Задание 15.1. Внутреннее рецензирование

Внутреннее рецензирование выполняется силами самих студентов, которые пишут рецензии на статьи коллег.

1. Во-первых, студенту необходимо ознакомиться с тем, какие вопросы и замечания пишут рецензенты на странице «Википедия:Рецензирование»[131].

2. Целевое рецензирование (работа с распечаткой статьи):

  • Студент выбирает себе рецензента из тех коллег-студентов, кто ещё не выбран другими.
  • Студент сообщает преподавателю — когда статья готова.
  • Преподаватель делает распечатку статьи (также печатает версию статьи на английском языке, если статья переводная) и вручает её рецензенту.
  • Рецензент пишет замечания на твёрдой копии (этих замечаний может быть от нуля до сотен).
  • Автор исправляет все недочёты, указанные на распечатке. Либо делает приписку — почему и что он не согласен менять.
  • После работы над рецензией, автор сдаёт её преподавателю.

Мотивация: Чтобы у рецензента был интерес к глубокому и настоящему улучшению статьи автором, рецензенту нужна мотивация. Она есть. После того, как автор учтёт все замечания рецензента, и рецензент напишет на СО, что у него больше нет замечаний, после этого ответственность (и получение зачёта) за дописывание и исправление статьи в ответ на новые замечания к ней (с третьей стороны) разделяют оба: автор и рецензент. Если объём замечаний и предложений по улучшению статьи со стороны рецензента (и эти замечания не были своевременно обоснованно отвергнуты, урезаны или учтены автором) столь велик, что к моменту икс у рецензента уже нет долгов, и статья рецензента принята, тогда автор остаётся один на один со своей статьёй и с кучей серьёзных замечаний рецензента. Рецензент успешно выходит из игры.

3. Тотальное рецензирование (работа с электронными версиями статей):

  • Для рецензирования нельзя брать статью, которую вы рецензировали в ходе «целевого рецензирования».
  • Будут учитываться только те исправления и замечания, которые внесены и указаны после того, как автор выставил свою статью на рецензирование (см. далее «Внешнее рецензирование»). То есть вы можете вмешиваться в работу коллеги над статьёй или писать замечания на СО статьи и раньше, но учитываться (в следующем пункте) такие действия не будут.
  • Необходимо сделать суммарно 10 (десять) исправлений в статьях своих коллег или написать десять замечаний на страницах обсуждений статей. Если исправление ошибки не требует больших усилий и её указание на СО более трудоёмко, чем само исправление, то смело вносите исправление в саму статью, указав в примечании к правке — что вы исправляете. Если автор статьи не откатит ваше исправление, то оно засчитано.

Замечание 1: рецензия к статье студента, уже успешно отчитавшегося по своей статье в Википедии — не засчитывается, так как маловероятно, что состоявшийся и успешный писатель (ваш коллега) будет обращать внимание на ваши замечания и исправлять статью, если его работа уже сдана.

Замечание 2: не следует писать рецензию на статью, состоящую из двух-пяти абзацев, там ещё нечего обсуждать. Следует улучшать статью, которая уже выставлена на рецензирование.

Замечание 3: Прочитайте страницу обсуждения той статьи, которую собираетесь рецензировать, чтобы не повторять чужие вопросы.

Замечание 4: Если вы последний студент, все коллеги уже получили зачёты, то для рецензирования выберите статьи по тематике предмета на странице «Википедия:Рецензирование»[132].

  • Для того, чтобы написать замечания на странице обсуждения рецензируемой статьи, создайте подраздел и напишите в нём всё, что думаете о данной статье. Критика должна быть конструктивной. Не годятся (и не будут учтены) утверждения: «Статья плохая, автор — бездарь». Будет засчитан конструктив, например:

o такая-то ссылка не работает;

o картинка без спросу взята с такого-то сайта;

o гиперссылка работает, но в статье нет и в помине такого-то утверждения, которое вы, якобы, взяли из научной статьи (ссылка);

o такое-то утверждение в статье не является очевидным и не подтверждено ссылкой на авторитетные источники [133]. Добавьте их.

  • Нужно сделать суммарно всего 10 (десять) действий (или замечаний, или исправлений в статье). Если вы написали семь замечаний и больше не придумать, то переходите к работе следующего студента и пишите ещё три замечания.
  • Повторы замечаний в одной статье не засчитываются.
  • По завершении рецензирования сообщите преподавателю — к каким статьям вы написали замечания, в каком количестве.

Авторам статей (черновиков) нужно внимательно прочитать замечания, поблагодарить рецензентов и исправить указанные недоработки. Сообщить об этом преподавателю.

Для удобства проверки того, что авторы статей увидели и должным образом отреагировали на сигналы в рецензии, целесообразно авторам рецензируемой статьи отвечать в тексте рецензии по каждому пункту с указанием того, что именно исправлено с помощью шаблона {{Сделано}}. См. пример чётких и вежливых ответов на странице «Обсуждение:Логарифм#Вещественный логарифм»[134]. При этом, если замечание нетривиальное, то интересно услышать (следом) мнение рецензента — довольны ли вы работой подопечного или вы имели в виду нечто совсем иное.

Лирическое отступление: хорошая рецензия заряжает автора положительной или отрицательной энергией и, в конечном счёте, ведёт к качественному улучшению статьи. С этой точки зрения указание на логические, структурные и другие крупные ошибки является более ценным. Опечатки и запятые будут исправлены и расставлены безымянной армией Википедии, огонь которой мы вызовем на статью в следующем задании.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: