Механика рта

МЕХАНИКА ГОЛОВЫ ТЕАТРАЛЬНОЙ КУКЛЫ

СОВЕТОВ B. М., преподаватель кафедры театра кукол лгитмик
1984 г.

К уклу можно зaставить делать очень многое: «говорить» (открывать рот), закрывать и открывать глаза, поворачивать влево и вправо или вращать ими, поднимать ухо и т. д. Для этого требуется специальная механизация. В то же время следует помнить — нельзя куклу перегружать механикой, ибо излишняя механизация затрудняет работу актера c куклой, кроме того, она мажет уничтожить специфику театральной кyклы, сделав ее подобием живого существа.

Каждый конкретный случай механизации зависит от требований, предъявляемых к кукле. Чаще всего требования эти связаны со скульптурой данной куклы.

Предлагаем несколько способов механизации куклы, которые в театральной практике встречаются чаще всего.

Механика рта.

Первый вариант открывания рта у куклы: верхняя губа остается неподвижной, нижняя губа вместе c подбородком опускается вниз (падает). Головка куклы дoлжна быть плотнo выклеена и хорошо высушена. Для прочности папье-маше должно быть проклеено марлей или тонкой тканью типа бязи. На головке намечают линию рта и линию, по которой челюсть будет опускаться вниз. Вторая линия может быть прямой или по радиусу (в зависимости от конструкции подбородка и формы головы), во всяком случае нужно стараться, чтобы зазор между подвижной челюстью и неподвижной частью головы был минимальным. Острым ножом, по намеченным линиям, отрезают челюсть от головки и вырезают часть затылка, чтобы можно было свободно работать внутри головки (рис. I). Из проволоки сечением 2,5-3 мм по внутренней стороне губы отрезанной челюсти выгибают дужку, оставляя длинные концы проволоки. Дужку вставляют в овал губы и пришивают тонкой медной проволокой. Шов шпаклюют с обеих сторон мелкими опилками, замешанными на клее ПВА.

На головке отмечают место, где должна проходить ось (ближе к затылочной части), и отмеряют это расстояние на прямыx концах проволoки, пришитой челюсти. Лишнюю проволоку обрезают, а концы загибают в виде колечка c внутренним диаметром, чyть большим толшины оси, которая должна свободно вxодить в эти колечки, но не настолько, чтобы ось в них болталась (следует заметить, что в изготовлении всех меxанических деталей, в четкости их работы «чуть—чуть» имеет большое значение), 3атем оба конца проволоки соединяют между собой — П-образной скобкой, изготовленной также из проволоки (можно меньшего диаметра). Скобку закрепляют полоской ткани, пропитанной клеем ПВА, или припаивают ближе к оси, так как к этой скобке крепится жилка, с помощью которой открывают рот, и резинка (или пружинка), возвращающая челюсть в исxодное положение (рис. 2). Чем дальше скобка будет удалена от оси, тем больше должен быть рычаг, который тянет жилку. Оптимальное удаление скобки с тягами определяют практически при соблюдении однoго требования, чтобы тяга, открывающая рот, опускалась как можно меньше, и затраченная сила была минимальной.

Необходимо найти точное положение оси, т. e. определить в головке место отверстий, через которые должна проходить ось c подвижной челюстью. Челюсть устанавливают в исходном положении. Затем берут отрезок прямой проволоки того же диаметра, что и ось, но меньшего размера. Продевают его через отверстия в колечках на концах проволoк челюсти и сдвигают до отказа вправо или влево. Место соприкосновения проволоки c папье-маше будет искомой точкой для отверстия оси. Шилом проделывают отверстие. Протягивают проволоку, заменяющую ось, и через полученное отверстие c внешней стороны головки вставляют настояшуто ось (эта ось затем должна пройти через колечки на проволоке, к которой пришита челюсть, и, проделав второе отверстие в головке куклы, выйти наружу).

Затем проверяют, хорошо ли двигается челюсть, и если она опускается c трудом, подрезают ножом папы-маше. Вынимают ось; к П-образной скобке, в центрe ее, привязывают жилку (с помощью которoй можно будeт открывать рот) и резинку или пружинку, которые возвращают челюсть в начальное положение (все это проделывают снаружи, пока ось не закреплена). Чтобы челюсть находилась в нужом положении и не сдвигалась по оси, ставят ограничители. Для этого к оси можно припаять шайбочки, либо использовать металлическую или полиэтиленовую трубку, или навить плотную спирaль необходимой.длины из мягкой проволоки.

Окончательную сборку производят в следующем порядке: ось вставляют в подготовенное отверстиe в голове, надевают шайбочку или трубку, затем челюсть и вновь шайбочку или трубку. Конец оси должен выйти наружу головки через второе отверстие. Концы оси, выходящие наружу с одной и с другой стороны, по 15-20 мм загибают и закрепляют тонкой мягкой проволокой к папье-маше. Сверху заклеивают тканью и шпаклюют опилками, пропитанными клеем ПВА.

Резинку или пружинку, прикрепленную к П-образной скобке, фиксируют в папье-маше в таком натяжении, чтобы при потягивании за жилкy, привязанную к той же скобке, не требoвалось особых усилий. C помощью тяги (жилки) открывают рот, а резинка или пружинка возвращает его в исходное положение (если этого не происходит, значит натяжение резинки слабое).

Второй вариант механики рта у куклы аналогичен первому, разница лишь в том, что подвижна не вся челюсть, а только нижняя губа, которая приводится в движение так же, как в предыдущем варианте (рис 3) К верxней части губы пришивают изогнутую проволоку, концы которой круглогубцами загибают в виде колечек (через них будет проходить ось). Губу вставляют на место, намечают карандашом расстояние, на которое губа должна опускаться вниз, и вырезают эту часть папье-маше. Образовавшееся между закрытой губой и подбородком отверстиe маскируют, используя для этого хлопчатобумажный трикотаж (он хорошо тянется). Кусочек трикотажа вырезают по форме чуть больше отверстия, которое необходимо закрыть. Верхний конец приклеивают к губе, а нижний — по всему вырезу подбородка, слегка натягивая, чтобы не было складок. Но эту операцию можно проделать лишь после того, как губа бyдет закреплена на оси. 3акреплять можно так же, как в первом варианте.

Третий вариант меxаники рта: рот куклы открывается широко, распахиваясь, как крышка шкатулки (рис. 4). В этом случае отрезают челюсть по линии, по которой должен открываться рот. Желательно, чтобы линия под подбородком (на рисунке показана пунктиром), где проходит ось, была прямой. В данном варианте наиболее простой спoсоб сое-динения челюсти с остальной частью головы — петельный (как у открывающейся крышки шкатyлки).

Вместо петли можно использовать полоску кожаного ремня или просто кусочек другой кожи. Соединение получается мягким и эластичным. Пружинку или резинку, удерживающую закрытую челюсть, крепят внутри челюсти, а c обратной стороны, примерно в том же месте, закрепляют жилку, c помощью которой рот открывают (рис. 5). Это наиболее простой способ, но менее практичный. В нем нет жесткости, устойчивости, стабильного положения рта в момент закрывания.

Жесткое соединение получают при использовании шарнирного соединения из проволоки или маленькой форточной петли, для шарнирного соединения берут два куска проволоки сечением 2-2,6 мм. Конец одного зажимают в тиски, и вокруг него наматывают часть второго куска проволоки так, чтобы получилась плотная спираль (длина ее зависит от ширины челюсти). C обеих сторон спирали оставляют прямые концы проволоки длиной 6-10 мм и загибают их в одном направлении. Концы той проволоки, на которую навита спираль, тоже загибают в одном направлении. Получается проволочный шарик—петля (рис. 6 a). Одну часть шарнирa пришивают к нижней плоскости челюсти, вторую к той части головы, от которой отрезана челюсть. Предварительно соединив обе части, намечают место, к которому пришивают проволочные концы второй части шарнира.

Внутри головки в точках А и Б закрепляют резинку, которая удерживает челюсть в закрытом состоянии (рис. 5). Жилка кpепится в точке А c обратной стороны челюсти и служит тягой, c помощью которой рот открывается, когда же ее отпускают, рот закрывается.

Однако жилка видна зрителю, даже если основная часть, ее спрятана в одежде куклы. Чтобы. спрятать тягу от зрителя, можно использовать способ, показанный на рис: 6 а, о. На ось — 1, пришитую к неподвижной части головы 2, ставят валик 3 c прикрепленной к нему челюстью 4. Резинку 3 привязывают, как в предыдущем варианте (или как показано на схеме). Один конец фиксируют на валике, а другой — на папье-маше неподвижной части головы. Один конец жилки (тяги) 6 закрепляют на валике 3, но в противоположном направлении по отношению натяжения резинки. Второй конец подвязывaют к рычагу (курку) 7, закрепленному на ручке гапита или на ползунке. Нажимают пальцем на курок—рот открывается, отпускают — возвращается в исходное положение.

Необходимо помнить, что сила натяжения резинки и усилие, с которым приходится давить на курок, возрастают пропорционально уменьшению радиуса валика З. Следовательно, чтобы. меньше.затрачивать усилий на открывание рта, радиус валика должен соответствовать тяжести челюсти 4, прикрепленной к нему, и силе натяжения резинки 5.

Четвертый вариант —ленточный рот. Если кукла с маленькими губками должна раскрывать их или «петь», то можно применить для механизации «ленточный рот», который можно приспособить для движения одной губы и для обеих одновременно. Принцип движения во всех этих случаях одинаков (рис. 7, 8).

B папье-маше головки вырезают нижнюю губу. По ширине губ прокладывают черную ленточку из плотной ткани или мягкой кожи (длина ее зависит от размера головки куклы и от расстояния, на которое должен раскрываться рот). Один конец ленточки прикрепляют к губе. На станке вытачивают из дерева в виде катушек два направляющих ролика, длина которых должна соответствовать ширине ленточки. Сверлят в них по центру отверстия, вставляют оси из проволоки, выгибают, как показано на схеме, и прикрепляют к папье-маше (иногда вместо деревянных роликов можно использовать твердую полиэтиленовую трубку). Ко второму концу ленточки прикрепляют проволочную скобку (см. рис. 7) в виде треугольника, к которому затем крепят пружинку или резинку, удерживающую губу в верхнем положении.

B месте соединения ленточки c губой закрепляют жилку, свободный конец которой пропускают через отверстие, проделанное в шейке куклы и гапита.

Губу ставят на место, прикрепленную к ней ленточку пропускают между направляющими роликами и закрепляют натянутую пружинку или резинку в верхней точке головки. Силу натяжения резинки или пружинки определяют практически, алогичным способом устанавливают направляющий ролик (рис. 9 а). Он же является и блоком, по которому скопьзит ленточка, но уже не вверх, a вниз.

Данным вариантом можно воспользоваться и в том случае, когда в верхней части головки мало места и невозможно поместить пружинку или резинку. Крепится пружинка в любой точке, например, в точках S, S1 или S2.

Когда невозможно внутри головы вытянуть ленту на всю заданную длину, можно воспользоваться системой барабана, на который наматывается лента (рис. 9 6). Барабан вытачивают на станке либо используют пустую катушку из-под ниток. Как и в предыдущих случаях, c одной стороны ленты закрепляют вырезанную губу и жилкy, a c другой — конец ленты пропускают через направляющий ролик 1 и крепят на барабане 2, в точке S. В этом же барабане просверливают отверстие 81, в которое вставляют жилку, закрепляя один ее конец узелком и наматывая на барабан два—три витка. Ко второму ее концу привязывают пружинку 4, свободный конец которой крепят в удобной точке затылочной части головы куклы.

Если для натяжения используют резинку, то можно обойтись без жилки. Резинку закрепляют на барабане в отверстии, просверленном для жижи, a второй конец ее фиксируют в затылочной части.

В исходном положении; рот закрыт, лента намотана на барабан, жилка размотана, пружинка или резинка натянута, но сжата. При натяжении жилки 5 губа опускается вниз, oткpывается рот, лента разматывается c барабана, a жилка c прикрепленной к ней пружинкой или резинкой наматывается на барабан. Пружина или резинка растягиваются. Если жилку отпустить, барабан начинает вращаться, наматывая на себя ленту, губа возвращается в исходное положение.

Комбинируя различные варианты, можно механизировать верхнюю губу или обе, как показано на рис. 10 а, б.

Все предложенные варианты механизации рта куклы могут быть использованы для любой системы кукол (кроме мимирующей и теневой).

Продолжение о механике глаз.

Собраны мои публикации для художника о театральных куклах


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: