Решение основных задач Стратегии осуществляется по следующим приоритетным направлениям:
1. Физическая культура и массовый спорт, в том числе:
обеспечение многообразия форм физкультурно-спортивной деятельности с учетом индивидуальных потребностей (запросов) всех категорий и групп граждан;
развитие Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) и вовлечение граждан в выполнение нормативов комплекса;
развитие системы спортивных клубов по месту жительства;
развитие физической культуры и спорта по месту работы (службы), включая ведомственный (корпоративный) спорт, содействие развитию физкультурно-спортивных обществ;
обеспечение физической подготовленности допризывной молодежи к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации, повышение массовости занимающихся военно-прикладными и служебно-прикладными видами спорта;
развитие физической культуры и спорта среди граждан старшего возраста;
развитие физической культуры и спорта в сельской местности;
|
|
развитие адаптивной физической культуры и спорта;
совершенствование системы реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление здоровья и повышение работоспособности граждан средствами физической культуры и спорта;
формирование мотивации (осознанного отношения) граждан к занятиям физической культурой и спортом и построение адресных коммуникаций с основными группами потребителей физкультурно-спортивных услуг и спортивной продукции;
совершенствование системы проведения официальных физкультурных и спортивных мероприятий на всех уровнях, включая комплексные многоэтапные, в том числе среди спортсменов-любителей, лиц, выполнивших нормативы комплекса ГТО, школьных и студенческих спортивных клубов (лиг), а также спортивных клубов по месту жительства и работы; в том числе, повышение прозрачности планирования бюджетных ассигнований на реализацию Единого календарного плана физкультурных и спортивных мероприятий;
развитие добровольчества (волонтерства);
совершенствование мер государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций (общественных проектов и инициатив, в том числе религиозных организаций), действующих в сфере физической культуры и спорта;
гражданско-патриотическое воспитание, в том числе, развитие системы взаимодействия с традиционными конфессиями для формирования духовно-нравственного облика российского спортсмена и гражданина.
Реализация данного направления предусматривает разработку нормативно-правового регулирования, обеспечивающего комплексную правовую регламентацию массового спорта. Одновременно требуется законодательное уточнение роли, места и полномочий федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых предусмотрена военная служба и иные специальные виды службы, в развитии физической культуры и спорта.
|
|
1.1. Физическая культура и спорт в системе образования, в том числе:
обновление методик проведения занятий физической культурой в дошкольных образовательных учреждениях и создание сети центров раннего развития детей;
обеспечение дальнейшего развития учебного предмета (дисциплины) «Физическая культура» в системе общего, среднего и высшего профессионального образования с целью сохранения и укрепления здоровья обучающихся;
реализация внеурочной деятельности физкультурно-спортивной направленности в общеобразовательных организациях, и внеучебной деятельности в профессиональных образовательных организациях, направленной на увеличение сети школьных и студенческих спортивных клубов, участие таких клубов в спортивных соревнованиях, проводимых соответственно школьными и студенческими спортивными лигами;
совершенствование системы спортивно-массовых мероприятий при участии в них всех возрастных групп обучающихся общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций с максимальным охватом на уровне образовательной организации, муниципальном и региональном уровнях;
обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ физкультурно-спортивной направленности по принципам персонифицированного финансирования дополнительного образования детей;
создание в образовательных организациях высшего образования, в том числе в федеральных университетах, структурных подразделений - центров спортивной подготовки студенческих сборных команд, реализующих программы спортивной подготовки для обучающихся образовательных организаций высшего образования, являющихся резервом и входящих в состав студенческих сборных команд Российской Федерации;
разработка, включение и дальнейшее совершенствование показателей по организации физкультурной и спортивной работы среди обучающихся в систему мониторинга профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования;
включение показателей по организации физкультурной и спортивной работы среди обучающихся в «эффективный контракт» руководителя образовательной организации высшего образования;
обеспечение доступности дополнительных предпрофессиональных программ, направленных на профориентацию учащихся на профессии в сфере физической культуры и спорта.
Эффективность реализации данного направления непосредственно зависит от реализации межотраслевых программ развития школьного и студенческого спорта и межведомственной программы «Плавание для всех», а также от мероприятий по реформированию законодательного регулирования отношений, связанных со спортивной подготовкой. Необходимо гармонизировать в соответствующих частях законодательство в сфере физической культуры и спорта и законодательство об образовании, с учетом образовательной составляющей процесса, программ и стандартов спортивной подготовки. Одновременно необходимо развитие нормативно-правового регулирования в части обеспечения государственного контроля в области спортивной подготовки.
|
|
2. Подготовка спортивного резерва, в том числе:
организационное развитие и методическая поддержка сети организаций, осуществляющих спортивную подготовку, включая разработку и внедрение типовых программ спортивной подготовки с учетом тенденций мирового спорта, новых возможностей науки и цифровых технологий;
развитие системы поиска, отбора и комплексного сопровождения талантливых спортсменов, в том числе путем формирования системы спортивной (профессиональной) ориентации;
создание в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, в том числе, в училищах олимпийского резерва, подразделений (спортивных интернатов) для ведущих спортсменов данной организации с целью обеспечения оптимальных условий для достижения максимальных результатов;
введение этапа высшего спортивного мастерства в программы спортивной подготовки, реализуемые спортивными школами;
создание условий для привлечения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в учреждения спортивной направленности по адаптивной физической культуре и спорту;
совершенствование механизма перевода спортивно одаренных детей, осваивающих дополнительные предпрофессиональные программы в области физической культуры и спорта, в организации спортивной подготовки с соблюдением принципа последовательности и преемственности;
оснащение современным спортивным инвентарем и оборудованием организаций, осуществляющих спортивную подготовку, разработка типовых решений оснащения спортивных объектов спортивным оборудованием и инвентарем с учетом этапов спортивной подготовки;
внедрение системы государственной аккредитации физкультурно-спортивных организаций и системы контроля за соблюдением ее требований;
совершенствование системы социальных гарантий и поддержки тренеров и иных специалистов, осуществляющих спортивную подготовку;
совершенствование нормативной правовой базы, регламентирующей вопросы создания и деятельности училищ олимпийского резерва и спортивных интернатов как вертикально-интегрированной системы образования в области физической культуры и спорта;
|
|
совершенствование до 2024 года законодательства Российской Федерации в части определения спортивной подготовки как учебно-тренировочного процесса, гармонизации федеральных стандартов спортивной подготовки как особых образовательных стандартов;
внедрение механизмов совместного использования организациями спортивной подготовки и образовательными организациями объектов спорта для обеспечения реализации программ спортивной подготовки и дополнительных общеобразовательных программ.
3. Спорт высших достижений и профессиональный спорт:
уточнение прав и обязанностей общероссийских, региональных, местных спортивных федераций и иных общественных организаций, в том числе по взаимодействию с федеральным органом исполнительной власти в сфере физической культуры и спорта, а также с профессиональными спортивными организациями для достижения целей Стратегии и развития профессионального спорта как самоокупаемого и коммерчески привлекательного направления;
установление критериев оценки деятельности и создание рейтинга общероссийских, региональных и местных спортивных федераций;
разработка механизма и критериев определения приоритетных (базовых) видов спорта в Российской Федерации с установлением обязательства по разработке и утверждению документов стратегического планирования по развитию данных видов спорта;
совершенствование механизмов признания видов спорта (спортивных дисциплин) и аккредитации спортивных федераций;
совершенствование Единой всероссийской спортивной классификации (ЕВСК);
совершенствование порядка формирования списков лиц, являющихся кандидатами в спортивные сборные команды Российской Федерации (субъекта Российской Федерации), в соответствии с критериями отбора, установленными на федеральном (региональном) уровне;
совершенствование системы материального стимулирования спортсменов, тренеров, спортивных судей и специалистов спортивных сборных команд Российской Федерации;
формирование системы социальной адаптации и профориентации спортсменов, завершивших профессиональную карьеру, на профессии в сфере физической культуры и спорта;
развитие арбитража (третейского разбирательства), администрируемого постоянно действующим арбитражным учреждением, рассматривающим споры в профессиональном спорте и спорте высших достижений в Российской Федерации;
развитие системы обеспечения общественной безопасности (в том числе технологической) в спорте и общественного порядка;
организация и проведение крупных международных спортивных соревнований и физкультурных мероприятий на территории Российской Федерации;
эффективное управление наследием крупных международных спортивных мероприятий;
развитие основных механизмов профессионального спорта, актуализация правового регулирования профессионального спорта и его дальнейшее совершенствование в целях привлечения инвестиций в профессиональный спорт, включая инвестиции в подготовку спортсменов, их защиты, развития коммерческих возможностей профессиональной спортивной деятельности. Создание нормативной правовой базы в целях правового регулирования отдельных видов договоров, рекламной деятельности, а также интеллектуальной собственности в профессиональном спорте;
поэтапное сокращение финансирования профессионального спорта из бюджетной системы, бюджетов компаний с государственным участием и достижение самоокупаемости в долгосрочной перспективе за счет повышения зрелищности спортивных соревнований и увеличения доходов от коммерческих спонсоров, вещателей, болельщиков, букмекеров и других источников, включая лотереи, организованные Минспортом России;
разработка системы мер, связанных с переходом российских спортсменов в зарубежные спортивные клубы.
4. Научное и научно-методическое обеспечение физической культуры и спорта, в том числе:
определение при участии Российской академии наук ведущей научной организации в сфере физической культуры и спорта, обеспечивающей общее планирование и координацию научно-технической деятельности;
создание системы комплексного межотраслевого обеспечения физической культуры и спорта в целях опережающего научно-технологического развития спорта высших достижений и ускоренного внедрения инноваций в подготовку спортсменов высокого класса и спортивную подготовку (с учетом возможностей инновационного научно-технологического центра МГУ «Воробьевы горы»);
разработка единых подходов к научно-методическому обеспечению подготовки спортивного резерва и спортивных сборных команд Российской Федерации (субъектов Российской Федерации);
создание центров научно-методического обеспечения на базе образовательных организаций высшего образования, физической культуры и спорта.
4.1.Медицинское и медико-биологическое обеспечение физической культуры и спорта, в том числе:
модернизация системы организаций спортивной медицины в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях (включая врачебно-физкультурные диспансеры) с учетом подготовки необходимого числа врачей по спортивной медицине и создание экспериментальных «межвузовских» факультетов спортивной медицины на базе ведущих медицинских и спортивных образовательных организаций высшего образования;
создание центра спортивной медицины ФМБА России;
создание единой цифровой системы спортивной медицины, предусматривающей, в том числе, внедрение до 2024 года электронного медицинского паспорта спортсмена;
развитие инфраструктуры медико-биологического обеспечения спорта высших достижений и спортивной медицины путем расширения сети реабилитационных центров для спортсменов и модернизации медицинских организаций, осуществляющих медико-биологическое обеспечение спортсменов.
5. Антидопинговое обеспечение, предусматривающее в том числе:
совершенствование механизма противодействия применению допинга путем внесения изменений в нормативную правовую базу, а также путем приведения внутренних регламентирующих документов общероссийских спортивных федераций в соответствие с требованиями Общероссийских антидопинговых правил и международных стандартов;
обязательное тестирование спортсменов – кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации, впервые включаемых в их составы, при строгом соблюдении требований положений Всемирного антидопингового кодекса и международных стандартов;
увеличение охвата информационно-образовательными программами в области профилактики применения допинга в спорте всех целевых аудиторий;
формирование комплекса исследований по антидопинговой тематике, включая контроль качества биологически активных добавок и специализированной пищевой продукции.
6. Кадровое обеспечение, в том числе:
разработка системных подходов к формированию и развитию кадрового потенциала на основе мониторинга и прогноза кадровой потребности в сфере физической культуры и спорта на федеральном и региональном уровнях;
совершенствование образовательных стандартов с учетом внедрения практико-ориентированной модели обучения, а также развитие системы дополнительного образования, повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров, в том числе по образовательным программам с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий; создание условий для сетевых международных образовательных проектов в сфере физической культуры и спорта;
актуализация и разработка профессиональных стандартов в области физической культуры и спорта;
развитие системы повышения квалификации руководителей органов исполнительной власти в сфере физической культуры и спорта, физкультурно-спортивных организаций, внедрение программ дополнительного профессионального образования для малого, среднего предпринимательства и некоммерческих организаций;
создание системы социальных лифтов, включающей организацию профессиональных конкурсов, в том числе среди молодых ученых (специалистов), и стажировок в ведущих мировых и российских центрах спортивной деятельности;
установление отраслевой системы оплаты труда (с учетом нормирования труда тренеров);
развитие механизмов преференций для спортсменов высокой квалификации, в том числе завершающих спортивную карьеру, в сфере получения образования и трудоустройства, включая заключение договоров о целевом обучении для подготовки специалистов в сфере физической культуры и спорта.
7. Развитие спортивной инфраструктуры, в том числе:
внедрение рекомендуемых нормативов обеспеченности населения объектами спортивной инфраструктуры;
развитие форм сетевого взаимодействия при использовании гражданами объектов спорта различной ведомственной принадлежности и форм собственности, в том числе спортивной инфраструктуры образовательных организаций во внеучебное время;
адаптация общественных пространств, рекреационных и парковых зон к занятиям физической культурой и спортом;
развитие механизмов применения соглашений о государственно-частном партнерстве и концессионных соглашений при строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов спорта и необходимых для их функционирования объектов инженерной транспортной инфраструктуры. Разработка и включение в законодательство соответствующего блока нормативно-правового регулирования;
развитие механизмов проектного финансирования при создании спортивной инфраструктуры;
развитие инфраструктуры федеральных спортивно-тренировочных центров для подготовки спортивных сборных команд Российской Федерации по всем видам спорта, включенным в программы Олимпийских и Паралимпийских игр, в условиях различных природно-климатических зон (включая среднегорье, Черноморское побережье, Дальний Восток), в том числе развитие инфраструктуры центров спортивной подготовки студенческих сборных команд в образовательных организациях высшего образования для подготовки из числа контингента обучающихся спортивного резерва и студенческих сборных команд, а также повышение эффективности использования таких центров в целях их максимальной загрузки;
развитие региональных центров для подготовки резерва спортивных сборных команд Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
создание инфраструктуры для развития детско-юношеского, школьного, студенческого спорта;
приведение в нормативное состояние объектов спорта, нуждающихся в капитальном ремонте.
8. Цифровизация физической культуры и спорта, в том числе:
обеспечение доступности ключевых сервисов для граждан в сфере физической культуры и спорта в он-лайн формате на базе единой цифровой платформы;
обеспечение эффективного взаимодействия в цифровой среде всех сторон, вовлеченных в подготовку спортивного резерва, спорт высших достижений и профессиональный спорт, в том числе в части календарных планов физкультурных и спортивных мероприятий, сведений о спортивных званиях и наградах, сведений об объектах спорта, организациях и физических лицах, осуществляющих (проходящих) спортивную подготовку;
развитие инструментов онлайн-образования и дистанционных курсов, доступных для образовательных организаций, подведомственных Минспорту России, а также для специалистов в области физической культуры и спорта;
создание и развитие межведомственной базы данных о результатах научных исследований в сфере физической культуры и спорта;
внедрение цифровых технологий в управление спортивной инфраструктурой, в том числе при создании новых спортивных объектов, обеспечивающих комплексные подходы к безопасности, энергоэффективности и управлению объектами и сервисами для населения на основе современных технологий;
создание системы поддержки принятия решений и развитие механизмов управления данными, включая статистическое наблюдение.
9. Международное спортивное сотрудничество, в том числе:
развитие системы двухсторонних отношений с органами исполнительной власти зарубежных стран, обеспечивающих развитие физической культуры и спорта;
развитие взаимодействия с международными межправительственными и общественными организациями (ООН, ЮНЕСКО, Совет Европы, Международный совет военного спорта) с учетом национальных интересов в части подготовки и реализации международных актов (международных конвенций, резолюций, хартий, деклараций) по вопросам спорта, включая участие и расширение российского представительства в профильных рабочих органах данных организаций;
развитие сотрудничества в области спорта со странами СНГ, БРИКС, ШОС, ЕАЭС и традиционными партнерами, направленного, в том числе, на формирование согласованных позиций по вопросам международной спортивной повестки в рамках деятельности международных организаций и международных спортивных организаций, а также на проведение совместных спортивных мероприятий;
продвижение национальных и традиционно развиваемых в Российской Федерации видов спорта за рубежом;
содействие росту количества российских представителей на руководящих должностях международных неправительственных спортивных организаций;
привлечение и проведение в Российской Федерации крупных международных научных и общественно-деловых мероприятий, связанных с развитием физической культуры и спорта (с учетом возможности их регулярного проведения).
10. Экономика спорта, в том числе:
создание системы финансового и экономического стимулирования физических лиц и организаций, осуществляющих деятельность в сфере физической культуры и спорта, в том числе возмещение части затрат юридических лиц на создание объектов спортивной инфраструктуры;
создание системы развития и поддержки социального предпринимательства в сфере физической культуры и спорта;
создание условий для развития спортивной индустрии путем внедрения механизмов импортозамещения при создании, модернизации инфраструктурных объектов и обеспечении спортивных организаций; в том числе обеспечение организаций, осуществляющих спортивную подготовку на этапах начальной подготовки и тренировочной этапе от 1 до 3 лет спортивным инвентарем и оборудованием российских производителей;
развитие механизмов взаимодействия с коммерческими организациями, предоставляющими физкультурно-спортивные услуги, в целях реализации данных услуг для социально незащищенных категорий граждан на льготных условиях;
создание правовой основы для механизмов финансового и экономического стимулирования предпринимательства в сфере физической культуры и спорта, в том числе путем совершенствования правового регулирования деятельности фитнес-центров, а также вопросов качества и безопасности фитнес-услуг.
11. Региональное развитие, в том числе:
установление для субъектов Российской Федерации индивидуальных (дифференцированных) показателей развития физической культуры и спорта и базовых (приоритетных) видов спорта с сохранением адресного целевого характера механизма развития спортивной инфраструктуры, учитывая особенности и потребности регионов;
обеспечение постоянного обмена опытом и лучшими практиками организации физкультурно-оздоровительной работы, совершенствование механизма проведения соответствующих смотров-конкурсов;
создание и внедрение в малых территориях (моногорода, сельские поселения) модели «умного» типового спортивного объекта как центра притяжения для граждан, точки опоры для развития бизнеса и социального предпринимательства;
установление пропорциональных параметров финансирования из федерального, регионального и муниципального бюджетов официальных спортивных мероприятий;
разработка порядка выделения целевой субсидии муниципальным образованиям на реализацию программ спортивной подготовки;
внедрение механизма грантовой поддержки регионов на реализацию программ спортивной подготовки и участие в спартакиадном движении;
разработка системы мер нефинансовой поддержки государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность в сфере физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности, с учетом передового регионального опыта;
наделение субъектов Российской Федерации полномочиями по организации научных исследований в части проведения социологических исследований, организации работы по разработке научно-обоснованных муниципальных дорожных карт развития физической культуры и массового спорта, учитывающих специфику территорий;
правовое обеспечение взаимодействия федерального и региональных органов исполнительной власти в сфере физической культуры и спорта, заключение соглашений, определяющих порядок такого взаимодействия, а также внедрение механизмов договорного согласования назначения на должность руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере физической культуры и спорта и его освобождения от должности.