Внутреннее рецензирование выполняется силами самих студентов, которые пишут рецензии на статьи коллег.
1. Во-первых, студенту необходимо ознакомиться с тем, какие вопросы и замечания пишут рецензенты на странице «Википедия:Рецензирование»[131].
2. Целевое рецензирование (работа с распечаткой статьи):
- Студент выбирает себе рецензента из тех коллег-студентов, кто ещё не выбран другими.
- Студент сообщает преподавателю — когда статья готова.
- Преподаватель делает распечатку статьи (также печатает версию статьи на английском языке, если статья переводная) и вручает её рецензенту.
- Рецензент пишет замечания на твёрдой копии (этих замечаний может быть от нуля до сотен).
- Автор исправляет все недочёты, указанные на распечатке. Либо делает приписку — почему и что он не согласен менять.
- После работы над рецензией, автор сдаёт её преподавателю.
Мотивация: Чтобы у рецензента был интерес к глубокому и настоящему улучшению статьи автором, рецензенту нужна мотивация. Она есть. После того, как автор учтёт все замечания рецензента, и рецензент напишет на СО, что у него больше нет замечаний, после этого ответственность (и получение зачёта) за дописывание и исправление статьи в ответ на новые замечания к ней (с третьей стороны) разделяют оба: автор и рецензент. Если объём замечаний и предложений по улучшению статьи со стороны рецензента (и эти замечания не были своевременно обоснованно отвергнуты, урезаны или учтены автором) столь велик, что к моменту икс у рецензента уже нет долгов, и статья рецензента принята, тогда автор остаётся один на один со своей статьёй и с кучей серьёзных замечаний рецензента. Рецензент успешно выходит из игры.
|
|
3. Тотальное рецензирование (работа с электронными версиями статей):
- Для рецензирования нельзя брать статью, которую вы рецензировали в ходе «целевого рецензирования».
- Будут учитываться только те исправления и замечания, которые внесены и указаны после того, как автор выставил свою статью на рецензирование (см. далее «Внешнее рецензирование»). То есть вы можете вмешиваться в работу коллеги над статьёй или писать замечания на СО статьи и раньше, но учитываться (в следующем пункте) такие действия не будут.
- Необходимо сделать суммарно 10 (десять) исправлений в статьях своих коллег или написать десять замечаний на страницах обсуждений статей. Если исправление ошибки не требует больших усилий и её указание на СО более трудоёмко, чем само исправление, то смело вносите исправление в саму статью, указав в примечании к правке — что вы исправляете. Если автор статьи не откатит ваше исправление, то оно засчитано.
Замечание 1: рецензия к статье студента, уже успешно отчитавшегося по своей статье в Википедии — не засчитывается, так как маловероятно, что состоявшийся и успешный писатель (ваш коллега) будет обращать внимание на ваши замечания и исправлять статью, если его работа уже сдана.
|
|
Замечание 2: не следует писать рецензию на статью, состоящую из двух-пяти абзацев, там ещё нечего обсуждать. Следует улучшать статью, которая уже выставлена на рецензирование.
Замечание 3: Прочитайте страницу обсуждения той статьи, которую собираетесь рецензировать, чтобы не повторять чужие вопросы.
Замечание 4: Если вы последний студент, все коллеги уже получили зачёты, то для рецензирования выберите статьи по тематике предмета на странице «Википедия:Рецензирование»[132].
- Для того, чтобы написать замечания на странице обсуждения рецензируемой статьи, создайте подраздел и напишите в нём всё, что думаете о данной статье. Критика должна быть конструктивной. Не годятся (и не будут учтены) утверждения: «Статья плохая, автор — бездарь». Будет засчитан конструктив, например:
o такая-то ссылка не работает;
o картинка без спросу взята с такого-то сайта;
o гиперссылка работает, но в статье нет и в помине такого-то утверждения, которое вы, якобы, взяли из научной статьи (ссылка);
o такое-то утверждение в статье не является очевидным и не подтверждено ссылкой на авторитетные источники [133]. Добавьте их.
- Нужно сделать суммарно всего 10 (десять) действий (или замечаний, или исправлений в статье). Если вы написали семь замечаний и больше не придумать, то переходите к работе следующего студента и пишите ещё три замечания.
- Повторы замечаний в одной статье не засчитываются.
- По завершении рецензирования сообщите преподавателю — к каким статьям вы написали замечания, в каком количестве.
Авторам статей (черновиков) нужно внимательно прочитать замечания, поблагодарить рецензентов и исправить указанные недоработки. Сообщить об этом преподавателю.
Для удобства проверки того, что авторы статей увидели и должным образом отреагировали на сигналы в рецензии, целесообразно авторам рецензируемой статьи отвечать в тексте рецензии по каждому пункту с указанием того, что именно исправлено с помощью шаблона {{Сделано}}. См. пример чётких и вежливых ответов на странице «Обсуждение:Логарифм#Вещественный логарифм»[134]. При этом, если замечание нетривиальное, то интересно услышать (следом) мнение рецензента — довольны ли вы работой подопечного или вы имели в виду нечто совсем иное.
Лирическое отступление: хорошая рецензия заряжает автора положительной или отрицательной энергией и, в конечном счёте, ведёт к качественному улучшению статьи. С этой точки зрения указание на логические, структурные и другие крупные ошибки является более ценным. Опечатки и запятые будут исправлены и расставлены безымянной армией Википедии, огонь которой мы вызовем на статью в следующем задании.