В качестве ремонтного материала применяют щебень, предварительно обработанный в мешалке горячим вязким битумом в количестве 1,5–2 % от массы щебня.
После подготовки выбоины:
◦ обрабатывают дно и стенки выбоины горячим битумом с расходом 0,6 л/м2;
◦ затем укладывают чёрный щебень фракции 15–30 мм и уплотняют ручной трамбовкой или виброкатком;
◦ разливают битум с расходом 4 л/м2 при t° 140-160 °C; укладывают второй слой чёрного щебня фракций 10–20 мм и уплотняют его;
◦ обрабатывают щебень битумом с расходом 2 л/м2; рассыпают каменный отсев фракций 0–10 мм и уплотняют пневматическим вибрационным катком.
По такой же технологии можно производить ремонт методом пропитки и с применением щебня, не обработанного битумом. При этом увеличивается расход битума: при первом разливе – 5 л/м2, при втором – 3 л/м2. Распределённый битум пропитывает слои щебня на всю глубину, в результате чего формируется единый монолитный слой. В этом суть метода пропитки.
Упрощённый способ ямочного ремонта с пропиткой щебня битумной эмульсией или жидким битумом широко применяется во Франции для заделывания небольших выбоин на дорогах с низкой и средней интенсивностью движения. Такие выбоины носят название «куриное гнездо».
|
|
Кроме прямой пропитки для ямочного ремонта применяют метод обратной пропитки. В этом случае на дно подготовленной карты:
◦ разливают битум с вязкостью 90/130 или 130/200, разогретый до температуры 180–200ОС. Толщина слоя битума должна быть равна 1/5 глубины выбоины.
◦ После разлива горячего битума засыпают минеральный материал: щебень фракций 5–15; 10–15; 15–20 мм, рядовой щебень или гравийно-песчаную смесь с размером частиц до 20 мм.
◦ Минеральный материал разравнивают и уплотняют трамбовкой.
При взаимодействии минерального материала, имеющего естественную влажность, с горячим битумом происходит пенообразование и материал пропитывается битумом снизу вверх. Если пена не поднялась до поверхности материала, производят повторный разлив вяжущего из расчёта 0,5 л/м2, засыпают тонким слоем щебня и уплотняют.
При глубине выбоины до 6 см все ее заполнения выполняют в один слой. При большей глубине – заполнение производят слоями толщиной 5–6 см. Работы по ямочному ремонту этим способом можно выполнять и при отрицательной температуре воздуха. Однако срок службы отремонтированных участков в этом случае сокращается до 1–2 лет.