Контролируемая самостоятельная работа и формы контроля знаний студентов

Контролируемая самостоятельная работа – важный элемент обучающей деятельности, выполняемой студентами в аудитории или во внеаудиторное время без участия преподавателя, но с условием обязательной оценки за ее исполнение.

КСР могут носить репродуктивный, реконструктивный или творческий характер. Самые простые задачи (репродуктивного типа) предполагают единственный путь решения, обозначенный в задании. Задачи реконструктивного типа предусматривают преобразование материала, его упорядочивание и систематизацию. Результатом этого этапа выступает географическое описание территории, построение графических или матричных моделей, составление аннотации к работе. Творческие задания требуют анализа проблемной ситуации, получения новой информации с помощью выбранных студентом самостоятельно средств и методов решения.

Контролируемая самостоятельная работа – традиционный вид учебной работы в вузе, но в последние годы он наполнился конкретным содержанием, приобрел разнообразные формы и методы проведения и контроля. Определилась и унифицированная структура задания по КСР. Так, задание на КСР должно содержать следующие пункты: тема, цель, форма и методы проведения, содержание, форма контроля, источники информации.

Тема и цель работы требуют ясных, кратких, четких, недвусмысленных определений, а формулировка цели, кроме того, должна преследовать приобретение новых знаний, умений и навыков. Важная часть КСР – форма и методы ее проведения.

Существует несколько вариантов самостоятельных письменных работ, выполняемых в аудитории или в домашних условиях. Это реферативные работы, эссе, где необходимо сформулировать и высказать собственную точку зрения на проблемный вопрос; географическая характеристика территории. Студентам IV–V курсов полезно давать задания по разработке методики собственных исследований

Географическое образование предусматривает выработку умений по составлению тематических, оценочных, прогнозных и многих других видов карт какого-либо определенного участка, а также производство различных картометрических работ по имеющимся картам. Полученные таким образом данные могут использоваться для построения графиков и моделей, в том числе с помощью компьютера. Моделирование может быть и отдельным заданием КСР, если для этого имеется достаточный фактический материал. Кроме того, контролируемая самостоятельная работа может проводиться с использованием интерактивных форм.

В содержательной части работы в сжатом виде дается краткий план текста или процесс выполнения картографического задания с указанием желательного конечного результата.

К настоящему моменту выработано три способа проверки работы – письменный, устный, электронный. Наиболее эффективным видом контроля является рейтинговая оценка, которая позволяет студенту самому ориентироваться, как его знания выглядят на фоне знаний однокурсников. Рейтинговая система имеет важное воспитательное значение, заставляя студента более тщательно и вдумчиво выполнять задания КСР.

Шкала рейтинговых оценок по курсу «Ландшафтоведение», разработанная на кафедре геоэкологии, приведена в таблице 1.


Таблица 1

Шкала рейтинговых оценок по курсу «Ландшафтоведение»

Расчетно-аналитические работы Рейтинговая система оценок
Модули Часы Вид занятий Тема занятий Часы Зачетные баллы за выполнение задания Зачетные баллы за модуль Суммарные рейтинговые оценки
Мин Макс Мин. Макс. Мин. Макс.
1 модуль. История развития науки. Вертикальное и горизонтальное строение территориальных комплексов (ПТК).   Лаборатор. работа 1 Составить карту ПТК.              
КСР 1 Дать характеристику ПТК, проанализировать их вертикальное и горизонтальное строение.      
Компьют. тестиров.. По теме модуля -    
2 модуль. Развитие представления об антропогенном ландшафте, строение и характеристика природно-антропогенных комплексов (ПАК).   Лабор. работа 2 Составить карту ПАК.          
КСР 2,3 Проанализировать строение и дать характеристику ПАК.      
Комп. тестирование По теме модуля -    
3 модуль. Ландшафтное районирование. Ландшафтно-экологические исследования.   Лаборатор.работа 3 Изучить и проанализировать структуру ПТК ландшафтного района.          
КСР 4 Характеристика ландшафтного района.      
КСР 5 Оценить антропогенную преобразованность урочищ      
КСР 6 Оценка экологического состояния ПТК      
Комп. тестирование По теме модуля      
                       


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: