Перспективы социального института семьи и брака

исторические Перспективы семьи и брака

В том, что социальный институт семьи и брака находится в глубоком кризисе, сегодня вряд ли кто сомневается. Но давайте спросим себя: не является ли этот кризис всего лишь очередным переходным этапом от одной исторической формы этого социального института – к другой? Об этом и будет моё сегодняшнее выступление.

Каковы же перспективы семьи и брака? Что ждёт «первичную ячейку общества» в будущем? Попытаемся спрогнозировать три основных сценария развития социального института семьи и брака.

1. Радикально-консервативный сценарий предполагает восстановление базовых структур традиционной модели семьи и брака со всеми его атрибутами и особенностями взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми. Идейной основой такого сценария выступает консервативная идеология, в первую очередь, в лице фундаменталистских религиозных движений, имеющихся, пожалуй, в каждой конфессии: в исламе, католицизме, православии, иудаизме. Идеологи и практики такого подхода, отмечая несомненные преимущества традиционной формы семьи, такие как стабильность и многодетность, сравнительно низкую конфликтогенность, высокое качество социализации молодых поколений, зачастую всё же ностальгически идеализируют такую семью и переоценивают возможности её реставрации. В современном белорусском обществе возврат к традиционным гендерным и межпоколенным отношениям сегодня вряд ли возможен.

Почему? В первую очередь, в силу экономических причин. Современная экономика массового производства и массового потребления нуждается в дешёвой и лояльной женской рабочей силе. Массовый исход женщин из семьи обусловлен этой кардинальной причиной. А без женщины, занятой исключительно семейными делами, вряд ли возможна традиционная форма семьи и брака.

2. Радикально-либеральный сценарий представляется его апологетами как «светлое будущее» социального института семьи и брака. Идеологической основой этой тенденции выступает либерализм, доминирующий в последнее время современном мире. Социальной основой таких взглядов на семью и брак являются чаще всего радикальные молодёжные политические партии, феминистическое движение, нетрадиционные религиозные объединения. Радикально-либеральный сценарий развития социального института семьи и брака распространяется настолько далеко, что иногда дело доходит до пророчества окончательной смерти известного нам формата семьи и брака по причине её общественной ненадобности. Основным аргументом сторонников радикально-либеральной перспективы семейно-брачных отношений является утверждение о том, что практически все функции, которые раньше выполняла семья, сегодня гораздо лучше осуществляет общество и государство, вооружённые последними достижениями науки и техники.

Давайте посмотрим на социальную практику реализации основных еще недавно исключительно семейно-брачных функций. Начнём с главной функции семьи и брака – воспроизводства человеческой жизни. Уже сегодня вполне возможно и всё более широко практикуется внесемейное (коммерческое) рождение детей «из колбы». На поверку оказывается, что такая практика обладает рядом преимуществ перед традиционным супружеским зачатием. Так, если в обычной практике подбор родителей будущего ребёнка происходит чаще всего случайно и уж во всяком случае редко с оглядкой на будущих детей, то в соответствующей фирме женщина имеет возможность влиять на физиологические, социальные, национальные, интеллектуальные и даже религиозные особенности своего будущего ребёнка.

Функция социализации подрастающих поколений, - одна из основных задач семьи и брака в традиционном обществе, - сегодня не без успеха реализуется, в том числе, и многими сидящими в этом зале, на государственной основе. Государство и коммерческие структуры в состоянии воспитать и обучить ребёнка ничуть не хуже (возможно, даже лучше) семьи. То, что во времена А.С.Пушкина было счастливым Царскосельским исключением, сегодня является повсеместным правилом без исключений.

Ещё совсем недавно важная семейная функция ухода за престарелыми родителями в настоящее время всё больше и больше становится государственной и общественной задачей. За хорошие деньги соответствующие учреждения присмотрят и за стариками на самом высшем уровне.

Хозяйственно-бытовые функции семьи всё чаще осуществляются государственными и коммерческими структурами. Семья уже давно перестала быть основным субъектом экономической деятельности.

Сексуальные потребности мужчин и женщин в некоторых странах Европы уже сегодня вполне легально удовлетворяются на коммерческой основе. Что уж тут говорить о рекреативных и досуговых функциях семьи?!

На наш взгляд, важнейшим фактором разложения современной формы социального института семьи и брака является её дисфункционализация, т.е. лишение семьи тех функций, которые она выполняла в традиционном обществе. Как это ни парадоксально прозвучит, но речь в этом контексте можно вести и о так называемой «помощи семье» со стороны государства. В этом смысле ситуация с семьёй похожа на то, как если бы мы захотели «помочь» мышцам и лишили бы их возможности двигаться. К слову сказать, истинным мотивом учредителей детских садов и домов призрения никогда и не было желание помочь семье. Их цель заключалась в том, чтобы таким образом увеличить объём поступаемой на рынок труда рабочей силы за счёт эмансипируемых от семьи женщин. Лишение семьи издревле присущих ей функций обесценило сей социальный институт в глазах как общества, так и многих индивидов.

Но и этот сценарий, несмотря на свою технологическую привлекательность, вряд ли осуществим в обозримом будущем. Дело в том, что индустриальный рай не заменит семейного тепла и уюта родного очага. Многочисленные опросы молодёжи подтверждают первостепенную значимость для современных юношей и девушек семьи и брака.

3. Оптимальный сценарий развития социального института семьи и брака связан с сохранением базовой структуры семьи и брака при одновременном учёте изменяющейся социальной и экономической ситуации, а также технических и технологических условий. Уже сегодня не только наметилось, но и утвердилось существенное изменение функциональных приоритетов современной семьи. Усилилась эмоционально-психологическая нагрузка семейно-брачных отношений, обеспечивающая комфорт интимного социального общения, особенно ценного в условиях современного мегаполисного одиночества. Семья будущего имеет шанс, избавившись от многих рутинных и тяжёлых функций, сохранить и даже увеличить свою необходимость человеку. А общество, вооружённое научным инструментарием, научится более эффективно, не вредя, помогать своей первичной ячейке, без которой и ему – обществу – не устоять.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: