Глава 6 Получение и преобразование информации человеком

ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ И ОСВОЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Получение и преобразование информации человеком

Изначальную, исходную, первичную информацию об окружающем мире, о собственном организме человек получает посредством ощущений (в современной терминологии “ сенсорных процессов ”). Возникновение ощущений филогенетически связано с чувствительностью живых организмов (способностью реагировать не только на биотические, жизненно необходимые объекты, но и на информацию сигнального характера, небиотичское воздействие). Пример такой информации – звук приближающегося дождя, а не сам дождь.

Несмотря значительные достижения в исследовании филогенеза психики, сохраняется (с XIII века Ф. Аквинский) принцип выделения когнитивной (познание мира) и аффективной (эмоциональные состояния) сфер. Первая сфера, когнитивная, кроме этого считается продуктивной, поскольку в ней формируются специфические когнитивные образования (образы ощущения, восприятия, следы памяти, мыслительных действий, рефлексивные образы). Процессы аффективного (регуляторного) характера к образованию специфических продуктов не приводят. Это: эмоции, чувства, воля, психические состояния. Они как бы “разлиты” по всему организму, адресованы многим его органам и обусловлены отношением субъекта к когнитивной информации. В психологии наметилась тенденция обособления третьей сферы, коммуникативной (Б.Ф. Ломов), связанной с общением человека (речевая и неречевая коммуникация).

Традиционно, от В. Вундта (1890), к когнитивной сфере относят: ощущения, восприятие, внимание, память, мышление, речь, воображение, сознание. Каждый из когнитивных процессов опирается на ощущения, которые являются базой познания. В когнитивной психологии все познавательные процессы (от ощущения до сознания) рассматриваются как стадии процесса приема и переработки информации в порядке взаимодополнения, нарастания сложности и накопления качественной специфики. При этом весь этот процесс рассматривается как исходный блок целостного поведенческого акта, включающий использование памяти, цель субъекта, принятие решения, его исполнение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: