Критические частоты вращения ротора на анизотропных упругих опорах

Из-за особенностей конструкции корпуса двигателя опоры вала могут обладать неодинаковой жёсткостью в горизонтальной и вертикальной плоскостях. (Например, если есть продольный разъем корпуса компрессора, то в плоскости фланца разъема жесткость больше, в перпендикулярной плоскости меньше. Различные ребра опор могут иметь различные жесткости из-за различного диаметра отверстий для подвода и отвода смазки и так далее.) Если такое различие существенно, то в динамике ротора появляются особенности, которые необходимо учитывать при проектировании и доводке двигателя. Рассмотрим динамку простейшего ротора, вращающегося на упругих анизотропных опорах. Пусть жёсткость опор в горизонтальной плоскости Cox, а в вертикальной Coy. Как и в предыдущем случае считаем, что диск расположен посредине вала, а его центр масс смещён на величину эксцентриситета e. Моментами инерции диска и демпфированием в роторе пренебрегаем.

Рис. 13.10. Ротор на анизотропных опорах

Т.к. опоры имеют разную жёсткость в направлениях Х и Y, ротор в точке О2 так же обладает жёсткостями, отличными в горизонтальной и вертикальной плоскостях. По аналогии с (13.22) можно записать

В этом случае уравнения равновесия (13.3) для диска в проекциях на оси глобальной системы координат принимают вид:

(13.26)

Обозначим собственную частоту ротора в горизонтальной плоскости:

в вертикальной плоскости:

Учитывая выражения для определения и (13.1) и (13.2), преобразуем (13.26) к следующему виду:

(13.27)

Решение (13.27), как и системы (13.8), будем искать в виде вынужденных колебаний:

(13.28)

Подставляя (13.28) в (13.27) получаем выражения для амплитуд колебаний:

Таким образом, если опоры ротора анизотропные, и в роторе имеется массовая неуравновешенность , то при вращении вала вокруг своей собственной оси возникает прецессионное движение, которое будет описываться уравнениями:

(13.29)

Из анализа (13.29) можно сделать следующие выводы:

1. Ротор имеет две отличные по величине резонансные частоты колебаний, и, следовательно, две критические частоты вращения . Примем для определенности, что .

2. Амплитуда прецессии будет переменной:

Следовательно, прецессия является нерегулярной. Движение вала происходит по эллипсу.

Рассмотрим поведение ротора при прохождении через критические частоты вращения. Будем рассматривать движение ротора в течение промежутка времени, за который вал совершает один полный оборот, т.е. .

Разделим весь диапазон частоты вращения ротора на несколько интервалов, и рассмотрим на каждом из них прецессионное движение ротора.

а) (рис. 13.11):

Рис. 13.11. Колебания ротора при

Положения сечения вала при изменении фазы колебаний от 0 до изображены на рисунке. Поскольку , амплитуда , то есть движение происходит по эллипсу, вытянутому вдоль оси Х. Так как , прецессия является синхронной. Направление вращения при прецессии совпадает с направлением вращения вала вокруг своей оси, следовательно, прецессия является прямой.

б) (рис. 13.12):

Рис. 13.12. Колебания ротора при

При траектория начинает вырождаться в эллипс, вытягиваться вдоль оси X. При движение фактически превращается в колебания в горизонтальной плоскости.

в) (рис. 13.13):

Рис. 13.13. Колебания ротора при

Из рисунка видно, что ротор совершает обратную нерегулярную синхронную прецессию.

г) (рис. 13.14). При траектория начинает вырождаться в эллипс, вытягиваться вдоль оси Y. При движение фактически превращается в колебания в вертикальной плоскости.

Рис. 13.14. Колебания ротора при

д) (рис. 13.15):

Рис. 13.15. Колебания ротора при

Из рисунка видно, что ротор вновь совершает прямую нерегулярную синхронную прецессию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: