Контролируемая самостоятельная работа – важный элемент обучающей деятельности, выполняемой студентами в аудитории или во внеаудиторное время без участия преподавателя, но с условием обязательной оценки за ее исполнение.
КСР могут носить репродуктивный, реконструктивный или творческий характер. Самые простые задачи (репродуктивного типа) предполагают единственный путь решения, обозначенный в задании. Задачи реконструктивного типа предусматривают преобразование материала, его упорядочивание и систематизацию. Результатом этого этапа выступает географическое описание территории, построение графических или матричных моделей, составление аннотации к работе. Творческие задания требуют анализа проблемной ситуации, получения новой информации с помощью выбранных студентом самостоятельно средств и методов решения.
Контролируемая самостоятельная работа – традиционный вид учебной работы в вузе, но в последние годы он наполнился конкретным содержанием, приобрел разнообразные формы и методы проведения и контроля. Определилась и унифицированная структура задания по КСР. Так, задание на КСР должно содержать следующие пункты: тема, цель, форма и методы проведения, содержание, форма контроля, источники информации.
|
|
Тема и цель работы требуют ясных, кратких, четких, недвусмысленных определений, а формулировка цели, кроме того, должна преследовать приобретение новых знаний, умений и навыков. Важная часть КСР – форма и методы ее проведения.
Существует несколько вариантов самостоятельных письменных работ, выполняемых в аудитории или в домашних условиях. Это реферативные работы, эссе, где необходимо сформулировать и высказать собственную точку зрения на проблемный вопрос; географическая характеристика территории. Студентам IV–V курсов полезно давать задания по разработке методики собственных исследований
Географическое образование предусматривает выработку умений по составлению тематических, оценочных, прогнозных и многих других видов карт какого-либо определенного участка, а также производство различных картометрических работ по имеющимся картам. Полученные таким образом данные могут использоваться для построения графиков и моделей, в том числе с помощью компьютера. Моделирование может быть и отдельным заданием КСР, если для этого имеется достаточный фактический материал. Кроме того, контролируемая самостоятельная работа может проводиться с использованием интерактивных форм.
В содержательной части работы в сжатом виде дается краткий план текста или процесс выполнения картографического задания с указанием желательного конечного результата.
|
|
К настоящему моменту выработано три способа проверки работы – письменный, устный, электронный. Наиболее эффективным видом контроля является рейтинговая оценка, которая позволяет студенту самому ориентироваться, как его знания выглядят на фоне знаний однокурсников. Рейтинговая система имеет важное воспитательное значение, заставляя студента более тщательно и вдумчиво выполнять задания КСР.
Шкала рейтинговых оценок по курсу «Ландшафтоведение», разработанная на кафедре геоэкологии, приведена в таблице 1.
Таблица 1
Шкала рейтинговых оценок по курсу «Ландшафтоведение»
Расчетно-аналитические работы | Рейтинговая система оценок | ||||||||||
Модули | Часы | Вид занятий | Тема занятий | Часы | Зачетные баллы за выполнение задания | Зачетные баллы за модуль | Суммарные рейтинговые оценки | ||||
Мин | Макс | Мин. | Макс. | Мин. | Макс. | ||||||
1 модуль. История развития науки. Вертикальное и горизонтальное строение территориальных комплексов (ПТК). | Лаборатор. работа 1 | Составить карту ПТК. | |||||||||
КСР 1 | Дать характеристику ПТК, проанализировать их вертикальное и горизонтальное строение. | ||||||||||
Компьют. тестиров.. | По теме модуля | - | |||||||||
2 модуль. Развитие представления об антропогенном ландшафте, строение и характеристика природно-антропогенных комплексов (ПАК). | Лабор. работа 2 | Составить карту ПАК. | |||||||||
КСР 2,3 | Проанализировать строение и дать характеристику ПАК. | ||||||||||
Комп. тестирование | По теме модуля | - | |||||||||
3 модуль. Ландшафтное районирование. Ландшафтно-экологические исследования. | Лаборатор.работа 3 | Изучить и проанализировать структуру ПТК ландшафтного района. | |||||||||
КСР 4 | Характеристика ландшафтного района. | ||||||||||
КСР 5 | Оценить антропогенную преобразованность урочищ | ||||||||||
КСР 6 | Оценка экологического состояния ПТК | ||||||||||
Комп. тестирование | По теме модуля | ||||||||||