Технологии организации самостоятельной работы студентов физкультурного вуза

Попова А. И., Ардашев А. Е., Филиппенко А. В.

Чайковский государственный институт физической культуры,

Чайковский Пермской области, Россия

С переходом вузов России на новые образовательные стандарты становится актуальной проблема организации самостоятельной работы студентов, в том числе и в сфере физкультурного образования. В современном информационном обществе студенты как будущие специалисты в своей области должны обладать не только профессиональными знаниями, навыками, но и умениями аналитически мыслить и творчески подходить к решению педагогических задач, способностью к саморазвитию и самосовершенствованию.

Следует отметить, что процесс подготовки специалистов в области физической культуры и спорта проявляется в противоречивом взаимодействии, с одной стороны, соревновательных и тренировочных нагрузок, воздействующих на организм студентов, а с другой – в необходимости формирования у них фундаментальных знаний (полного включения в процесс обучения – 100% посещение учебных занятий), связанных непосредственно с будущей профессиональной деятельностью [1].

В условиях вузовской подготовки возрастает роль формирования тех компетенций обучающихся, которые помогают им усвоить содержание изучаемых дисциплин в режиме самообучения, что связано с интенсификацией учебной деятельности и увеличением объема содержания обучения на всех ступенях [4]. В этот период формирование интеллекта, эрудиции и своевременное ознакомление с инновациями происходит преимущественно в процессе самообразования. Однако, исследования, проведенные среди студентов 1-3 курсов Чайковского государственного института физической культуры и Удмуртского государственного университета, предусматривающие введение элементов ежемесячного самостоятельного контроля студентами своих учебных достижений (по 5-и балльной системе), показало, что многие из них, к сожалению, еще не могут самостоятельно организовать свою работу [1]. Индивидуальная самооценка своевременности выполнения домашних работ варьировалась от 2,5 до 4,8 баллов (при среднем значении 3,8 балла) в течение всего учебного года.

В связи с этим, в 2010-2012 гг. был проведен анализ научно-педагогической литературы, а также ряд педагогических экспериментов, которые позволили выявить наиболее эффективные педагогические технологии профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту.

Технологии разноуровневого обучения позволили снизить затраты преподавательского времени на дополнительное проведение консультационных часов для отстающих за счет дифференцировки материала по уровням сложности, в зависимости от необходимого уровня освоения компетенций: базового, порогового и продвинутого. Обязательным уровнем при этом становится освоение базисного ядра учебной программы, позволяющего осваивать материал последующих дисциплин. Это позволяет отводить необходимое время студентам, соответственно их личным способностям и возможностям с уровневой дифференциацией, в которых ученический поток делится на подвижные по составу группы. Такой подход реализуется при организации занятий по дисциплинам «Математика», «Физика», «Химия» и других непрофильных дисциплинах. На дисциплинах профессионального цикла базовой части целесообразно сочетать технологии разноуровневого обучения и сотрудничества. Включать парную самостоятельную работу статического (пара формируется при условии взаимной психологической совместимости), динамического (круговая парная работа в малых группах, с акцентом на индивидуальные особенности товарищей) или вариативного характера (работа в малых группах в роли преподавателя) в малых группах при общности цели и задач обучения. Здесь каждый студент совершенствует навыки взаимопомощи, логического мышления, адаптирует темп работы под потребности группы, увеличивает число ассоциативных связей, а, следовательно, обеспечивает более прочное усвоение

Сочетание технологии модульного обучения и рейтингового контроля позволяет формировать индивидуальные образовательные траектории студентов. Это позволяет самостоятельно (или с помощью преподавателя) достигать конкретных целей учения в процессе работы с модулем (законченным самостоятельным информационным блоком) и своевременно контролировать текущие результаты освоения дисциплины или блока дисциплин, предусматривая коррекцию и последовательное усложнение материала.

Игровые технологии хорошо подходят для организации тренинговых занятий. Деловые игры: имитационные (события, конкретные виды деятельности: совещание, обсуждение плана, проведение беседы и др.), операционные (моделируется соответствующий рабочий процесс: выполнение конкретных специфических операций, например, навык публичных выступлений, решения ситуационных задач, ведения пропаганды ЗОЖ и агитации), ролевые (разрабатывается сценарий ситуации, между учащимися распределяются роли действующих лиц: отрабатывается тактика поведения, действий, выполнения функций и обязанностей конкретного лица).

Использование технологий проблемного обучения на данном этапе доступно не для всех учебных групп, так как к самостоятельной мыслительной деятельности способны не все студенты-спортсмены. Работа в группах с преобладающим большинством таких студентов становится проблематичной. Спортсменам, особенно единоборцам, сложно осознавать теоретические проблемные ситуации и практические задачи, отличающиеся от освоенного алгоритма решения, следовательно, выдвижение, обоснование и проверка гипотез вызывает значительные трудности. Например, дисциплина «Лечебная физическая культура» (ЛФК), на которой необходимо найти решение ситуационных проблемных задач, когда действия инструктора ЛФК заранее не предопределены (до разбора нового материала).

Элементы развивающего обучения широко применяются на дисциплинах, имеющих практический характер, и реализуется преимущественно в процессе блока дисциплин профессионально-педагогического совершенствования.

Главный акцент учебного процесса делается на обучение способам и приемами самостоятельного постижения (овладения) знаниями, навыками и умениями, возможность самостоятельного открытия знаний, готовность самостоятельно использовать свой творческий потенциал. Это позволяет развивать воображение, мышление и память, решать новые задачи при отсутствии достаточного опыта, действовать различными путями в ситуации, когда неизвестно, какой из них может привести к желаемому итогу.

При данном подходе в учебный процесс вводится регулярная самооценка или самоконтроль студентов достигнутых результатов обучения (с помощью четких критериев). Следует отметить, что введение данного элемента на начальном этапе должно сопровождаться устным разбором (анализом) действий, их последовательности и результата без акцента на личность. Оценивается конечный результат без применения традиционных отметок, но с учетом весовой значимости каждого конкретного задания.

Заполнение бланка самоконтроля проводилось ежемесячно и результаты сразу же выносились для обсуждения в каждой студенческой группе.

Отметим, что анализ результатов введения данного вида контроля выявил значительную корреляционную связь между оценками преподавателем студентов и результатами самоконтроля через полгода после его введения, тогда как в начале обучения самооценка студентов завышена.

Включаются противоречивый материал или задачи, не имеющий единственно верного решения. В этом случае проводится коллективное размышление или дискуссия, разбираются противоречивые факты. Преподаватель постоянно побуждает анализировать свои собственные мыслительные действия

Результативность процесса обучения оценивалась по уровню успешности обучения и самостоятельности студентов (по методике Н. М. Пейсахова). Анализ показателей исследования, проведенного в конце 2011 г., подтверждает положительное влияние новых информационно-коммуникационных технологий на развитие способности студентов к анализу результатов своей деятельности и планированию мероприятий по ее улучшению, а также рост уровня мотивации и, соответственно, показателей успеваемости при использовании электронных обучающих материалов и средств контроля.

Одним из средств, позволяющих грамотно организовать самостоятельную аудиторную и внеаудиторную деятельность студентов, научить их ориентироваться в огромном потоке информации, является применение информационно-коммуникационных технологий.

В связи с этим, в 2010-2012 гг. на кафедре физического воспитания УдГУ в процессе реализации учебной дисциплины «Физическая культура» большое внимание уделялось организации самостоятельной работы студентов, которая включала:

1. Применение среды электронного обучения и сетевых технологий (дистанционных курсов «Физическая культура» и «Физические упражнения», образовательных порталов и форумов, социальных сетей); электронной почты, мультимедийных презентаций и др. Они позволяют студентам выстраивать индивидуальную образовательную траекторию через представленные информационно-справочные, диагностические материалы.

2. Разработку форм отчетности и индивидуальное планирование (в соответствии с тематическим планом, составление перспективного графика и ведение технологической карты самостоятельной работы, что особенно актуально на начальных курсах обучения).

3. Внедрение рейтинговой системы контроля качества учебной, самостоятельной проектной и аутентичной (в форме составления портфолио) работы студентов, погружающей их в среду непрерывного творческого поиска путей решения стоящих перед ними задач и рефлексивного анализа. Это формирует умение самостоятельно управлять и совершенствовать индивидуальные приемы своей учебной и профессиональной деятельности.

Анализ педагогического процесса в физкультурном вузе позволил выявить педагогические условия, позволяющие грамотно организовать самостоятельную аудиторную и внеаудиторную деятельность студентов, научить их ориентироваться в огромном потоке информации.

1. Обучение студентов способам и стратегиям самостоятельной работы – планированию, организации, определению содержания, форм учебной работы и физкультурной деятельности [4]; разработка форм отчетности и индивидуальное планирование (в соответствии с тематическим планом, составление перспективного графика и ведение технологической карты самостоятельной работы, что особенно актуально на начальных курсах обучения).

2. Формирование коммуникативной среды в контексте концепции саморазвития личности, основанной на уважении, творчестве и формировании собственных внутренних потребностей в самоактуализации и самопрезентации [3].

3. Применение информационных и сетевых технологий, среды электронного обучения (электронной почты, баз данных, мультимедийных презентаций, дистанционных курсов, образовательных порталов и форумов, социальных сетей и др.) [2].

4. Обеспечение целенаправленного управления учебно-познавательной, поисково-продуктивной деятельностью как предпосылками саморазвития студента (определение эффективных механизмов, средств, методов, технологий, форм профессионального развития в области физической культуры и спорта; регулярные самостоятельные наблюдения студентов за личным ростом и развитием, состоянием здоровья, физической подготовленностью, за влиянием на организм занятий физическими упражнениями).

5. Формирование высокого уровня мотивации студентов – мотивационная поддержка: создание ситуаций и условий реализации индивидуальных интересов, выбора вида деятельности, ситуации проявления волевых усилий и удовлетворение результатом, разработка системы оценок и поощрения активности в самостоятельной работе.

6. Положительная и объективная оценка самостоятельной работы и ее подкрепление результатом – внедрение рейтинговой системы контроля качества учебной, самостоятельной проектной и аутентичной (в форме составления портфолио) работы студентов, погружающей их в среду непрерывного творческого поиска путей решения стоящих перед ними задач и рефлексивного анализа. Это формирует умение самостоятельно управлять и совершенствовать индивидуальные приемы своей учебной и профессиональной деятельности [1].

7. Установление постоянной обратной связи, позволяющей и студентам, и преподавателям получать исчерпывающую и своевременную информацию о результатах текущего контроля и эффективно корректировать содержание образования и учебный процесс в зависимости от достигнутого конечного результата.

Реализация выявленных условий формирования самостоятельности студентов позволит повысить эффективность процесса обучения в условиях реализации новых образовательных стандартов, будет способствовать развитию способности студентов к анализу результатов своей деятельности и планированию мероприятий по ее улучшению.

ЛИТЕРАТУРА

1. Попова, А. И. Рейтинговая система контроля успешности обучения студентов вузов физической культуры / А. И. Попова, А. Е. Ардашев // В мире научных открытий. – 2011. – № 6.1(15). – С. 308-316.

2. Попова, А. И. Дистанционное обучение студентов вуза по дисциплине «Физическая культура» / А. И. Попова, П. К. Петров // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2010. – № 2. – С. 32-38.

3. Шаталова, И. Е. Организационно-педагогические условия стимулирования самостоятельной работы студентов в области физической культуры технологий: дис.... канд. пед. наук / И. Е. Шаталова. – Ставрополь, 2006. – 196 с.

4. Шестакова, Н. В. Педагогические условия развития компетенции самообучения студентов в системе заочного образования: автореф. дис… канд. пед. наук / Н. В. Шестакова. – М., 2012. – 23 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: