Экологические преступления общего характера: посягательства, связанные с нарушением экологических требований

Кпреступлениям экологически значимой деятельности от­носятся составы преступлений, предусмотренных ст. ст. 277,278, 279, 280 УК РК.

13.2.1.Статья 277. Нарушение экологических требований к хо­зяйственной и иной деятельности

Уголовная ответственность за нарушение экологических требований к хозяйственной и иной деятельности предусмот­рена ст. 277УКРК.

Общественная опасность данного преступления заключает­ся в том, что в результате его совершения происходит суще­ственное загрязнение окружающей среды, причиняется вред здоровью человека, происходит массовая гибель животного или растительного мира, возникают иные тяжкие последствия.

Объектом нарушения экологических требований к хозяй­ственной и иной деятельности являются отношения экологи­ческой безопасности. В соответствии со ст. 1 Закона РК «О на­циональной безопасности Республики Казахстан» от 26 июня 1998 г. № 233-11 экологическая безопасность — это состояние защищенности жизненно важных интересов и нрав личности, общества и государства от угроз, возникающих в результате ан­тропогенных и иных воздействий на окружающую среду.

Объективную сторону преступления образует нарушение экологических требований при использовании природных ре­сурсов, проектировании, размещении, строительстве и рекон­струкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов, эксплуатации объектов промыш­ленности, энергетики, транспорта и связи, объектов сельско­хозяйственного назначения и мелиорации, строительстве горо­дов и других населенных пунктов, к военным и оборонным объектам, военной и космической деятельности лицами, ответ­ственными за соблюдение этих требований, если это повлекло существенное загрязнение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животного или рас­тительного мира и иные тяжкие последствия.

Нарушение экологических требований к хозяйственной и иной деятельности может быть совершено как путем действия, так и путем бездействия. Экологические требования к хозяй­ственной и иной деятельности содержатся в законах и специ­альных подзаконных нормативных актах. Так, к примеру, оп­ределенные требования к хозяйственной и иной деятельности изложены в Законе РК «Об охране окружающей среды» от 15 июля 1997г.2

В соответствии со ст. 47 данного Закона запрещается хозяй­ственная и иная деятельность, вызывающая разрушение есте­ственных экологических систем, уничтожение генетических фондов человека, растительного и животного мира, изменения окружающей среды, опасные для жизни и здоровья населения.

В соответствии со ст. 48 при проектировании населенных пунктов, предприятий, зданий и сооружений, объектов промыш­ленности и сельского хозяйства, систем водоснабжения, кана­лизации, гидротехнических сооружений, средств транспорта и связи, технологических процессов, изделий и оборудования, других объектов должны учитываться нормативы качества ок­ружающей среды, предусматриваться обезвреживание и утили­зация вредных отходов, малоотходные и безотходные техноло­гии и производства, эффективные меры предупреждения заг­рязнения окружающей среды, воспроизводство и рациональ­ное использование природных ресурсов.

Проекты, по которым отсутствуют положительные заклю­чения государственной экологической экспертизы, не подле­жат утверждению, а финансирование по реализации этих проектов не допускается.

В статье 49 определяются экологические требования при размещении предприятий, сооружений и иных объектов. Опре­деление мест размещения предприятий, сооружений и иных объектов производятся с соблюдением условий и правил охра­ны окружающей среды, воспроизводства и рационального ис­пользования природных ресурсов, с учетом экологических по­следствий деятельности указанных объектов. При размещении предприятий, сооружений и иных объектов устанавливаются охранные, санитарно-защитные и иные защитные зоны.

Статья 50 определяет экологические требования при строи­тельстве и реконструкции предприятий, сооружений и иных объектов в соответствии с данной нормой строительство и ре­конструкции предприятий, сооружений и иных объектов могут осуществляться при наличии положительного заключения го­сударственной экологической экспертизы и в соответствии с нормативами качества окружающей среды. Не допускаются изменения утвержденного проекта или стоимости работ в ущерб охране окружающей среды.

При выполнении строительных работ должны приниматься меры по рекультивации земель, воспроизводству и рациональному использованию природных ресурсов, благоустройству тер­риторий и оздоровлению окружающей среды.

В соответствии со ст. 54. Закона РК «Об охране окружаю­щей среды» ввод в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов производится при условии выполнения в пол­ном объеме всех экологических требований, предусмотренных проектом, по актам приемочных комиссий, создаваемых с уча­стием специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей среды.

