Специалистов физической культуры и спорта

Ланда Б. Х.

Казанский национальный исследовательский технический университет имени А. Н. Туполева – КАИ,

Казань, Россия

Понятие мониторинг в образовании связано со становлением и развитием информационного общества, которое нуждается в объективных измерениях и достоверных оценках состояния дел в учебных заведениях любого типа. Мониторинговые исследования образовательного процесса вносят реальные изменения в управление образованием, оказывают влияние на пути его развития.

Основной проблемой управления системой образования в XXI веке становится приведение процесса обучения в соответствие с состоянием здоровья учащихся. Сохранение здоровья населения, особенно детей, подростков и молодежи, требует разработки системы, отслеживающей с помощью тестов динамику важнейших показателей физического развития, физической и функциональной подготовленности в течение всех лет учёбы.

В её создании трудно переоценить роль предмета Физическая культура, который являясь базовым, входит в учебные программы всех ступеней образования. Надежды на исправление ситуации, в которой образование становится фактором риска для здоровья обучающихся, связаны с совершенствованием системы подготовки специалистов в сфере физической культуры и спорта. Модернизация учебного процесса должна быть направлена на усиление образовательной составляющей предмета физической культуры как учебной дисциплины, повышение его значимости в ряду других дисциплин общеобразовательного цикла.

Нами избран путь освоения студентами мониторинговых исследований, базирующихся на педагогических измерениях и входящих в число передовых технологий, которые могут служить:

– главным инструментом и источником информации для диагностики здоровье сберегающей деятельности учебных заведений;

– обеспечивать непрерывное наблюдение за динамикой комплекса измеряемых и оцениваемых показателей;

– применяться для своевременного анализа происходящих изменений, предупреждения негативных тенденций, прогнозирования результатов, направленных на достижение обучающимися необходимого уровня знаний при сохранении и укреплении здоровья.

С помощью современных методик и технологий, имеющих информационно-диагностическое обеспечение, мониторинг позволяет целенаправленно воздействовать на систему физического воспитания для осуществления в ней необходимых преобразований. Это инструмент проверки и оценки эффективности организованного по предмету «Физическая культура» учебного процесса, а также внедрения образовательными учреждениями инновационных здоровье охраняющих программ.

Обучение студентов самодиагностике здоровья по общеизвестным и доступным тестам физической подготовленности и физического развития с отслеживанием в мониторинге их динамики, отвечает требованиям ФГОС ВПО третьего поколения по превращению полученных знаний (методик, технологий, расчётных формул, оценочных процедур) в инструмент действия (подготовка и проведение учебно-исследовательского эксперимента, обработка его результатов, принятие по ним научно-обоснованных управленческих решений).

Система мониторинга позволит каждому студенту:

• познать свои физические возможности, определив их соответствие половозрастным нормативам, установленным медицинской наукой и требованиями учебной программы;

• обучиться работе с приборами и инструментами для проведения фактических измерений и также выполнению расчетов;

• выявить особенности функционирования различных систем организма и его резервов;

• осуществлять по динамике показателей самодиагностику здоровья, используя для этого разработанные компьютерные программы и совершенствуя их.

Такой подход послужит мотивационно-ценностному отношению к слежению за своим здоровьем и принятию своевременных мер по его сохранению и укреплению с помощью занятий физической культурой и спортом.

Для подготовки будущих специалистов автором разработаны учебно-методические пособия, рекомендованные к внедрению на федеральном уровне: «Мониторинг физического развития и физической подготовленности учащихся» [1], с записью на двух дисках видео лекций и «Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности», выдержавшая в качестве учебного пособия 5 изданий [2].

Учебные пособия содержат практический и научно–методический материал для подготовки, организации и проведения широкомасштабного тестирования важнейших показателей здоровья. В них представлено более 50 расчётных формул для оценки должных значений различных индикаторов, учитывающих половозрастные особенности испытуемых в широком возрастном диапазоне.

Построенные организационно-управленческая и балльно-рейтинговая модели служат для оценки результативности процесса физического воспитания.

Апробация методики прошла в образовательных учреждениях Республики Татарстан, Республики Саха-Якутия, на Всероссийских курса повышения квалификации специалистов по физической культуре из большинства регионов РФ и в ряда стран ближнего зарубежья. Проводятся мастер-классы по обучению педагогов и учащихся методике и технологии самодиагностики.

Органы образования с помощью специалистов по физической культуре, овладевших методикой мониторинговых исследований, оперативно получают объективную информацию:

• о динамике развития физических качеств обучающихся;

• изучают факторы, влияющие на выполнение половозрастных требований, установленных учебной программой;

• принимают научно-обоснованные решения по управлению развитием физической культуры.

Литература

1. Ланда, Б. Х. Мониторинг физического развития и физической подготовленности учащихся / Б. Х. Ланда: учеб.-метод. пособие. – М.: Первое сентября, 2010. – 140 с.

2. Ланда, Б. Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: учеб. пособие / Б. Х. Ланда. – М.: Советский спорт, 2011. – 348 с.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: