Основные работы:
Температура горячей асфальтобетонной смеси, доставленной к месту укладки, должна быть близкой к температуре приготовления, но не ниже 110–120ОС, когда она легко обрабатывается, а в процессе укладки не образуются волны и деформации при проходе катка.
Укладка смеси в карту производится в один слой при глубине вырубки до 50 мм и в два слоя при глубине более 50 мм. При этом в нижний слой может быть уложена крупнозернистая смесь с размером щебня до 40 мм, а в верхний слой – только мелкозернистая смесь с размером фракций до 20 мм.
Толщина слоя укладки в рыхлом теле должна быть больше толщины слоя в плотном теле с учётом коэффициента запаса на уплотнение, который принимают:
для горячих асфальтобетонных смесей 1,25–1,30;
для холодных асфальтобетонных смесей 1,5–1,6;
для влажных органоминеральных смесей 1,7–1,8,
для щебёночных и гравийных материалов, обработанных вяжущим, 1,3–1,4.
При укладке ремонтного материала механизированным способом смесь подается из бункера-термоса через поворотный лоток или гибкий рукав большого диаметра непосредственно в выбоину и равномерно разравнивается по всей площади. Укладка асфальтобетонных смесей при заделке карт площадью 10–20 м2 может производиться асфальтоукладчиком. Уплотнение асфальтобетонной смеси, уложенной в нижний слой покрытия, производят пневмотрамбовками, электротрамбовками или ручными виброкатками по направлению от краев к середине.
|
|
Асфальтобетонную смесь, уложенную в верхний слой, а также смесь, уложенную в один слой при глубине выбоины до 50 мм уплотняют самоходным вибрационным катком (вначале два прохода по следу без вибрации, а затем два прохода по следу с вибрацией) или статическими гладковольцовыми катками легкого типа массой 6–8 т до 6 проходов по одному следу, а затем тяжёлыми катками с гладкими вальцами массой 10–18 т до 15–18 проходов по одному следу.
Коэффициент уплотнения должен иметь значение не ниже 0,98 для песчаных и малощебенистых асфальтобетонных смесей и 0,99 для средне- и многощебенистых смесей.
Уплотнение горячих асфальтобетонных смесей начинают при максимально возможной температуре, при которой не образуются деформации в процессе укатки. Уплотнение должно обеспечить не только требуемую плотность, но и ровность ремонтного слоя, а также расположение в одном уровне отремонтированного покрытия со старым.
Для лучшего сопряжения нового покрытия со старым и формирования единого монолитного слоя при укладке горячих смесей стык по всему контуру вырубки прогревают при помощи линейки горелок или электроразогревателя.
|
|
Выступающие над поверхностью покрытия стыки заделок выбоин устраняют фрезерующими или шлифовальными машинами.
Заключительные работы – это уборка оставшихся отходов от ремонта с погрузкой их в самосвалы и снятие ограждений и дорожных знаков, восстановление линий разметки в зоне выполнения ямочного ремонта.
Качество ремонта и срок службы отремонтированного покрытия зависят прежде всего от соблюдения требований к качеству выполнения всех технологических операций.
Последовательность основных операций ямочного ремонта:
а – правильно; b – неправильно;
1 – выбоина до ремонта; 2 – вырубка или вырезание, очистка и обработка вяжущим (подгрунтовка); 3 – заполнение ремонтным материалом; 4 – уплотнение; 5 – вид отремонтированной выбоины
Результатом правильно выполненного ремонта является:
высота уложенного слоя после уплотнения, точно равная глубине выбоины без неровностей;
правильные геометрические формы и незаметные швы;
оптимальное уплотнение уложенного материала и его хорошее соединение с материалом старого покрытия;
большой срок службы отремонтированного покрытия.
По типу применяемого ремонтного материала различают две группы способов ямочного ремонта: холодные и горячие.
ХОЛОДНЫЕ СПОСОБЫ:
1. Ремонтный материал:
• холодные битумоминеральные смеси –материалы, полученные смешением на дороге либо установке минеральных компонентов: песок, щебень, гравий с битумом или битумной эмульсией: асфальтобетон и его разновидности, ЩМА, ЛЭМС; материалы для поверхностной обработки; пропитки прямая, обратная; черный щебень; битумные шламы; влажные битумоминеральные смеси.
• влажные органоминеральные смеси (ВОМС);
• холодный асфальтобетон.
Применяются:
в основном для ремонта покрытий из чёрного щебня и холодного асфальтобетона на дорогах низких категорий;
а также при необходимости срочной или временной заделки выбоин в более ранние сроки на дорогах высоких категорий.
Работу по ямочному ремонту этим способом начинают весной, как правило, при температуре воздуха не ниже +10ОС.
При необходимости холодные смеси могут быть использованы для ямочного ремонта и при более низкой температуре (от +5ОС до –5ОС), тогда перед укладкой холодный чёрный щебень или холодную асфальтобетонную смесь разогревают до температуры 50–70ОС, при помощи горелок нагревают дно и стенки выбоин до момента появления на их поверхности битума.
При отсутствии горелок поверхность дна и стенок обмазывают битумом с вязкостью 130/200 или 200/300, разогретым до температуры 140–150ОС.
После этого укладывают ремонтный материал и уплотняют.
2. Одним из путей упрощения технологии работ и увеличения строительного сезона является применение в качестве ремонтного материала холодных асфальтобетонных смесей на полимербитумном вяжущем (ПБВ) или с порошком «Маг Роудер».
Эти смеси приготавливают с использованием комплексного вяжущего, которое состоит из битума вязкостью 60/90 в количестве около 80 % по массе вяжущего, полимерной модифицирующей добавки в количестве 5–6 % и растворителя, например дизельного топлива, в количестве 15 % по массе вяжущего.
Вяжущее готовится путём перемешивания составляющих при температуре 100–110ОС.
Используется порошок в объеме 2 % от веса вяжущего.
Технология ремонта с применением этой смеси чрезвычайно проста:
§ смесь из кузова автомобиля или из бункера дорожного ремонтера вручную или при помощи рукава подаётся в выбоину;
§ разравнивается, уплотняется легкими катками, после чего открывается движение транспорта, под действием которого происходит формирование дорожного слоя.
Адгезионные свойства смеси сохраняются и при укладке её в выбоины, заполненные водой.
|
|
Работы по ремонту могут выполняться при отрицательной температуре воздуха, предел которой требует уточнения. Все это делает указанный метод ямочного ремонта весьма привлекательным для практических целей.
Однако он обладает и рядом существенных недостатков: есть вероятность быстрого разрушения.
Формирование покрытия в месте ремонта холодным способом происходит под движением транспорта в течение 20–40 суток и зависит от свойств жидкого битума или битумной эмульсии, вида минерального порошка, погодных условий, интенсивности и состава движения.
Горячие способы:
1. Ремонтный материал:
горячие асфальтобетонные смеси: мелкозернистые, крупнозернистые и песчаные смеси, литой асфальтобетон и др. Состав и свойства применяемой для ремонта асфальтобетонной смеси должны быть аналогичны той, из которой сделано покрытие.
2. Работы можно выполнять при температуре воздуха не ниже +10ОС при оттаявшем основании и сухом покрытии.
При использовании разогревателя ремонтируемого покрытия допускается выполнять ремонт при температуре воздуха не ниже +5ОС.
Горячие способы ямочного ремонта позволяют обеспечить более высокое качество и длительный срок службы отремонтированного покрытия.
Летом и осенью заделку выбоин и ям производят немедленно после их появления.