Запрещается ввод в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов, не обеспеченных установками и оборудова­нием по очистке, обезвреживанию и утилизации вредных отхо­дов, выбросов загрязняющих веществ до уровня предельно до­пустимых нормативов, средствами контроля за загрязнением окружающей среды, без завершения запроектированных работ по рекультивации земель, воспроизводству и рациональному использованию природных ресурсов.

В соответствии со ст. 55 указанного Закона эксплуатация объектов промышленности, энергетики, транспорта и связи, объектов сельскохозяйственного назначения и мелиорации долж­на осуществляться с учетом установленных экологических тре­бований и с использованием экологически обоснованных тех­нологий, необходимых очистных сооружений и санитарно-защитных зон, исключающих загрязнение окружающей среды. При эксплуатации указанных объектов должны внедряться ма­лоотходные и безотходные технологии и производства, они долж­ны оснащаться эффективными средствами для очистки, обезв­реживания и утилизации вредных отходов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ, применять безопасные виды топлива, экономно и рационально использовать природные ресурсы, принимать меры по экологической безопасности.

Запрещается проектирование, строительство атомных и гид­роэлектростанций на территориях с большой концентрацией населения, в сейсмически опасных зонах, традиционных мес­тах массового отдыха и лечения населения.

Проектирование, строительство, реконструкция городов и других населенных пунктов в соответствии со ст. 56 Закона РК «Об охране окружающей среды» должны обеспечивать наибо­лее благоприятные условия для жизни, труда и отдыха населе­ния с учетом требований экологической безопасности и сохра­нения окружающей среды.

При планировании и застройке городов и других населен­ных пунктов должны предусматриваться и осуществляться са­нитарная очистка, обезвреживание, утилизация, складирование, безопасное удаление, переработка и захоронение промышлен­ных и коммунально-бытовых отходов. При крупных городах и промышленных центрах должны создаваться лесопарковые, зеленые и защитные зоны с ограниченным режимом природо­пользования.

Согласно ст. 61 Закона РК «Об охране окружающей среды» экологические требования, установленные настоящим Законом, в полной мере распространяются на военные и оборонные объекты и военную деятельность, за исключением особых си­туаций, предусмотренных законодательством Республики Ка­захстан.

Обязательным признаком объективной стороны преступле­ния являются общественно опасные последствия в виде суще­ственного загрязнения окружающей среды, в виде причинения вреда здоровью человека, массовой гибели животного или рас­тительного мира и иные тяжкие последствия.

Рассматриваемое деяние по своей конструкции является материальным составом и считается оконченным с момента наступления хотя бы одного из названных в диспозиции статьи последствий, наступивших в результате совершенных наруше­ний правил экологической безопасности.

Под окружающей средой в соответствии со ст. 1 Закона РК «Об охране окружающей среды» понимается совокупность при­родных объектов, в том числе природных ресурсов, как живых, так и неживых, включая атмосферный воздух, воду, почву, не­дра, животный и растительный мир, а также климат в их взаи­модействии.

На основании ст. 1 Закона РК «Об охране окружающей сре­ды» под загрязнением окружающей среды понимается поступ­ление в окружающую среду потенциально опасных химичес­ких и биологических веществ, радиоактивных материалов, от­ходов производств и потребления, а также влияние на окружа­ющую среду шума, вибраций, магнитных полей и иных вред­ных физических воздействий.

Под причинением вреда здоровью человека понимается при­чинение легкого и средней тяжести вреда здоровью человека. В юридической литературе встречаются мнения относительно того, что данная норма охватывает и тяжкий вред здоровью че­ловека1. Анализ санкций ст. ст. 103 и 277 УК РК тяжкий вред требует дополнительной квалификации по ст. 103 УК РК, по­скольку санкция ч. 1 ст. 103 УК РК предусматривает максималь­ное наказание в виде лишения свободы до 7 лет, а санкция ст. 277 УК РК предусматривает максимальное наказание в виде лише­ния свободы сроком до 5 лет.

Под массовой гибелью животного или растительного мира понимается гибель животных и растений в большом количестве и, как правило, на значительных площадях.

К иным тяжким последствиям относятся заболевания, от­равления или облучение людей, крупные аварии, радиоактив­ное загрязнение значительных участков территории и т. п.

Субъективная сторона преступления выражается в соверше­нии деяния с двумя формами вины: в умысле по отношению к деянию и в неосторожности по отношению к последствиям сво­его деяния (признаки которой изложены в ст.22 УК РК).

Субъект преступления специальный - лицо ответственное за соблюдение экологических требований к хозяйственной или иной деятельности. Им может быть, к примеру, руководитель строительства промышленного, сельскохозяйственного или иного объекта, лицо проектирующее сооружение различных объектов и т. д.

Под экологическими требованиями, согласно ст. 1 Закона РК «Об охране окружающей среды» понимаются обязательные для исполнения ограничения и запреты хозяйственной и иной деятельности, отрицательно влияющей на окружающую среду, содержащихся в законодательных, иных подзаконных норма­тивных правовых и нормативно-технических актах Республики Казахстан.

По категории рассматриваемое нами преступление относится к преступлению средней тяжести.

13.2.2.Статья 278. Нарушение экологических требований при производстве и использовании экологически потенциально опасных химических, радиоак­тивных и биологических веществ

Статья 278 УК РК предусматривает уголовную ответствен­ность за нарушение экологических требований при производстве и использовании экологически потенциально опасных химических, радиоактивных и биологических веществ.

Более детальное рассмотрение объективных и субъективных признаков данного состава преступления дается в диссертации Умирбаевой 3. А.

Общественная опасность данного преступления заключает­ся в том, что в результате его совершения создается угроза при­чинения существенного вреда здоровью человека или окружа­ющей среде.

Объектом преступления являются отношения экологичес­кой безопасности. В соответствии со ст. 1 Закона РК «О нацио­нальной безопасности Республики Казахстан» от 26 июня 1998 г экологическая безопасность — это состояние защищенности жизненно важных интересов и прав личности, общества и го­сударства от угроз, возникающих в результате антропогенных и иных воздействий на окружающую среду.

Предметом преступления являются перечисленные в диспо­зиции нормы потенциально опасных химических, радиоактив­ных и биологических веществ.

Характеристика химических, радиоактивных и биологичес­ких веществ как экологически потенциально опасных означа­ет, что эти вещества содержат в себе потенциальную опасность для здоровья и жизни человека, а также для окружающей при­родной среды.

К химическим веществам относятся токсичные химические препараты, не подвергающиеся распаду и активно воздейству­ющие на организм человека и окружающую природную среду; вредные химические вещества, используемые в сельскохозяй­ственном производстве (химические средства защиты растений, минеральные удобрения, биостимуляторы).

Радиоактивные вещества, согласно ст. 1 Закона РК «Об ис­пользовании атомной энергии» от 14 апреля 1997 г. № 93-12 — это материалы, содержащие химические элементы, ядра которых способны к самопроизвольному распаду.

Объективная сторона преступления выражается в наруше­нии экологических требований при производстве, транспорти­ровке, хранении, захоронении, использовании или ином обра­щении с экологически потенциально опасными химическими, радиоактивными и биологическими веществами, если эти дея­ния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде.

Под экологическими требованиями, в соответствии со ст. 1 Закона РК «Об охране окружающей среды» понимаются обяза­тельные для исполнения ограничения и запреты хозяйственной и иной деятельности, отрицательно влияющей на окружающую среду, содержащихся в законодательных, иных подзаконных нормативных правовых и нормативно-технических актах Рес­публики Казахстан.

Под захоронением экологически потенциально опасных хи­мических, радиоактивных и биологических веществ понимает­ся их размещение без намерения их изъятия при условиях, обес­печивающих химическую, биологическую, ядерную и радиаци­онную безопасность;

Хранение — это временное размещение указанных веществ в специально подготовленных местах (в том числе в специаль­ных контейнерах), предполагающее возможность их извлече­ния для использования, переработки или захоронения;

Использование предполагает применение экологически опасных веществ и отходов с нарушением правил, обеспечива­ющих их безопасность для людей и окружающей среды. Иным обращением указанных веществ является их приобретение, пе­редача, списание, выбрасывание, разрушение без разрешения компетентных органов и с нарушением общественного порядка.

Характерным является следующий пример. В Академгород­ке г. Алматы был выявлен радиоактивный объект — изотопохранилище бывшего КазНИИ краевой патологии, правопреем­ником которого является Научный центр гигиены и эпидемио­логии, где осталось 7 контейнеров с радиоизотопом углеров-14 в открытом виде, а в одном из колодцев выявлено нефиксиро­ванное загрязнение радионуклидом радий-226. При этом на момент обнаружения радиоактивных веществ служебные зда­ния бывшего КазНИИ краевой патологии были переданы под жилье1.

В 1986 г. в результате Чернобыльской аварии общая площадь радиоактивного загрязнения цезием-137 на территории бывшего Советсткого Союза составила 60 млн. кв. км с плотностью загрязнения выше 1 Ки/ кв. км. На данной территории проживало около 30 млн. человек1.

Преступление считается оконченным с момента возникно­вения реальной угрозы причинения вреда здоровью человека или окружающей природной среде. Оценка нарушений эколо­гических требований как представляющих угрозу — вопрос фак­та, устанавливаемый правоприменительными органами на основе всех обстоятельств конкретного дела с анализом и обоб­щением экспертных заключений.

Субъективная сторона преступления характеризуется ч.ч. 1 и 2 ст. 278 УК как совершенные с двумя формами вины, по от­ношению к последствиям — только неосторожная вина. В дис­позиции ч. 3 законодатель указывает на неосторожность.

Субъектом рассматриваемого преступления может быть фи­зическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, на которое возложена обязанность по соблюдению и обеспечению экологических требований при производстве и использовании экологически потенциально опасных химических, радиоактив­ных и биологических веществ.

В части 2 ст. 278 УК РК установлена ответственность за те же деяния, повлекшие загрязнение, отравление или заражение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека либо массовую гибель животного или растительного мира, а равно совершенные на территории с чрезвычайной экологической ситуацией.

Загрязнение окружающей среды — это негативное физико-химическое, биологическое изменение качества окружающей среды (атмосферного воздуха, вод, почвы) в результате хозяй­ственной или иной деятельности человека, превышающее ус­тановленные нормативы вредного воздействия на окружающую среду.

Отравление и заражение окружающей среды означают по­явление в окружающей среде токсичных веществ, вызывающих болезни и гибель компонентов природной среды (например, животных, растительности и прочего).

Причинение вреда здоровью человека может выразиться в причинении средней тяжести вреда здоровью или легкого вре­да здоровью. В случае причинения тяжкого вреда здоровью дей­ствия виновного следует квалифицировать по совокупности преступлений по ст. ст. 103 и 278 УК РК.

Массовая гибель животного или растительного мира — это уничтожение большого количества их разнообразных видов.

Чрезвычайная экологическая ситуация — это неблагополуч­ная экологическая обстановка, возникшая на определенной территории в результате деятельности человека или стихийных сил природы, характеризующаяся глубокими и устойчивыми отрицательными изменениями окружающей среды, опасными для жизни и здоровья людей, сохранения растительного и жи­вотного мира.

Рассматриваемое деяние квалифицируется по ч. 3 ст. 278 УК РК в случаях наступления по неосторожности таких послед­ствий, как массовое заболевание людей или смерть хотя бы од­ного человека. Следовательно, по отношению к данным послед­ствиям вина субъекта может выражаться только в неосторож­ности. При этом массовым следует считать заболевание боль­шого количества лиц.

13.2.3.Статья 279. Нарушение правил безопасности при обраще­нии с микробиологическими или другими био­логическими агентами или токсинами

Уголовная ответственность за нарушение правил безопас­ности при обращении с микробиологическими или другими биологическими агентами или токсинами предусмотрена ст. 279 УК РК.

Общественная опасность данного преступления заключает­ся в том, что в результате его совершения может быть создана угроза причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде.

Объектом преступления являются отношения экологичес­кой безопасности. В соответствии со ст. 1 Закона РК «О нацио­нальной безопасности Республики Казахстан» от 26 июня 1998 г. № 233-1 экологическая безопасность — это состояние защищен­ности жизненно важных интересов и прав личности, общества и государства от угроз, возникающих в результате антропоген­ных и иных воздействий на окружающую среду.

Предметом преступления являются микробиологические или другие биологические агенты или токсины К микробиологи­ческим агентам относятся микроорганизмы, вызывающие бо­лезни человека, животных и растений. Биологические агенты — это живые организмы, обладающие активным болезнетвор­ным действием. Биологическими токсинами являются яды бел­ковой структуры, выделяемые микроорганизмами.

Объективная сторона преступления выражается в наруше­нии экологических требований при складировании, уничтоже­нии или захоронении микробиологических или других биоло­гических агентов или токсинов или незаконный их ввоз в Рес­публику Казахстан для переработки, хранения или захороне­ния, если это создало угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде.
На основании ст. 58 Закона РК «Об охране окружающей среды» производство и применение потенциально опасных хи­мических и биологических веществ допускаются после прове­дения необходимых токсиколого-гигиенических и экологотоксикологических исследований, гигиенической регламентации обращения с ними, установления гигиенических и экологичес­ких нормативов и осуществления государственной регистрации этих веществ в порядке, установленном Правительством Рес­публики Казахстан.

Разведение и размещение в окружающей среде биологичес­ких объектов, не свойственных местной природе, а также полу­ченных искусственным путем, допускаются при наличии соот­ветствующих экологических обоснований и по разрешениям специально уполномоченных государственных органов в обла­сти охраны окружающей среды. В соответствии со ст. 60 дан­ного Закона устанавливаются следующие экологические тре­бования при обращении с отходами производства и потребле­ния:

1. Складирование, уничтожение и захоронение отходов про­изводятся в местах, определяемых решениями местных, испол­нительных органов по согласованию со специальными уполно­моченными исполнительными органами в области охраны ок­ружающей среды и иными исполнительными органами Респуб­лики Казахстан, осуществляющими функции охраны окружа­ющей среды.

2. Ввоз для переработки, захоронении или хранении отхо­дов в Республику Казахстан может осуществляться только по специальному разрешению Правительства Республики Казах­стан.

3. Запрещается импорт продукции, не имеющей технологии для ее обезвреживания или утилизации после использования.

4. Экологические требования при обращении с отходами, наряду с настоящим Законом, определяются законодательством об отходах и иными нормативными правовыми актами.

5. Образование и использование производственных и коммунально-бытовых отходов подлежат государственному учету.

Определенные требования по обращению с опасными веще­ствами изложены и в других нормативных актах, к примеру, в постановлении Правительства РК от 18 октября 1996 г. № 1283 «Об утверждении положения о порядке захоронения радиоак­тивных отходов в Республике Казахстан (с изменениями и до­полнениями, внесенными постановлением Правительства РК от 22 июня 1998 г. № 578)», Постановление Правительства РК от 18 октября 1996 г. № 1285 «Об утверждении положения о по­рядке ведения государственного кадастра захоронения вредных веществ, радиоактивных отходов и сброса сточных вод в недра», Постановление Правительства РК от 18 октября 1996 г. № 1286 «Об утверждении положения о порядке захоронения вредных веществ и сброса сточных вод в недра (с изменениями и допол­нениями, внесенными постановлением Правительства РК от 22 июня 1998 г. № 578)», Постановление Правительства РК от 28 апреля 1997 г. № 670 «Об утверждении Соглашения о конт­роле за трансграничной перевозкой опасных и других отходов».

По конструкции рассматриваемый состав материальный и считается оконченным с момента создания реальной угрозы причинения существенного вреда здоровью человека или ок­ружающей среде. Под угрозой причинения существенного вреда здоровью человека необходимо понимать угрозу причинения легкого, среднего или тяжкого вреда здоровью хотя бы одного человека.

Существенный вред окружающей среде является оценочным признаком, который необходимо устанавливать в каждом кон­кретном случае исходя из обстоятельств дела. Таковым могут быть признаны гибель рыбы, уничтожение нерестилищ, сущест­венное изменение вкусовых качеств рыбы, приведение в негод­ность выпаса для скота и т.д.

Субъективная сторона преступления по ч.ч. 1 и 2 ст. 279 УК РК характеризуется как двойная форма вины. По отношению к последствиям вина может быть только неосторожная. По ч. 3 деяние совершается только по неосторожности, поскольку за­конодатель прямо указывает на это.

Субъект преступления специальный - это лицо, на которое возложена обязанность по соблюдению правил безопасности при обращении с микробиологическими объектами, биологи­ческими агентами и токсинами.

