Поскольку в педагогической деятельности значимыми могут становиться любые черты человека, в виде стилеобразующих признаков можно принимать практически любые психические качества: тип высшей нервной деятельности и динамические характеристики (такие классификации стилей особенно распространены), ориентацию учителя на процесс или результат труда, результативность, способности и др., а такжевнешние признаки (пол, возраст, образование др.), отношения (кучащимся, инновациям, труду, коллегам и т. п.). Перечисление можно продолжать практически без ограничения. В школьной практике можно использовать все предлагаемые подходы к определению стиля: каждый на них добавляет свой штрих в характеристику индивидуальности учителя, а их наложение позволяет полнее выявить своеобразие каждого конкретного учителя. Однако на уровне определения стиля деятельности возможно установление творческой индивидуальности только как типа педагога, обладающего творческим потенциалом,творческой проницательностыо, в отличие от тех учителей, кто нацелен на репродуктивный характер деятельности. Выделение такого типа не раскрывает сущности творческой индивидуальности, хотя я позволяет педагогу задуматься над своим совершенствованием и отношением к деятельности и улучшить профессиональные показатели.
В качестве возможной типологии, уточняющей место творческой индивидуальности как стиля педагога среди других, мы предлагаем типологическую модель, основанную на выявлении направленности на характер деятельности и характер профессиональных установок.
Вначале определяется направленность на характер деятельности.
I. Творческая направленность. Характеризуется стремлением к новому, ценностью ярких впечатлений, привлекательностью риска. Ценными являются и аналитическая деятельность, которой он занимается даже во время отдыха, рождение и осмысление новых идей. Человек не может точно следовать инструкциям при выполнении заданий, всегда вносит в них что-то от себя. При творческой направленности личность до конца отстаивает свои идеи, уважает принципы, которых придерживается Творческий человек, склонен к самостоятельным действиям, не боится ответственности, мало зависит от мнения окружающих.
2. Репродуктивная направленность. Отличается высокой
оценкой уже приобретенного и нежеланием изменений, стремлением к спокойствию, к пассивным (развлекательным) видам
отдыха. Такой человек пытается избежать ответственности,
принятия самостоятельных решений, он легко идет на компромиссы Отношение к деятельности выражается в стремлении
точно следовать полученным инструкциям.
3. Импульсивная направленность. Характеризуется низкой
ценностью деятельности вообще. Решения принимаются импульсивно (необдуманно), человек «плывет по течению», поступая сообразно обстоятельствам и сваливая все на них в случае
неудачи. Случайность всегда играет у такого человека большую
роль. Он может даже принять ответственное решение, но, в силу
импульсивности поступка, выдержать долго не в состоянии: это
истинно безответственный человек.
Затем определяется характер профессиональных установок, в качестве основных параметров которых приняты: представления о целях деятельности; характер отношения к учащимся; отношение к содержанию образования; отношение к профессии как к призванию; отношение к себе как к профессионалу, активность личностной позиции. На этой основе выделены три типа профессиональных установок.
1. «Ремесленная» установка. Она характеризуется тем, что педагог имеет весьма смутные представления о целях педагогической деятельности, не думает об общественной значимости профессии. Он нацелен а основном на выполнение отдельных действий и операций, относится к ним как к необходимому ритуалу (опрос, наложение нового материала, заполнение журнала, проведение мероприятий и т. п.) без анализа их внутреннего содержания. Основная задача — «дать» учебный материал. Учащиеся для него — исполнители его команд, которые должны слушаться, «брать материал». Содержание образования — только учебный материал, который нужно воспроизвести для учащихся. Учитель не относится к профессии как к единственно важному жизненному призванию, достаточно равнодушен к вей, что всегда сочетается с отсутствием чувства собственного профессионального достоинства, пассивностью позиции при решении проблем, возникающих в ходе педагогического процесса в учебных заведениях.
2. «Профессиональная» установка. Цель педагогической деятельности — «научить», «дать звания», в чем и заключается для него общественная значимость деятельности. Действия педанта осмысленны, достаточно профессиональны, учитель анализирует их, считая главной задачей «объяснить» учебный материал так, чтобы его поняли учащиеся. Сами учащиеся для него — только «ученики», «воспитанники»: педагог имеет дело с теми их качествами, которые говорят об их успеваемости и поведении (знания, умения, вежливость и т. д.), учитель видит уровень развития отдельных качеств учащихся. Содержание образования для учителя — наука (или область человеческой практики), которой он интересуется, а не только учебный материал. Учитель совмещает себя с профессией, считает себя профессионалом, хотя важную роль играют для него внешние стимулы (заработок, поощрения и наказания, уважение и др.), есть чувство профессионального достоинства, учитель достаточно активен при решении проблем учебного заведения, однако только в рамках профессиональных ролей «предметника» и «классного руководителя».
4. «Личностно-индивидуальная» установка. Педагог относится к цели педагогической деятельности как к высокой духовной миссии, значимость профессии для него — в развитии личности, выявлении возможностей ученика. Действия педагога осмысливаются им именно по тому, насколько они направлены на раскрытие потенциалов личности ученика, а значит, вариативны разнообразны. Анализируются не отдельные действия и операции, а их совокупности, объединяемые общим внутренним смыслом.
Можно выделять девять типов педагогов (таблица 5), уточняющих «место» и отличительные стилевые признаки творческой индивидуальности среди других типов.
Таблица 5