double arrow

Мнения представителей министерств и ведомств


В данном параграфе представлены обобщенные результаты 30 глубинных формали­зованных интервью с представителями министерств и ведомств Республики Татарстан, координирующих или осуществляющих руководство работой по профилактике нарко­мании. Относительно оптимизации деятельности по профилактике наркотизма были выдвинуты следующие основные положения.

1. Характеризуя масштабы наркотизации, эксперты единогласно назвали ее «нацио­нальной катастрофой». И чиновники высокого уровня, и представители общественных организаций осознают ее опасность. При этом эмоциональное восприятие ситуации, связанной с наркотизацией населения, в последние годы сменилось рациональным осмыслением и поиском способов решения проблемы. Сложилось убеждение, что нар­комания — тяжелая, порой неизлечимая социальная болезнь, обусловленная социо­культурными, политическими и экономическими особенностями развития современ­ного российского общества.

2. Республиканские, городские, районные ведомства, специалисты социально-психо­логических служб, представители школ, училищ, техникумов, вузов, родители признают, что преодолеть такую серьезную социальную проблему, как наркотизация, молено только путем создания эффективной системы профшактики. Функционирует ряд ведомств и служб, призванных осуществлять эту работу, но катастрофически не хватает социальных, социально-психологических служб и центров, особенно в малых городах и районных цен-





726 Стратегии и основные направления организации работы по профилактике наркотизации

трах республики. При этом социально-психологические службы, занимающиеся профи­лактикой наркотизации молодежи, имеют минимальную финансовую поддержку.

3. Оценивая работу министерств и ведомств, городских и районных служб в деле профилактики наркотизации, эксперты единогласно отметили, что наиболее серьезная проблема это отсутствие межведомственной координации. Существует достаточ­ное количество концепций и методик по профилактике наркотизации, для работы с наркоза­висимыми, однако многие из них дублируют друг друга, отражают интересы определен­ного ведомства или учреждения, системно не связаны, иногда противоречат друг другу.

4. В каждом министерстве или ведомстве работа по профилактике наркотизации обычно поручена одному человеку, несущему, как правило, целый ряд нагрузок по другим проблемам. Профилактика наркотизации —лишь одна из его многочисленных обязанностей, и далеко не первостепенная. В связи с этим высказывались идеи о необхо­димости создания в министерствах и ведомствах секторов или групп, непосредствен­но занимающихся данными вопросами.

5. Крайне необходим «идеолог» и координатор всех действий, направленных на профилактику наркотизации.



6. Несмотря на то что издано много монографий, брошюр, методик, посвященных профилактике наркотизации, часто они недоступны для практиков-психологов, соци­альных работников, социологов, социальных психологов, непосредственно занимаю-ющихся профилактической работой. Особенно остро это ощущают представители малых городов и районных центров, поселков, сельских школ и социальных служб.

1. Самое слабое место в системе профилактики наркотизации молодежи в Рос­сии — отсутствие системы работы с семьей, родителями, т. е. отсутствие государствен­ной семейной политики.

8. Необходимо провести масштабные исследования молодежной наркотизации, позволяющие иметь адекватное представление о проблеме, наиболее популярных спо­собах досуга молодых людей, детерминантах молодежной жизни.







Сейчас читают про: