Невмержицкая Е. В.
Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма,
Казань, Россия
Социокультурный подход в сфере образования есть метод исследования и профессионально-педагогического проектирования человеческого бытия в процессах производства, общения и потребления. Подлинный профессионал – это, прежде всего, личность с развитыми интеллектуально-духовными функциями, несущая в себе социокультурные ценности и идеалы, представление о миссии своей профессии в обществе.
В настоящее время понимание физической культуры базируется на подходах, учитывающих основные теоретические концепции культуры, где человек, являясь ее социальной категорией, рассматривается в его целостности, биосоциокультурной сущности. При этом духовной стороне в процессе его физического совершенствования отводится ведущее место. Это позволяет раскрыть сферу физической культуры с позиции истинной культуросообразности, гармонии развития физических и духовных сил человека, в единстве и взаимообусловленности функционального, ценностного и деятельностного ее аспектов. Это предполагает выход данного явления на новый качественный уровень, где взаимосвязь физкультурной деятельности и физической культуры все более обусловливается процессами одухотворения двигательной деятельности на основе формирования многообразных потребностей человека.
|
|
Обобщая содержательную характеристику физкультурной деятельности как одного из видов человеческой деятельности, необходимо отметить, что она носит социально-культурный характер, где проявляется духовно-физическое, духовно-телесное единство человека.
Социокультурный подход в сфере образования есть метод исследования и профессионально-педагогического проектирования человеческого бытия в процессах производства, общения и потребления. Подлинный профессионал – это, прежде всего, личность с развитыми интеллектуально-духовными функциями, несущая в себе социокультурные ценности и идеалы, представление о миссии своей профессии в обществе. Человек - субъект культуры: в своей профессиональной деятельности он опирается на общечеловеческие духовные и нравственные ценности. Культура представляет собой опыт творческой деятельности людей, взятый в его всеобщих - исторически развитых и исторически развивающихся — формах предметности (материальных и духовных ценностях). Это своего рода духовно-деятельностные корни, которые питают и взращивают сознание и личность деятеля. Сознание человека формируется и развивается внутри «социокультурного универсума», в котором кристаллизован опыт мышления и духовно-практической деятельности. Антропно-деятельностная образовательная среда - это, по сути дела, катализатор, «дрожжи» для профессионально-личностного развития, «самостроительства» студента с помощью особых средств, способов и регулятивов, которые мы называем социокультурными двигательными действиями.
|
|
Непосредственным содержанием этих действий является двигательная деятельность, обладающая той особенностью, что она прямо и непосредственно направлена на овладение человеком собственной физической природы.
В процессе двигательной деятельности происходит не только преобразование физической природы человека, но и развитие его сознания и мышления, формирование мироощущения и миропонимания.
Это своего рода социокультурное поле для развертывания рефлексивно-личностных процессов проектирования и построения духовно-практической деятельности, а культура, связанная с ценностно-смысловой сферой деятельностного сознания личности, предопределяет продукт и результат этой деятельности. Парадигма деятельностного сознания основана на трех "категориальных онтологиях": личность в развитии деятельности; деятельностное сознание в развитии рефлексии;деятельность в развитии сознания личности.
Только становясь субъектом развития собственных социокультурных действий, человек обретает возможность стать личностью. При этом важно не просто "функционально запустить" требуемые стандартами образования профессиональные качества специалиста в той или иной сфере деятельности, а создать возможности для достижения человеком вершин своего развития (используя методы акмеологического проектирования, аффирмации, смысловой диверсификации и рефлексивной самоорганизации сознания личности). Здесь необходимо иметь в виду не только когнитивные механизмы отражения предметной среды, но и социокультурные механизмы формирования деятельностного сознания - формирование образа мира (мировосприятие, мировоззрение, мироинтерпретация), проектного отношения к миру (мироконструирование) и вписанной в этот образ системы духовно-практической деятельности.
Культура, как известно, представляет собой открытую систему - она должна непрерывно реинтерпретироваться в контексте проблем настоящего и будущего. При этом культуротворческие действия всегда нацелены на новое, неведомое, грядущее. Решающим фактором здесь становится не столько непосредственное взаимодействие субъекта с объектом (отражение того, "что есть", где действие - средство построения образа объекта), сколько целеполагание личности, решающей ту или иную задачу (отражение того, что "должно быть", где "образ будущего результата" приобретает проектные и регуляторные функции).
Двигательная деятельность рассматривается на социальном уровне как деятельность человека посредством его телесных, физических качеств и характеристик их инструментального, функционального использования, реализуемых в контексте совершенно разных процессов деятельности.
Культуру двигательной деятельности можно представить как социокультурную ценность - осознание субъектом собственного взаимодействия с окружающим миром, обеспечивающего как изменение мира, так и преобразование сознания, мышления и деятельности личности.
В профессиональной среде культуры двигательной деятельности «выращиваются» индивидуально-личностные потребности и способности (путем овладения технологиями образования: для чего? что? как?). Цель ее состоит в том, чтобы осознать себя во всем человеческом континууме («био-социо-духе»), осознать окружающую реальность (понять ее с предельной объективностью) и овладеть методами и способами деятельности, выработанными цивилизацией и культурой.
|
|
Прежде всего, необходимо обратить внимание на то, что в соответствии с такими представлениями, вольно или невольно, но «культура двигательной деятельности» предстает как понятие значительно более широкое и собирательное, чем понятие «двигательная культура».
В отдельных исследованиях, отражающих региональные особенности, отмечается необходимость поиска новых путей и средств формирования культуры двигательной деятельности на вариативной основе. Однако целостная и планомерная система формирования культуры двигательной деятельности как компонента культуры в подготовке специалистов отсутствует. Культура двигательной деятельности комплексно характеризует личность, ее целостное общекультурное развитие и является средством совершенствования каждой личности. Она выражает мировоззрение человека, его нравственность, психологию, коммуникативные качества личности и прямо или косвенно связана со многими отраслями наук. Двигательная деятельность изучается теорией и методикой физического воспитания, биомеханикой, педагогикой и т.д.
Однако, все «здание» этой специфической области культуры не сводится только к блоку физических качеств и способностей человека, хотя он и занимает центральное место в этом здании. Помимо этого блока, культура двигательной деятельности включает в себя и целый ряд других: блок отношений; блок знаний, интересов, мотивов, потребностей; блок средств; блок норм, идеалов, стандартов поведения, ценностных ориентаций; блок социальных отношений между людьми; блок социальных институтов, в которых реализуются способности человека и которые управляют процессами функционирования физической культуры в обществе.
На социальном уровне двигательная деятельность рассматривается как деятельность человека посредством его телесных, физических качеств и характеристик их инструментального, функционального использования, реализуемых в контексте совершенно разных процессов деятельности.
|
|
Культура двигательной деятельности педагога в сфере физической культуры и спорта - это совокупность специфических, социально обусловленных средств, форм, методов, путей его профессиональной деятельности, выражающих степень освоения им социальной среды, в которой он выполняет задачи, развития собственной общественной сущности и профессиональных способностей.
Таким образом, культура двигательной деятельности педагога в сфере физической культуры и спорта является сложным интегративным образованием, включающим в себя помимо продуктов профессиональной деятельности и ряд социально, психологически и биологически обусловленных качеств личности педагога, в том числе и духовно-физический потенциал.
Как нам представляется, на современном этапе высшего профессионального образования физическая культура может и должна брать на себя не только решение задачи формирования двигательных способностей, которые лежат в основе профессионального динамического стереотипа, но и вопросы качественной подготовки будущих специалистов, обладающих мощным спортивно-физическим потенциалом. Однако, на самом деле содержание, определенное в действующих программах физической подготовки студентов, не отвечает цели и задачам, стоящим перед ним на современном этапе развития. Одним из путей решения данной проблемы является личная заинтересованность субъекта, формирование у него мотивации в сохранении индивидуального здоровья через целенаправленный, интегративный процесс наращивания спортивно-физического потенциала.
Таким образом, под целостной системой формирования спортивно-физкультурного потенциала будущего педагога по физической культуре понимается организованная и упорядоченная система с развитыми внутренними и внешними связями, система, в которой проявляются новые, интегральные качества, не свойственные отдельным ее компонентам. Отсюда следует, что чем целостнее система, тем эффективнее она функционирует, тем более она результативна.