В части 2 ст. 279 УК РК предусмотрена ответственность за нарушение правил безопасное ги при обращении с микробио­логическими или другими биологическими агентами или ток­синами, повлекшее загрязнение, отравление или заражение ок­ружающей среды, причинение вреда здоровью человека либо массовую гибель животного или растительного мира, а равно совершенное на территории с чрезвычайной экологической ситуацией.

Загрязнением окружающей среды в соответствии со ст. 1 Закона РК «Об охране окружающей среды» признается поступ­ление в окружающую среду потенциально опасных химичес­ких и биологических веществ, радиоактивных материалов, от­ходов производства и потребления, а также влияние на окру­жающую среду шума, вибраций, магнитных полей и иных вред­ных физических воздействий.

Отравление и заражение окружающей среды означают по­явление в окружающей среде токсичных веществ, вызывающих болезни и гибель компонентов природной среды (например, животных, растительности и прочего).

Причинение вреда здоровью человека может выражаться в причинении легкого или средней тяжести вреда здоровью че­ловека. В случае причинения тяжкого вреда здоровью действия виновного следует квалифицировать по совокупности преступ­лений по ст. 103 и ст. 279УКРК.

Массовая гибель животного или растительного мира — это уничтожение большого количества их разнообразных видов, как правило, на обширных территориях.

В соответствии со ст. 68 Закона РК «Об охране окружающей среды» чрезвычайная экологическая ситуация — это неблаго­получная экологическая обстановка, возникшая на определен­ной территории в результате деятельности человека или стихийных сил природы, характеризующая глубокими и устойчи­выми отрицательными изменениями окружающей среды, опас­ными для жизни и здоровья людей, сохранения растительного я животного мира.

При чрезвычайной экологической ситуации на отдельных территориях республики могут быть запрещены или ограниче­ны отдельные виды хозяйственной деятельности и природополь­зования, проводятся оперативные меры по восстановлению (вос­производству) природных ресурсов, оздоровлению окружаю­щей среды, социальной защите населения в порядке, пред­усмотренном законодательством.

В части 3 ст. 279 УК РК установлена ответственность за де­яния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности массовое заболевание людей или смерть человека.

Субъективная сторона данного деяния характеризуется двой­ной формой вины, при которой рассматриваемое деяние соверша­ется умышленно, а последствия наступают по неосторожности.

13.2.4.Статья 280. Нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вре­дителями растений

Статья 280 УК РК предусматривает уголовную ответствен­ность за нарушение ветеринарных правил и правил, установ­ленных для борьбы с болезнями и вредителями растений.

Часть 1 ст. 280 УК предусматривает ответственность за на­рушения ветеринарных правил, последствием которых являет­ся причинение значительных размеров ущерба животному миру, интересам развития животноводства и друг их сфер деятельнос­ти сельского хозяйства. Кроме того, опасные заболевания жи­вотных в виде бруцеллеза, бешенства, сальмонеллеза, сибир­ской язвы, туберкулеза, ящура и других могут передаваться лю­дям и заражать их болезнями.

Помимо других законодательных и подзаконных актов, рег­ламентирующих условия предотвращения эпизоотии и иных тяжких последствий в обращении с животными, необходимо руководствоваться нормами, содержащимися в Законе РК «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира» от 9 июля 2004 г. № 593'.

Основным нормативным актом, регулирующим вопросы о ветеринарии, является Указ Президента РК, имеющий силу За­кона, «О ветеринарии» от 10 июля 2002 г. № 339-И1. Он регули­рует отношения в области ветеринарии в целях предупрежде­ния и ликвидации карантинных и особо опасных болезней жи­вотных, включая домашних, зоопарковых и других, а также пуш­ных зверей, птиц, рыб и пчел; выпуска безопасных в ветеринар­ном отношении продуктов животноводства; охраны террито­рии Казахстана от ввоза заразных болезней животных из дру­гих государств, защиты населения от болезней, общих для че­ловека и животных.

Объектом рассматриваемого преступления являются обще­ственные отношения по охране животных (как диких, так и до­машних), насекомых и птиц от опасных заболеваний.

Предметом преступления являются дикие и домашние жи­вотные, птицы, рыбы и так далее.

С объективной стороны преступление заключается в нару­шении ветеринарных правил, которое повлекло распростране­ние эпизоотии или иные тяжкие последствия. Нарушение вете­ринарных правил может быть совершено путем действия (на­пример, путем продажи больного скота или ввоза больных жи­вотных в Казахстан, выгона больных животных в общее стадо и так далее) и путем бездействия (путем отказа от проведения обязательных профилактических мероприятий, несвоевремен­ного или неполного проведения мероприятий по ликвидации очагов заразных болезней животных и так далее).

Для наличия состава этого преступления необходимо, что­бы в результате нарушения ветеринарных правил наступили последствия, указанные в диспозиции ч. 1 ст. 280 УК РК: рас­пространение эпизоотии и иные тяжкие последствия. Эпизоо­тия представляет собой массовое заразное заболевание скота или птицы, охватившее определенный регион. Для эпизоотии характерны массовость поражения животных и тенденция к рас­пространению за пределы территории, где появилась болезнь.

Иные тяжкие последствия могут заключаться в причинении значительных убытков предприятиям, другим субъектам пред­принимательской деятельности в сфере сельскохозяйственно­го производства в результате падежа скота или птицы, снижения роста поголовья скота. При заболевании хотя бы одного человека тяжким инфекционным заболеванием при нарушении ветеринарных правил деяние квалифицируется по данной нор­ме и по соответствующей статье против здоровья, в зависимос­ти от тяжести заболевания.

Субъективная сторона преступления характеризуется не­осторожной формой вины.

Субъектом преступления является физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Часть 2 ст. 280 УК РК предусматривает уголовную ответ­ственность за нарушение правил по борьбе с болезнями и вре­дителями растений.

Общественная опасность этого преступления заключается в том, что в результате несоблюдения правил, направленных на борьбу с различными заболеваниями и вредителями растений может быть причинен значительный вред лесному и сельскому хозяйству.

Объектом преступления являются общественные отношения по охране естественной лесной и иной растительности и искус­ственно выращенных насаждений от заболеваний и вредителей.

Данная норма имеет бланкетную диспозицию, поэтому для ее применения необходимо обращение к специальным прави­лам. Правила, установленные для борьбы с болезнями и вреди­телями растений, - это правила по проведению агротехничес­ких, химических, механических и биологических мероприятий, направленных на профилактику, предотвращение распростра­нения и ликвидацию болезней и на уничтожение вредителей. Данные правила, к примеру, могут содержаться в следующих нормативных актах: постановлении Правительства РК от 18 июня 1999 г. № 798 «О некоторых вопросах по защите расте­ний», постановлении Правительства РК от 19 июля 1999 г. № 996 «О мерах по защите растений» (внесены изменения постанов­лением Правительства РК от 3 августа 1999 г. № 1096), поста­новлении Правительства РК от 18 августа 1999 г. № 1183 «О мерах по борьбе с вредителями и болезнями сельскохозяйствен­ных растений». Определенные правила содержатся также в За­коне РК «О карантине растений» от 11 февраля 1999 г. № 344-1.

Республика Казахстан также является участником между­народных отношений по карантину растений. Так, 25 июня 1999 г. за № 857 было принято постановление Правительства РК «О подписании Конвенции между Правительством Республики Казахстан и Правительством Румынии о сотрудничестве в об­ласти карантина растений».

Болезни растений предполагают отклонения от их нормаль­ного физиологического состояния и развития, характеризую­щиеся нарушением основных функций всего растения или от­дельных его частей. Вредителями растений являются животные и насекомые, уничтожающие или портящие их (азиатская са­ранча, колорадский жук и другие).

С объективной стороны нарушение указанных в диспозиции правил выражается как в совершении действий, запрещенных правилами, так и в бездействии (например, в непроведении ме­роприятий по уничтожению обнаруженных вредителей расте­ний и так далее).

Обязательным условием уголовной ответственности явля­ется наступление указанных в диспозиции тяжких последствий, к которым относятся массовое распространение вредителей и болезней, повлекшее за собой вырубку большого количества фруктовых деревьев, ягодных кустарников, плантаций виног­радника, гибель посевов или снижение урожайности на значи­тельных площадях, отравление и гибель скота и так далее.

Субъективная сторона рассматриваемого преступления ха­рактеризуется неосторожной формой вины.

Субъектом преступления может быть любое лицо, как долж­ностное, так и частное, достигшее 16-летнего возраста.

13.3.СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ОТДЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ (ст. ст. 281, 282, 283, 284, 285, 286, 293, 294 УК РК)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: