университет им. П.М.Машерова,

Витебск, Республика Беларусь

Дальнейшее развитие физической культуры в любой стране всецело зависит от качества подготовки специалистов физкультурного профиля. Ведущей в этом процессе является педагогическая деятельность. Педагогическая деятельность в области физической культуры – это целенаправленный, общественно моделируемый процесс передачи исторических и современных знаний, опыта педагогической и физкультурной деятельности, осуществляемый специально подготовленными специалистами. В ее структуру входят два основных компонента: деятельность по подготовке профессиональных специалистов физической культуры и деятельность профессиональных специалистов по формированию физически культурной личности.

Педагогическая деятельность по подготовке профессиональных специалистов физической культуры – это целенаправленный процесс передачи исторически сложившихся знаний и опыта осуществления видов деятельности в физической культуре посредством образования, обучения и воспитания с целью их последующего использования в деле формирования физически культурной личности. Деятельность по подготовке профессиональных специалистов физической культуры согласно методологии социальной деятельности имеет внутреннюю и внешнюю структуру. Ее внутренняя структура состоит из следующих системообразующих компонентов:

– субъекты – группы педагогов, обеспечивающие необходимый уровень общенаучных и практических знаний по осуществлению задач образования, обучения и воспитания;

– группы педагогов, обеспечивающие частные учебные дисциплины;

– группы педагогов, обеспечивающие специальные учебные дисциплины, необходимые для подготовки специалистов этого вида культуры;

– объекты – группы учащихся и студентов, включенные в процесс профессиональной подготовки в области физической культуры и взявшие на себя роль обучающихся знаниям и умениям обеспечения определенных видов деятельности с последующей их передачей другим членам общества;

– цель – обеспечение педагогического физкультурного образования учащихся и студентов на основе формирования необходимых теоретических и практических знаний и умений осуществления видов деятельности в физической культуре в соответствии с государственными квалификационными требованиями к профессиональным и социокультурным качествам специалистов этого профиля;

– предмет – интеллектуальные, психические, физические, нравственные свойства и качества объекта деятельности;

– средства – материальные и духовные ценности, созданные и применяемые в процессе обучения, воспитания и образования физкультурно-профессиональной направленности;

– собственно активность субъекта состоит из трех основных компонентов. Образовательный компонент включает общее и специальное профессиональное образование. Он направлен на передачу объекту деятельности совокупность современных научных знаний в области естественных и социально-гуманитарных дисциплин, исторического инновационного опыта преобразования физической и духовной природы человека посредством технологии будущей профессиональной педагогической деятельности. Обучающий компонент предусматривает целенаправленную передачу объекту деятельности знаний и умений осуществления педагогической деятельности различной физкультурно-профессиональной направленности. Воспитательный компонент предназначен для целенаправленного формирования у учащихся и студентов физкультурного профиля духовных и физических качеств для достижения ими необходимого уровня профессиональной подготовленности и эффективного осуществления профессиональных обязанностей;

– результат: комплекс знаний и умений, нравственных и коммуникативных качеств, уровень мировоззрения, необходимый для выполнения педагогических, управленческих и научно-методических функций в области физической культуры; профессиональное образование и профессиональная культура как общественно необходимый уровень духовного и физического совершенствования, знаний и умений, мотивации и мировоззрения, стереотипов поведения в определенных видах деятельности в области физической культуры.

Внутренняя структура педагогической деятельности по подготовке профессиональных специалистов в области физической культуры обусловливает ее внешнюю структуру или ее виды:

♦ подготовку специалистов общего педагогического профиля - аспект базовой физической культуры;

♦ подготовку специалистов медико-физкультурного профиля - аспект оздоровительной физической культуры;

♦ подготовку специалистов производственно-педагогического профиля - аспект производственной физической культуры;

♦ подготовку специалистов военной физической подготовки - аспект военно-прикладной физической культуры;

♦ подготовку тренеров по видам спорта - аспект спортивной физической культуры;

♦ подготовку специалистов управленческого и научного профиля – аспект управления и науки в физической культуре.

Педагогическая деятельность профессиональных специалистов в области физической культуры – это целенаправленный, общественно моделируемый процесс передачи исторического и современного опыта духовной и практической сторон физкультурной деятельности, формирования физически культурной личности. Ее внутренняя структура включает в себя:

– субъект – педагогические группы различного физкультурного профиля;

– объект – социально-демографические группы, включенные в процесс физкультурной деятельности: лица дошкольного возраста, учащиеся и студенты, взрослое население;

– цель – физическое и духовное совершенствование средствами физической культуры, формирование физически культурной личности;

– предмет – биологическая и духовная подсистемы личности;

– средства – совокупность духовных и материальных ценностей физической культуры, система физических упражнений и специальных знаний, подлежащих освоению, овладению и осуществлению объектом деятельности;

– собственно активность субъекта – совокупность образовательных, обучающих, воспитательных, организационных и контролирующих действий, осуществляемых в соответствии с традиционными и инновационными технологиями физкультурного образования и воспитания;

– результат – физическая культура личности как степень достижения ею общественно и личностно необходимого уровня физического и духовного совершенствования, знаний, умений и стереотипов поведения в видах физкультурной деятельности, мотивации и мировоззрения в области ФК.

В ее внешней структуре выделяются три основных вида:

♦ образование объекта деятельности в области ФК;

♦ обучение – передача ему знаний и умений осуществления физкультурной деятельности различной направленности и связанных с ней социокультурных видов деятельности;

♦ воспитание – формирование мотивационных, ценностно-ориентационных, нравственных качеств, связанных с физическим совершенствованием и физических качеств объекта деятельности для достижения им личностно и общественно необходимого уровня физического, социального и духовного здоровья.

В ходе педагогического процесса специалистов физкультурного профиля обеспечивается поэтапное развитие физической культуры личности:

● идентификация – усвоение знаний и способов физкультурной деятельности, овладение движениями и жизненно важными двигательными действиями, физическими упражнениями, позволяющими объекту воздействия адаптироваться в сфере физической культуры, отождествлять себя с физически развитыми людьми и активно включаться в разнообразные формы занятий;

● индивидуализация – усвоение и воспроизведение знаний и двигательных действий в условиях целесообразно организованных физкультурно-спортивных занятий, которые опосредуются неповторимой совокупностью индивидуальных физических, психических, нравственных качеств и способностей, приобретенных личностью на предшествующем этапе своего развития;

● актуализация – овладение и целенаправленное использование средств, методов и форм физкультурной деятельности, формирование собственного индивидуального опыта, создание образцов и ценностей, связанных с удовлетворением личных и социально-групповых потребностей и интересов.

Содержание педагогической деятельности специалистов физкультурного профиля обеспечивается научно обоснованными и государственно закрепленными принципами и методами образования, обучения и воспитания личности в сфере физической культуры. В этой связи оно имеет соответствующую уровневую структуру:

1-й уровень– предначальное общее образование и воспитание детей дошкольного возраста, имеющее целью адаптацию личности ребенка в сфере физической культуры посредством овладения элементарными основами физических упражнений и представлений о данном виде культуры;

2-й уровень – начальное общее образование (1-4 классы), имеющее цель идентификации личности к физической культуре посредством овладения основами физкультурной деятельности общеразвивающей направленности;

3-й уровень – общее образование (обязательное, 5-9 классы), имеющее цель индивидуализации личности в физической культуре посредством овладения основами физкультурной деятельности общеприкладной, физкультурно-рекреационной и физкультурно-спортивной направленности;

4-й и 5-й уровни – среднее общее образование (10-11классы) и профессиональное среднее и высшее образование, имеющее цель актуализации личности в физической культуре посредством овладения основами физкультурной деятельности профессионально-прикладной, военно-прикладной, оздоровительно – корригирующей, оздоровительно-рекреационной и спортивно-рекреационной направленности;

6-й уровень – армейское образование и воспитание, имеющее цель идентификации и актуализации личности в физической культуре посредством овладения физкультурной деятельностью военно-прикладной направленности;

7-й уровень – спортивное или олимпийское образование и воспитание, имеющее цель актуализации личности в физической культуре посредством овладения физическими упражнениями на высоком технико-тактическом и физическом уровне подготовки к соревновательной деятельности. Специфические особенности спортивного и олимпийского образования заключаются в следующем. Во-первых, оно предусматривает подготовку личности к участию в социальной жизни путем формирования у нее понимания органической целостности достоинств тела, воли и разума. Во-вторых, оно дополняет естественную социализацию личности путем создания и осуществления стройной школьной программы олимпийского образования на основе стандартных учебников по Олимпизму, разнообразного учебно-вспомогательного материала. В-третьих, отбор его содержания определяется осознанными целями и принципами, предполагает теоретически обоснованный план этого образования или его философию;

8-й уровень – профессионально-трудовое образование, имеющее цель актуализации личности в физической культуре посредством овладения основами физкультурной деятельности профессионально-прикладной, спортивно-прикладной, оздоровительно-корригирующей, оздоровительно- и спортивно-рекреационной, оздоровительно-реабилитационной, оздоровительно-лечебной направленности;

9-й уровень– после трудовое образование (для лиц пенсионного возраста), имеющее цель актуализации личности в физической культуре посредством овладения основами физкультурной деятельности корригирующей, рекреационной, реабилитационной и лечебной направленности.

Представленная уровневая структура формирования физической культуры личности, ее образовательное и практическое содержание, становясь качественной характеристикой этой личности, образуют социально-структурные уровни физической культуры различных социальных групп, обладающих национальными, классовыми, профессионально-статусными и др. характеристиками.

В соответствии с целевым назначением педагогическая деятельность в целом, ее компоненты – педагогическая деятельность по подготовке профессиональных специалистов и педагогическая деятельность специалистов физкультурного профиля осуществляются в следующих общенормативных формах:государственной, общественной, частной и самодеятельной формах. К числу государственных форм педагогической деятельности по подготовке профессиональных специалистов относятся государственные средние и высшие специальные учреждения, охватывающие лиц молодого возраста и определенного уровня общеобразовательной подготовки. Она осуществляется и в профессиональных образовательных учреждениях, функционирующих на основе частной формы собственности, содержание и эффективность которых контролируется государством.

Среди государственных и частных форм педагогической деятельности специалистов физкультурного профиля общефизкультурной направленности осуществляются организованные занятия физическими упражнениями и связанные с ними образовательные занятия в системе дошкольного воспитания, школьного, среднего и высшего специального образования. Для них характерны урочные и внеурочные формы. К первым относятся обязательные физкультурные занятия, включающие теоретическое образование, практическое обучение и воспитание в этой области. Ко вторым – организованные занятия утренней гимнастикой, физкультуминутки, физкультпаузы, подвижные перемены, носящие общеразвивающий и общереабилитационный характер, а также формы состязательной физкультурной деятельности – спортивные соревнования по различным видам физических упражнений, праздники и дни «здоровья», спартакиады и т.п.

Педагогическая деятельность специалистов физкультурного профиля спортивной направленности осуществляется в государственной, общественной и частной формах: спортивных кружках, клубах, секциях по видам спорта.

Их внутренними формами являются групповые и индивидуально-групповые занятия спортивной специализации и соревновательные формы оценки уровня спортивного мастерства.

Общественная форма характерна только для педагогической деятельности специалистов физкультурного профиля, обеспечивается под руководством общественных организаций (профсоюзных физкультурно-спортивных обществ, спортивных клубов и т.п.), охватывает трудящихся разного возраста и профессий, учащуюся молодежь, строится согласно типовым программам, носящим в основном рекомендательный характер. Ее внутренние формы охватывают те же стороны обучения и воспитания, что государственные ее формы.

Рассмотренные общенормативные формы педагогической деятельности предопределяют ее технико-организационные формы:

♦ по способу организации – организованные и самоорганизованные;

♦ по способу объединения субъекта для обеспечения деятельности – коллективные, групповые (школьный класс, семья, компания друзей и т.п. как формы группового взаимодействия физкультурно-ролевого типа);

♦ по временному признаку – внутриучебные, внутрипроизводственные и внепроизводственные, внеучебные, в процессе досуга;

♦ по территориальному признаку – занятия по месту учебы, работы, жительства, отдыха, лечения;

♦ по организационно-управленческим способам вовлечения социального субъекта в занятия-различные физкультурно-оздоровительные, физкультурно-производственные, физкультурно-военные, физкультурно-спортивные и спортивные организации.

Общими характеристиками рассмотренных компонентов педагогической деятельности в структуре физической культуры являются общественно и индивидуально моделируемый результат; сложившиеся технологии, методы и принципы; планирование и программирование; совокупность значимых моделей оценки результатов деятельности в соответствии с необходимым уровнем и качеством физического, профессионального и духовного совершенствования личности. Их интеграция в области физической культуры – непременное условие достижения ее современных качественных характеристик, соответствующих потребностям общества и личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: