Экспериментирование в управлении организациями с использованием имитационного моделирования получило развитие в таких формах, как:
· деловые игры;
· хозяйственные ситуации («case-study»);
· решение практических задач.
Возможности, которые открываются с применением перечисленных инструментов, состоят в следующем:
а) принятии наилучшего решения в конкретных ситуациях бизнеса с учетом множества разнообразных факторов;
б) повышении качества проектирования новых и реконструкции действующих предприятий;
в) научном исследовании проблем управления, анализе поведения сложных производственных систем и разработке научно обоснованных прогнозов развития отдельных направлений управленческой деятельности.
Каждый выделенный инструмент имеет приоритетную ориентацию.
Деловые игры представляют специальный вид компьютерной имитации бизнес-ситуаций с активным участием человека на отдельных этапах принятия решений. Приемы игрового моделирования много веков используются в военных играх как средство обучения армии. В экономике и управлении их применение началось с 1950-х гг. с разработки в 1956 г. Американской ассоциацией управления модели, известной под названием Top Management Decision Game. С тех пор разработаны сотни деловых игр, которые используются в качестве аппарата для практических исследований и как метод изучения целого ряда дисциплин, таких как управление предприятием и персоналом, коммерция, теория организации, психология, финансы, торговля.
|
|
Деловая игра как экспериментальный метод исследования и метод обучения включает следующие процедуры:
· игровые роли и их исполнение;
· «игровые» действия, построенные по определенным правилам;
· моделирование «игрового» процесса.
Исполнение роли предполагает точное воспроизведение деятельности человека во внешнем плане. Принятие решений осуществляется на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях. Участники деловой игры выступают в ней как квалифицированные эксперты, действующие по заданным или вырабатываемым правилам.
Игровые действия определяются целевым аспектом эксперимента. Они могут задаваться по-разному: сценарием, ведущими (режиссером, фасилитатором) игры, нормативными документами, моделями или же формироваться игроками в интерактивном режиме в соответствии с их собственным видением ситуации и поставленными перед ними целями. Моделирование в игре — это имитационный эксперимент с использованием различного класса моделей: статических и динамических, детерминистических и стохастических, а также алгоритмов принятия решений и поведения.
|
|
Многообразие разработанных деловых игр отражено классификацией, предложенной А.К. Казанцевым и его соавторами. В качестве основных признаков упорядочения деловых игр использованы: назначение, возможности игровых действий, характер ситуации и сложность моделей, роль диалогового режима и др. Ее основные разделы, указывающие исследовательскую направленность деловых игр, приведены в табл. 23.
Задачи деловых игр заключаются в следующем:
· наглядно представить и научиться формализовать положение и возможные стратегии управления организацией в рыночных условиях;
· изучить состав и отработать в имитационном режиме взаимосвязь основных подсистем и элементов системы управления и объекта управления;
· изучить и отработать в имитационном режиме взаимосвязь подсистем управления и субъектов внешней среды;
· освоить методы и приемы оперативного контроллинга в управлении производством с целью объективной оценки экономических последствий любого управленческого решения;
· приобрести навыки интеллектуальной конкуренции в осуществлении управления в условиях, максимально приближенных к реальной ситуации;
· научиться работать с современными компьютерными системами, освоить интерактивные режимы в решении слабо формализуемых управленческих задач.
Таблица 23
Классификация деловых игр в практическом менеджменте
Признак классификации | Значение признака | Характеристика деловой игры |
Целевое назначение | Обучающие | Повышение квалификации менеджеров и специалистов |
Практические | Решение практических задач менеджмента | |
Проектные | Проектирование организации | |
Исследовательские | Изучение, анализ, диагностика системы управления и производственных систем | |
Широта тематических рамок | Комплексные | Комплекс взаимосвязанных задач |
Частные | Отдельные задачи управления | |
Степень свободы решений | Жесткие | Строго ограниченное число вариантов решения задач управления |
Мягкие | Свобода в поиске решения задач управления | |
Степень неопределенности ситуации | Детерминированные | Строго детерминированнная ситуация |
Вероятностные | Ситуация с вероятностными оценками и факторами риска | |
Характер коммуникаций участников | Интерактивные | Независимое поведение игроков |
Неинтерактивные | Зависимое поведение игроков | |
Инструменты игры | Ручные | Расчеты выполняются вручную с целью отработки техники решения отдельных задач |
Компьютерные | Ориентация на компьютерные системы |
Примерами распространенных в настоящий период деловых игр, ориентированных на имитационное моделирование, могут служить следующие компьютерные системы:
1) «Открой успешный бизнес» (ОРГПРО) — обоснование решений при создании новой организации (нового предприятия);
2) «Эффективный менеджмент и контроллинг» (СИПРОМЕК) — обоснование комплекса управленческих решений, обеспечивающих достижение предприятием установленных целей его функционирования;
3) «Инновационная стратегия фирмы» (СТРАПЛАН) — обоснование решений в области стратегического управления и инновационного развития предприятия, а также производственного планирования;
4) «Индикаторы успеха фирмы» (СЭМ) — система экономического мониторинга, основанная на анализе экономических результатов деятельности предприятия и исследований процессов возникновения кризисных ситуаций на предприятии.
С назначением и содержанием перечисленных деловых игр и компьютерной технологией их проведения можно подробно ознакомиться в трудах А.К. Казанцева и его соавторов, В.П. Пугачева и др. Следует отметить, что для проведения деловых игр используют широкий спектр научных знаний в области менеджмента. Ниже, в табл. 24, представим в качестве познавательного примера цели и задачи деловых игр.
|
|
Метод хозяйственных ситуаций, известный в международной практике как метод «case-study», применяется для решения широкого круга управленческих задач и нацелен в основном на оптимизацию потенциала групповой и командной работы менеджеров. Метод хозяйственных ситуаций, отличающихся «изобилием неопределенности и противоречий», ориентирован на изучение и имитацию реальных конкретных событий, вариантность, высокую скорость проведения эксперимента.
К типовым ситуационным задачам управления относятся:
· оценка коммуникационных способностей менеджеров;
· разрешение конфликтных ситуаций;
· разработка управленческих решений с применением эвристических методов, таких как метод «мозговой штурм», метод «Дельфи» и др.;
· разработка модели поведения руководителя на этапе вступления в должность;
· формирование структуры подразделения в системе управления;
· оценка потенциала структурного подразделения и др.
Метод решения практических задач управления предусматривает разработку и реализацию на основе имитационного моделирования алгоритмов решения типовых задач организационного проектирования, планирования и анализа деятельности предприятия. Алгоритмизация предполагает разработку детерминистических и стохастических моделей отдельных процедур (показателей, параметров) с рефлексивной увязкой процесса решения задачи.
Таблица 24
Деловые игры для оптимизации управления
Цели и методы деловой игры | Задачи имитационного моделирования | Результаты эксперимента |
Открой успешный бизнес (ОРГПРО) 1. Выбор продукции и масштаба производства: статистические функции специальные методы анализа – конкурентоспособность продукции, «портфолио-анализ», «Break-even»-анализ; методы линейного программирования | Исследование рынков сбыта Маркетинговые исследования Планирование реализации продукции и цен на нее Обоснование производственной мощности Формирование производственной программы | Номенклатура выпускаемой продукции Структура рынков сбыта Объемы реализации продукции Ценовая политика Годовая производственная программа |
Выбор организационно-правовой формы предприятия (ОПФ): Экспертные методы в диалоговом режиме | Определение критериев ОПФ Сравнение ОПФ по критериям Оценка и выбор ОПФ Подготовка нормативных документов | Сводная оценка ОПФ |
Определение места расположения предприятия (МРП): Итерационно в диалоговом режиме с применением аналитических методов | Обеспечение материальными ресурсами Оценка трудовых ресурсов Оценка затрат на реализацию продукции Расчет инвестиций | Затраты на материалы, трудовые ресурсы, сбыт Инвестиции |
Окончание табл. 24
|
|
Система экономического мониторинга (СЭМ): Оценка эффективности финансовой деятельности Обеспечение улучшения финансового положения за счет управления поступлением и расходованием денежных средств Обеспечение устойчивого функционирования предприятия | Определение доходов предприятия Определение эффективности использования средств Определение уровня финансовой независимости и платежеспособности предприятия Оценка источников поступления денежных средств Оценка направлений использования денежных средств Оперативный контроль наличия денежных средств Моделирование кризисных ситуаций в производстве Формирование альтернатив преодоления кризисных ситуаций Оценка вариантов по эффективности финансовой деятельности | Выручка, балансовая и чистая прибыль, затраты на производство и реализацию Рентабельность продукции Рентабельность капитала Степень задолженности, уровень долга к собственному капиталу Платежеспособность Динамика движения денежных средств на расчетном счете Альтернативы преодоления кризисных ситуаций и их оценка |
Критерии ОПФ — степень хозяйственной самостоятельности, возможности концентрации ресурсов, возможности развития инфраструктуры, проведение единой технической политики, финансовая стабильность, гибкость управления и др.
К наиболее распространенным задачам управления, решение которых достигается многовариантной проработкой и многокритериальной оценкой разрабатываемого решения, относятся следующие:
· формирование продуктовой стратегии с использованием матрицы BCG (метод «портфолио-анализ») и оценка стратегических зон хозяйствования;
· прогнозирование развития предприятий, оптимизация организации и структуры управления, планирование потребности в инвестициях;
· выбор поставщика при планировании закупок;
· календарное (стратегическое, тактическое, оперативное) планирование;
· управление запасами и обеспечение устойчивого функционирования производства.
В заключение главы процитируем слова профессора Лондонской школы экономики и политологии И.О. Энджела: «Организация должна находиться в постоянном процессе экспериментирования и изучения результатов эксперимента для того, чтобы справиться с непредсказуемыми и непланируемыми последствиями поведения системы... Менеджмент посредством изучения и экспериментирования играет решающую роль».