Раздел 1. Концепция

УДК 87.5 А.Г. Мясников (ПГУ, Пенза),

О.С. Пугачев (ПГСХА, Пенза),

Н.П. Пугачева (ПГСХА, Пенза)

Распад матрицы традиционного сознания в России:

причины и последствия [1]

В статье исследуется специфика матрицы русского традиционного сознания, причины и последствия её распада. В ходе структурно-функционального анализа выявлены основные «разрывы» в структуре матрицы, по которым происходит и может происходить её распад. Особое внимание уделено трансформации ценностных доминант, определяющих воспроизводство системы традиционных отношений в России.

In article specifics of a matrix of Russian traditional consciousness, the reason and a consequence of its disintegration is investigated. During the structurally functional analysis main "gaps" in matrix structure on which occurs are revealed and there can be its disintegration. The special attention is given to transformation of the valuable dominants defining reproduction of system of the traditional relations in Russia.

Социально-этическое исследование распада матрицы традиционного сознания в России является одной из актуальных и интересных задач, стоящих перед современной философией, так как от глубины и обстоятельности этого исследования во многом зависит прогнозирование возможных сценариев общественного развития, их последствий, а также возможность целесообразного влияния на развитие общества.

Социально-этическое исследование не претендует на естественнонаучную точность и математическую проверяемость своих выводов, но оно должно стремиться к той степени объективности, которая достижима в практической философии, и которая может быть подтверждена конкретными человеческими мыслями, поступками и динамикой социальных процессов.

Для того чтобы задать общие критерии объективности нашего исследования, мы будем использовать понятие «матрицы традиционного сознания» (МТС), которое является аналогом понятия «паттерн», введённого современным американским социологом Рональдом Инглхартом. Согласно Инглхарту, паттерн − это «самовоспроизводящаяся объективная структурная схема, обеспечивающая распознаваемую устойчивость явления во многих его вариантах»[2]. В первой статье мы рассмотрели общую структуру матрицы традиционного сознания, выявили основные её функции, а теперь должны перейти к изучению особенностей матрицы русского традиционного сознания[3].

Особенности матрицы русского традиционного сознания

До недавнего времени мы полагали, что у матрицы русского традиционного сознания есть только одна системообразующая вертикаль − «отеческая», идущая от Бога-Отца (на религиозно-метафизическом уровне) к Царю-батюшке как наместнику Бога на земле (на социо-природном уровне) и далее вниз к роду-народу-природе (на родовом уровне). Но внимательное изучение работ русского философа Григория Федотова[4] привело нас к необходимости признания второй вертикали, которая дополняет «отеческую» вертикаль и выражает действительную полноту человеческой жизни − это «материнская» вертикаль, идущая от женщины-матери, родившей своего дитя (на родовом уровне), к Матери-земле, т.е. всей плодоносящей природе (на социо-природном уровне) и затем к Богоматери (на уровне религиозно-метафизическом). «Отеческую» вертикаль мы можем также назвать «вертикалью принуждения», а «материнскую» − «вертикалью любви».

Противоположная направленность этих вертикалей («сверху-вниз» и «снизу-вверх») создаёт очень устойчивую, и при этом взаимодополняющую систему общественных отношений в России, позволяющую удерживать такую огромную территорию в относительной безопасности, относительной самостоятельности и управляемости.

1. «материнская» 2. «отеческая»

       
   
 


Устойчивость русской МТС во многом обеспечивается этими двумя вертикалями, которые выражают двойственность самого социо-природного бытия человека в мире.

Структурирование матрицы происходит по 3 основным уровням, связывающим между собой вертикали системы:

1. Религиозно-метафизический − божественный уровень;

2. Социо-природный − «земной» уровень;

3. Конкретно-социальный − «родовой» уровень.

Благодаря этой тройной связанности «материнской» и «отеческой» вертикали создаётся устойчивость и структурная упорядоченность всей социальной системы. Тем самым задаётся общая структура традиционного русского космоса.

Рассмотрим данное положение подробнее.

Первую вертикаль мы будем называть «материнской» или вертикалью «любви по-русски» − любви в широком смысле (ко всем проявлениям жизни). Для традиционного сознания, погруженного в стихию природной и родовой жизни, любовь означает:

Во-первых, половое влечение, нацеленное на продолжение рода;

Во-вторых, родительскую заботу о своих близких родственниках, и прежде всего, бескорыстную материнскую любовь;

В-третьих, преданность своему роду-народу, предполагающую жертвенность ради его сохранения.

Любовь на родовом уровне есть сила притяжения (симпатии) людей друг к другу и ко всему живому. А так как традиционное родовое сознание одухотворяет всё сущее, то живым считается всё вокруг: и камни, и реки, и облака и др. Эта сила вызывает подъём всех чувств и других сил, т.е. возвышает человека, как бы отрывая его от животного (земного) эгоизма, своего «живота» как жизни. Поэтому «материнская» вертикаль будет иметь направление «снизу-вверх»: от животного полового влечения к божественной идеальной любви, непорочной любви Богоматери.

Главным субъектом «родового» уровня выступает женщина-мать − родительница, в муках родившая своих детей, вскормившая их своим молоком и направившая в самостоятельную жизнь. Родная мать является центром всей родовой жизни, т.к. она − источник её продолжения. Несмотря на господствующий в России патриархальный уклад жизни, роль женщины-матери была фундаментальной: и как продолжательницы рода, и как хранительницы семейного очага[5]. Женщина-мать пользуется общим уважением, ведь от её плодовитости зависит и её общественное достоинство. Даже в первобытном обществе первыми богоподобными идолами были статуи старых рожениц, матерей рода, так называемые «каменные бабы». Именно материнство хранит закон родовой жизни − наш род должен быть всегда, и жизнь должна продолжаться.

Этот закон родовой жизни выводит нас на второй уровень матрицы, на уровень «земной любви», которая проявляется в материнской вертикали во власти плодородных сил природы, прежде всего родной земли как основной кормилицы русских крестьян[6]. Землепашество, охота и собирательство − вот основные виды традиционной хозяйственной деятельности русских крестьян, и они полностью зависели от природно-климатических условий (очень суровых и непостоянных)[7].

«Мать-земля» для русского сознания является источником закона родовой жизни; она содержит в себе все силы плодородия, в том числе и женского, которое опять же зависит от плодородия земного, от урожая, от благоволения матушки-земли. Традиционная аграрная культура наших предков не могла не обожествлять землю, которая была кормилицей всего народа, ведь неурожайные годы вели к страшному голоду и гибели многих сородичей. Смерть от голода просто ужасна и бессмысленна в сравнении со смертью на войне или в сражении с врагом. Бессилие перед природной стихией человек мог преодолеть только за счёт своих знаний природы, ведовства, технических изобретений и умений и, конечно, благодаря взаимопомощи в перераспределении ограниченных материальных ресурсов. Но это уже функция «отеческой вертикали».

Мать-земля является в русской традиционной культуре символом общего рождающего чрева и одновременно поглощающего умерших членов рода в их могилах. Эта естественная (природная) необходимость воспитывала послушание и сознание причастности к великой тайне рождения и смерти. По словам Георгия Федотова, «Мать-земля» учит своего сына доброте, верности, но не свободе. Красота матери-земли − в её рождающем, жалеющем своего сына начале. Отсюда − склонность к чувственному пантеизму, гилозоизму, когда предметом любования становится материя, а не дух. Личная свобода здесь просто неуместна, так как цикличный ход родовой жизни знает только неизбежную смену поколений рода.

Традиционное родовое (языческое − по-христиански) обожествление матери-земли было усилено православным учением о Богородице как пресвятой матери Божией и воплощённой Премудрости Божией и получило особое религиозно-метафизическое значение в русской православной культуре.

Таким образом, мы переходим на третий уровень «материнской» вертикали − «небесной - божественной любви», которая предстаёт в образе пресвятой Богородицы – «небесной заступницы».

Согласно исследованиям Сергея Аверинцева, русский образ Богородицы содержит в себе 4 аспекта греческой богини мудрости Афины Паллады, от которой и происходит византийско-православное представление о Богородице. Первый аспект − девственность, второй − материнство, третий − любовь к устроенным и благозаконным городам людей, четвёртый − готовность заступиться за города перед гневающимся верховным богом и тем спасти их[8].

Богородица − пресвятая дева Мария воплотила живую Премудрость Божию, т.е. Иисуса Христа, она предстаёт для русского религиозного сознания как Богоносица, вскормившая живого Бога. В этой связи она мыслится в роли милосердной заступницы верующих перед лицом Бога-Отца. Её называют «надёжа», «нерушимая стена», защищающая своими покровами народ божий от врагов и всякой нечисти. Для большинства русских православных верующих Богородица представала как их реальная небесная защитница, которая интуитивно связывалась с родовыми культами родной матери и матери-земли, но при этом относилась к высшей, небесной власти[9].

Она является посредницей между землёй и небом, людьми и Богом; она всегда открыта для человеческой мольбы о прощении, милости и защиты. Её основные функции мы можем найти в молитве Софии, Премудрости Божией. Там говорится о том, что она «спасает», «оправдывает», «прощает», «исцеляет», «просвещает», «разумом наполняет», «отпускает грехи», «буйного умудряет».

Таким образом, Богородица является завершением «материнской» властной вертикали русского традиционного сознания, так как её божественная власть будет не только высшей, но и доступной, понятной для малообразованного русского крестьянского сознания, укоренённого в природной стихии земли и аграрном хозяйствовании. Ведь она земная женщина, родившая своего ребёнка, как и многие другие женщины на земле. Кроме этого, культ Богородицы укреплял княжескую власть в Киевской Руси, а затем и царскую власть в Московии. Ведь Богородица как воплощённая София, Премудрость Божия является небесной заступницей русских городов и земной, государственной власти. По сути, через Церковь она освящает земную власть и возвышает её до божественного величия, усиливает её превосходство и могущество.

Не случайно её назывют «Владычицей», от которой зависит судьба её земных подданных и земных владений. Часть своей небесной власти она может даровать земным владыкам, например, православной Церкви и христианскому князю. Но для этого она должна быть в согласии с Богом-Отцом.

Главным связующим началом («стержнем») русской «материнской вертикали» является чувство любви. На каждом из уровней оно имеет свои особенности, но при этом функционально сохраняет значение «детской привязанности». Под «детской привязанностью» мы будем понимать естественную, чувственно-эмоциональную зависимость несамостоятельного человека («ребенка») от своего родителя, прежде всего, родной матери, родной природы − Родины и Царицы Небесной – Богородицы. Эта зависимость переходит в естественную, бессознательную близость с человеком, который тебя вскормил и вырастил, с природой и людьми, к которым ты привык с детства, и с Высшей покровительницей.

Итак, на родовом уровне «материнской вертикали» чувство любви является естественной привязанностью к родной матери или кормилице; чаще всего оно является чувством благодарности за подаренную жизнь. Вместе с тем, родительская любовь к своим чадам является естественной привязанностью к своему творению и благодарностью природе и Высшей покровительнице.

На уровне земном чувство любви предстаёт в виде «детской привязанности» к родной земле-матушке, к Родине. Это естественное чувство патриотизма во многом иррационально, и всегда дорого смертному человеку как большинство детских воспоминаний.

На божественном − «небесном» уровне чувство любви оказывается «детской надеждой» на милость, помощь и защиту высших сил в лице Царицы Небесной − Богородицы. Она представляется в качестве божественной матери, укрывающей всех чад своих от бед и напастей. Её защитный покров даруется всем православным верующим. Естественное чувство зависимости человека от высших сил (над которыми человек не властен) порождает религиозную надежду-веру в содействие благоволящих покровителей, которое может нейтрализовать, защитить от влияния губительных сил[10].

Любовь как естественная привязанность имеет огромный энергетический потенциал, благодаря которому русское традиционное сознание до сих пор сохраняет «материнскую вертикаль» в качестве основополагающей. Наглядным подтверждением тому недавняя духовная акция РПЦ: 20 октября 2011 года в Россию был привезён пояс пресвятой Богородицы, который «избавляет от болезней, а бесплодным парам дает детей»[11]. Эта спасительная акция длилась в России целый месяц, почти до самых выборов в Государственную Думу. По мнению представителей Церкви, к поясу Богородицы пришли поклониться и попросить помощи около 3 миллионов россиян.

Переходим к рассмотрению второй вертикали.

Итак, на этом высшем (религиозно-метафизическом) уровне Матрицы мы переходим от «материнской» вертикали ко второй вертикали − «отеческой». Она будет отличаться от первой вертикали принуждающей силой, направленной с «Неба» на грешную землю («сверху - вниз»), ибо Бог-Отец в единстве с Богом-Сыном и Святым Духом представляется русскому религиозному сознанию высшим Судьёй мира, Вседержителем и распорядителем человеческих судеб. Его абсолютная власть подчиняет себе всё сущее.

См. Схема системообразующих вертикалей МТС.

Богородица Бог - «Царь всех Царей»

       
   
 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: