V. Основные направления развития физической культуры и спорта

Решение основных задач Стратегии осуществляется по следующим приоритетным направлениям:

1. Физическая культура и массовый спорт, в том числе:

обеспечение многообразия форм физкультурно-спортивной деятельности с учетом индивидуальных потребностей (запросов) всех категорий и групп граждан;

развитие Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) и вовлечение граждан в выполнение нормативов комплекса;

развитие системы спортивных клубов по месту жительства;

развитие физической культуры и спорта по месту работы (службы), включая ведомственный (корпоративный) спорт, содействие развитию физкультурно-спортивных обществ;

обеспечение физической подготовленности допризывной молодежи               к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации, повышение массовости занимающихся военно-прикладными и служебно-прикладными видами спорта;

развитие физической культуры и спорта среди граждан старшего возраста;

развитие физической культуры и спорта в сельской местности;

развитие адаптивной физической культуры и спорта;

совершенствование системы реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление здоровья и повышение работоспособности граждан средствами физической культуры и спорта;

формирование мотивации (осознанного отношения) граждан                         к занятиям физической культурой и спортом и построение адресных коммуникаций с основными группами потребителей физкультурно-спортивных услуг и спортивной продукции;

совершенствование системы проведения официальных физкультурных и спортивных мероприятий на всех уровнях, включая комплексные многоэтапные, в том числе среди спортсменов-любителей, лиц, выполнивших нормативы комплекса ГТО, школьных и студенческих спортивных клубов (лиг), а также спортивных клубов по месту жительства      и работы; в том числе, повышение прозрачности планирования бюджетных ассигнований на реализацию Единого календарного плана физкультурных и спортивных мероприятий;

развитие добровольчества (волонтерства);

совершенствование мер государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций (общественных проектов                  и инициатив, в том числе религиозных организаций), действующих в сфере физической культуры и спорта;

гражданско-патриотическое воспитание, в том числе, развитие системы взаимодействия с традиционными конфессиями для формирования духовно-нравственного облика российского спортсмена и гражданина.

Реализация данного направления предусматривает разработку нормативно-правового регулирования, обеспечивающего комплексную правовую регламентацию массового спорта. Одновременно требуется законодательное уточнение роли, места и полномочий федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых предусмотрена военная служба и иные специальные виды службы,                            в развитии физической культуры и спорта.

1.1. Физическая культура и спорт в системе образования, в том числе:

обновление методик проведения занятий физической культурой                    в дошкольных образовательных учреждениях и создание сети центров раннего развития детей;

обеспечение дальнейшего развития учебного предмета (дисциплины) «Физическая культура» в системе общего, среднего и высшего профессионального образования с целью сохранения и укрепления здоровья обучающихся;

реализация внеурочной деятельности физкультурно-спортивной направленности в общеобразовательных организациях, и внеучебной деятельности в профессиональных образовательных организациях, направленной на увеличение сети школьных и студенческих спортивных клубов, участие таких клубов в спортивных соревнованиях, проводимых соответственно школьными и студенческими спортивными лигами;

совершенствование системы спортивно-массовых мероприятий                 при участии в них всех возрастных групп обучающихся общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций с максимальным охватом на уровне образовательной организации, муниципальном и региональном уровнях;

обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ физкультурно-спортивной направленности по принципам персонифицированного финансирования дополнительного образования детей;

создание в образовательных организациях высшего образования,                  в том числе в федеральных университетах, структурных подразделений - центров спортивной подготовки студенческих сборных команд, реализующих программы спортивной подготовки для обучающихся образовательных организаций высшего образования, являющихся резервом и входящих в состав студенческих сборных команд Российской Федерации;

разработка, включение и дальнейшее совершенствование показателей по организации физкультурной и спортивной работы среди обучающихся в систему мониторинга профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования;

включение показателей по организации физкультурной                                 и спортивной работы среди обучающихся в «эффективный контракт» руководителя образовательной организации высшего образования;

обеспечение доступности дополнительных предпрофессиональных программ, направленных на профориентацию учащихся на профессии           в сфере физической культуры и спорта.

Эффективность реализации данного направления непосредственно зависит от реализации межотраслевых программ развития школьного                     и студенческого спорта и межведомственной программы «Плавание                   для всех», а также от мероприятий по реформированию законодательного регулирования отношений, связанных со спортивной подготовкой. Необходимо гармонизировать в соответствующих частях законодательство                  в сфере физической культуры и спорта и законодательство об образовании,      с учетом образовательной составляющей процесса, программ и стандартов спортивной подготовки. Одновременно необходимо развитие нормативно-правового регулирования в части обеспечения государственного                                  контроля в области спортивной подготовки.

2. Подготовка спортивного резерва, в том числе:

организационное развитие и методическая поддержка сети организаций, осуществляющих спортивную подготовку, включая разработку и внедрение типовых программ спортивной подготовки с учетом тенденций мирового спорта, новых возможностей науки и цифровых технологий;

развитие системы поиска, отбора и комплексного сопровождения талантливых спортсменов, в том числе путем формирования системы спортивной (профессиональной) ориентации;

создание в организациях, осуществляющих спортивную подготовку,       в том числе, в училищах олимпийского резерва, подразделений (спортивных интернатов) для ведущих спортсменов данной организации с целью обеспечения оптимальных условий для достижения максимальных результатов;

введение этапа высшего спортивного мастерства в программы спортивной подготовки, реализуемые спортивными школами;

создание условий для привлечения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в учреждения спортивной направленности                       по адаптивной физической культуре и спорту;

совершенствование механизма перевода спортивно одаренных детей, осваивающих дополнительные предпрофессиональные программы в области физической культуры и спорта, в организации спортивной подготовки                  с соблюдением принципа последовательности и преемственности;

оснащение современным спортивным инвентарем и оборудованием организаций, осуществляющих спортивную подготовку, разработка типовых решений оснащения спортивных объектов спортивным оборудованием                          и инвентарем с учетом этапов спортивной подготовки;

внедрение системы государственной аккредитации физкультурно-спортивных организаций и системы контроля за соблюдением ее требований;

совершенствование системы социальных гарантий и поддержки тренеров и иных специалистов, осуществляющих спортивную подготовку;

совершенствование нормативной правовой базы, регламентирующей вопросы создания и деятельности училищ олимпийского резерва                            и спортивных интернатов как вертикально-интегрированной системы образования в области физической культуры и спорта;

совершенствование до 2024 года законодательства Российской Федерации в части определения спортивной подготовки как учебно-тренировочного процесса, гармонизации федеральных стандартов спортивной подготовки как особых образовательных стандартов;

внедрение механизмов совместного использования организациями спортивной подготовки и образовательными организациями объектов спорта для обеспечения реализации программ спортивной подготовки                         и дополнительных общеобразовательных программ.

3. Спорт высших достижений и профессиональный спорт:

уточнение прав и обязанностей общероссийских, региональных,               местных спортивных федераций и иных общественных организаций, в том числе по взаимодействию с федеральным органом исполнительной власти       в сфере физической культуры и спорта, а также с профессиональными спортивными организациями для достижения целей Стратегии и развития профессионального спорта как самоокупаемого и коммерчески привлекательного направления;

установление критериев оценки деятельности и создание рейтинга общероссийских, региональных и местных спортивных федераций;

разработка механизма и критериев определения приоритетных (базовых) видов спорта в Российской Федерации с установлением обязательства по разработке и утверждению документов стратегического планирования по развитию данных видов спорта;

совершенствование механизмов признания видов спорта (спортивных дисциплин) и аккредитации спортивных федераций;

совершенствование Единой всероссийской спортивной классификации (ЕВСК);

совершенствование порядка формирования списков лиц, являющихся кандидатами в спортивные сборные команды Российской Федерации (субъекта Российской Федерации), в соответствии с критериями отбора, установленными на федеральном (региональном) уровне;

совершенствование системы материального стимулирования спортсменов, тренеров, спортивных судей и специалистов спортивных сборных команд Российской Федерации;

формирование системы социальной адаптации и профориентации спортсменов, завершивших профессиональную карьеру, на профессии                   в сфере физической культуры и спорта;

развитие арбитража (третейского разбирательства), администрируемого постоянно действующим арбитражным учреждением, рассматривающим споры в профессиональном спорте и спорте высших достижений                          в Российской Федерации;

развитие системы обеспечения общественной безопасности                                 (в том числе технологической) в спорте и общественного порядка;

организация и проведение крупных международных спортивных соревнований и физкультурных мероприятий на территории Российской Федерации;

эффективное управление наследием крупных международных спортивных мероприятий;

развитие основных механизмов профессионального спорта, актуализация правового регулирования профессионального спорта и его дальнейшее совершенствование в целях привлечения инвестиций                             в профессиональный спорт, включая инвестиции в подготовку спортсменов, их защиты, развития коммерческих возможностей профессиональной спортивной деятельности. Создание нормативной правовой базы в целях правового регулирования отдельных видов договоров, рекламной деятельности, а также интеллектуальной собственности в профессиональном спорте;

поэтапное сокращение финансирования профессионального спорта      из бюджетной системы, бюджетов компаний с государственным участием              и достижение самоокупаемости в долгосрочной перспективе за счет повышения зрелищности спортивных соревнований и увеличения доходов            от коммерческих спонсоров, вещателей, болельщиков, букмекеров и других источников, включая лотереи, организованные Минспортом России;

разработка системы мер, связанных с переходом российских спортсменов в зарубежные спортивные клубы.

4. Научное и научно-методическое обеспечение физической культуры и спорта, в том числе:

определение при участии Российской академии наук ведущей                        научной организации в сфере физической культуры и спорта, обеспечивающей общее планирование и координацию научно-технической деятельности;

создание системы комплексного межотраслевого обеспечения физической культуры и спорта в целях опережающего                                  научно-технологического развития спорта высших достижений                                    и ускоренного внедрения инноваций в подготовку спортсменов высокого класса и спортивную подготовку (с учетом возможностей инновационного научно-технологического центра МГУ «Воробьевы горы»);

разработка единых подходов к научно-методическому обеспечению подготовки спортивного резерва и спортивных сборных команд                        Российской Федерации (субъектов Российской Федерации);

создание центров научно-методического обеспечения на базе образовательных организаций высшего образования, физической культуры          и спорта.

4.1.Медицинское и медико-биологическое обеспечение физической культуры и спорта, в том числе:

модернизация системы организаций спортивной медицины                         в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях (включая врачебно-физкультурные диспансеры) с учетом подготовки необходимого числа врачей по спортивной медицине и создание экспериментальных «межвузовских» факультетов спортивной медицины на базе ведущих медицинских и спортивных образовательных организаций высшего образования;

создание центра спортивной медицины ФМБА России;

создание единой цифровой системы спортивной медицины, предусматривающей, в том числе, внедрение до 2024 года электронного медицинского паспорта спортсмена;

развитие инфраструктуры медико-биологического обеспечения спорта высших достижений и спортивной медицины путем расширения сети реабилитационных центров для спортсменов и модернизации медицинских организаций, осуществляющих медико-биологическое обеспечение спортсменов.

5. Антидопинговое обеспечение, предусматривающее в том числе:

совершенствование механизма противодействия применению допинга путем внесения изменений в нормативную правовую базу, а также путем приведения внутренних регламентирующих документов общероссийских спортивных федераций в соответствие с требованиями Общероссийских антидопинговых правил и международных стандартов;

обязательное тестирование спортсменов – кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации, впервые включаемых                                      в их составы, при строгом соблюдении требований положений Всемирного антидопингового кодекса и международных стандартов;

увеличение охвата информационно-образовательными программами                     в области профилактики применения допинга в спорте всех целевых аудиторий;

формирование комплекса исследований по антидопинговой тематике, включая контроль качества биологически активных добавок                                      и специализированной пищевой продукции.

6. Кадровое обеспечение, в том числе:

разработка системных подходов к формированию и развитию кадрового потенциала на основе мониторинга и прогноза кадровой потребности в сфере физической культуры и спорта на федеральном                      и региональном уровнях;

совершенствование образовательных стандартов с учетом внедрения практико-ориентированной модели обучения, а также развитие системы дополнительного образования, повышения квалификации                                        и профессиональной переподготовки кадров, в том числе по образовательным программам с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий; создание условий для сетевых международных образовательных проектов в сфере физической культуры                   и спорта;

актуализация и разработка профессиональных стандартов в области физической культуры и спорта;

развитие системы повышения квалификации руководителей органов исполнительной власти в сфере физической культуры и спорта, физкультурно-спортивных организаций, внедрение программ дополнительного профессионального образования для малого, среднего предпринимательства и некоммерческих организаций;

создание системы социальных лифтов, включающей организацию профессиональных конкурсов, в том числе среди молодых ученых (специалистов), и стажировок в ведущих мировых и российских центрах спортивной деятельности;

установление отраслевой системы оплаты труда (с учетом нормирования труда тренеров);

развитие механизмов преференций для спортсменов высокой квалификации, в том числе завершающих спортивную карьеру, в сфере получения образования и трудоустройства, включая заключение договоров о целевом обучении для подготовки специалистов в сфере физической культуры и спорта.

7. Развитие спортивной инфраструктуры, в том числе:

внедрение рекомендуемых нормативов обеспеченности населения объектами спортивной инфраструктуры;

развитие форм сетевого взаимодействия при использовании гражданами объектов спорта различной ведомственной принадлежности            и форм собственности, в том числе спортивной инфраструктуры образовательных организаций во внеучебное время;

адаптация общественных пространств, рекреационных и парковых зон к занятиям физической культурой и спортом;

развитие механизмов применения соглашений                                          о государственно-частном партнерстве и концессионных соглашений при строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов спорта                           и необходимых для их функционирования объектов инженерной транспортной инфраструктуры. Разработка и включение в законодательство соответствующего блока нормативно-правового регулирования;

развитие механизмов проектного финансирования при создании спортивной инфраструктуры;

развитие инфраструктуры федеральных спортивно-тренировочных центров для подготовки спортивных сборных команд Российской Федерации по всем видам спорта, включенным в программы Олимпийских                            и Паралимпийских игр, в условиях различных природно-климатических зон (включая среднегорье, Черноморское побережье, Дальний Восток), в том числе развитие инфраструктуры центров спортивной подготовки студенческих сборных команд в образовательных организациях высшего образования для подготовки из числа контингента обучающихся спортивного резерва и студенческих сборных команд, а также повышение эффективности использования таких центров в целях их максимальной загрузки;

развитие региональных центров для подготовки резерва спортивных сборных команд Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

создание инфраструктуры для развития детско-юношеского, школьного, студенческого спорта;

приведение в нормативное состояние объектов спорта, нуждающихся в капитальном ремонте.

8. Цифровизация физической культуры и спорта, в том числе:

обеспечение доступности ключевых сервисов для граждан в сфере физической культуры и спорта в он-лайн формате на базе единой цифровой платформы;

обеспечение эффективного взаимодействия в цифровой среде всех сторон, вовлеченных в подготовку спортивного резерва, спорт высших достижений и профессиональный спорт, в том числе в части календарных планов физкультурных и спортивных мероприятий, сведений о спортивных званиях и наградах, сведений об объектах спорта, организациях и физических лицах, осуществляющих (проходящих) спортивную подготовку;

развитие инструментов онлайн-образования и дистанционных курсов, доступных для образовательных организаций, подведомственных Минспорту России, а также для специалистов в области физической культуры и спорта;

создание и развитие межведомственной базы данных о результатах научных исследований в сфере физической культуры и спорта;

внедрение цифровых технологий в управление спортивной инфраструктурой, в том числе при создании новых спортивных объектов, обеспечивающих комплексные подходы к безопасности, энергоэффективности и управлению объектами и сервисами для населения  на основе современных технологий;

создание системы поддержки принятия решений и развитие механизмов управления данными, включая статистическое наблюдение.

9. Международное спортивное сотрудничество, в том числе:

развитие системы двухсторонних отношений с органами исполнительной власти зарубежных стран, обеспечивающих развитие физической культуры и спорта;

развитие взаимодействия с международными межправительственными и общественными организациями (ООН, ЮНЕСКО, Совет Европы, Международный совет военного спорта) с учетом национальных интересов в части подготовки и реализации международных актов (международных конвенций, резолюций, хартий, деклараций)                     по вопросам спорта, включая участие и расширение российского представительства в профильных рабочих органах данных организаций;

развитие сотрудничества в области спорта со странами СНГ, БРИКС, ШОС, ЕАЭС и традиционными партнерами, направленного, в том числе,               на формирование согласованных позиций по вопросам международной спортивной повестки в рамках деятельности международных организаций              и международных спортивных организаций, а также на проведение совместных спортивных мероприятий;

продвижение национальных и традиционно развиваемых                                         в Российской Федерации видов спорта за рубежом;

содействие росту количества российских представителей                                     на руководящих должностях международных неправительственных спортивных организаций;

привлечение и проведение в Российской Федерации крупных международных научных и общественно-деловых мероприятий, связанных             с развитием физической культуры и спорта (с учетом возможности                   их регулярного проведения).

10. Экономика спорта, в том числе:

создание системы финансового и экономического стимулирования физических лиц и организаций, осуществляющих деятельность в сфере физической культуры и спорта, в том числе возмещение части затрат юридических лиц на создание объектов спортивной инфраструктуры;

создание системы развития и поддержки социального предпринимательства в сфере физической культуры и спорта;

создание условий для развития спортивной индустрии путем внедрения механизмов импортозамещения при создании, модернизации инфраструктурных объектов и обеспечении спортивных организаций; в том числе обеспечение организаций, осуществляющих спортивную подготовку на этапах начальной подготовки и тренировочной этапе от 1 до 3 лет спортивным инвентарем и оборудованием российских производителей;

развитие механизмов взаимодействия с коммерческими организациями, предоставляющими физкультурно-спортивные услуги,              в целях реализации данных услуг для социально незащищенных категорий граждан на льготных условиях;

создание правовой основы для механизмов финансового                                 и экономического стимулирования предпринимательства в сфере физической культуры и спорта, в том числе путем совершенствования правового регулирования деятельности фитнес-центров, а также вопросов качества                и безопасности фитнес-услуг.

11. Региональное развитие, в том числе:

установление для субъектов Российской Федерации индивидуальных (дифференцированных) показателей развития физической культуры и спорта и базовых (приоритетных) видов спорта с сохранением адресного целевого характера механизма развития спортивной инфраструктуры, учитывая особенности и потребности регионов;

обеспечение постоянного обмена опытом и лучшими практиками организации физкультурно-оздоровительной работы, совершенствование механизма проведения соответствующих смотров-конкурсов;

создание и внедрение в малых территориях (моногорода, сельские поселения) модели «умного» типового спортивного объекта как центра притяжения для граждан, точки опоры для развития бизнеса и социального предпринимательства;

установление пропорциональных параметров финансирования                     из федерального, регионального и муниципального бюджетов официальных спортивных мероприятий;

разработка порядка выделения целевой субсидии муниципальным образованиям на реализацию программ спортивной подготовки;

внедрение механизма грантовой поддержки регионов                                        на реализацию программ спортивной подготовки и участие в спартакиадном движении;

разработка системы мер нефинансовой поддержки государственных                и муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность в сфере физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности,                     с учетом передового регионального опыта;

наделение субъектов Российской Федерации полномочиями по организации научных исследований в части проведения социологических исследований, организации работы по разработке научно-обоснованных муниципальных дорожных карт развития физической культуры и массового спорта, учитывающих специфику территорий;

правовое обеспечение взаимодействия федерального и региональных органов исполнительной власти в сфере физической культуры и спорта, заключение соглашений, определяющих порядок такого взаимодействия,                 а также внедрение механизмов договорного согласования назначения                          на должность руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере физической культуры и спорта и его освобождения от должности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: