Урочище название | Площадь | Абсолютные высоты | Относи-тельные высоты | Геологи-ческие отложения | Мезо-рельеф | Поч- вы | Раститель-ность | |
км2 | % | |||||||
Методы контроля: проверка преподавателем, рейтинговая оценка
Основные источники информации:
1. Марцинкевич Г.И. Ландшафтоведение. Практикум.,-Мн.-2006. Электронная версия
2. Марцинкевич Г.И. Ландшафтоведение. Учебник. Мн.: БГУ 2007
3. Учебная топографическая карта (фрагмент). Масштаб 1:50 000
4. Фрагмент выполненной самостоятельно карты ПТК (лабораторная работа 1), масштаба 1: 50000
Модуль 2
2.1. Лабораторная работа 2 (4 часа)
Тема. Овладеть приемами составления карты природно-антропогенных комплексов (ПАК).
Цель работы: выработка умений выделения ПАК в ранге урочищ с использованием количественных показателей.
Материалы: фрагмент топографической карты масштаба 1:50 000,ксерокопия карты природных территориальных комплексов (лабораторная работа 1), палетка (10х10см), калькулятор.
|
|
В 70-х годах ХХ ст. в ландшафтоведении сформировалось новое направление, получившее название антропогенного ландшафтоведения. Основоположником этого направления был профессор Ф.Н. Мильков. Антропогенными ландшафтами стали называть комплексы сознательно, целенаправленно созданные человеком для выполнения тех или иных социально- экономических функций.
Антропогенные ландшафты принято разделять на техногенные (ТЛ) и природно-антропогенные (ПАЛ). Последние формируются человеком с учетом ресурсного потенциала природных ландшафтов для выполнения определенных социально-экономических функций. Сельскохозяйственная, лесохозяйственная, рекреационная и прочая деятельность сопровождается изменением главным образом биоты, но влечет за собой замену природного ландшафта природно-антропогенным.
Классификация природно-антропогенных ландшафтов Беларуси предусматривает их трехступенное ранжирование на классы, подклассы, роды. Классы ПАЛ выделяются по направлению хозяйственной деятельности человека в определенных отраслях народного хозяйства. По этому признаку обособлены: сельскохозяйственные, сельскохозяйственно-лесные, лесные, рекреационные, охраняемые ПАЛ.
Таблица 5
Критерии выделения подклассов ПАЛ по структуре земельных угодий, %
а) сельскохозяйственный класс | |||||||||
Структура угодий | Подклассы | ||||||||
пахотные | пахотно-культурно-сенокосные | лугово- пахотные | пастбищно-лугово-болотные | сенокосно-пастбищные | |||||
Пашня | >70 | 30 – 60 | 50 – 70 | до 15 | |||||
Леса | до 20 | до 20 | до 20 | до 20 | до 20 | ||||
Луга | до 10 | до 10 | 10 – 40 | 70 – 80 | |||||
Болота | до 10 | 15 – 20 | 5 – 15 | до 80 | до 15 | ||||
б) сельскохозяйственно-лесной класс | |||||||||
Структура угодий | Подклассы | ||||||||
лесополевые | сенокосно-лесополевые | пахотно-лесные | |||||||
Пашня | 50 – 70 | до 60 | 20 – 50 | ||||||
Леса | 20 – 50 | 25 – 50 | 50 – 70 | ||||||
Луга | до 10 | 10 – 30 | до 10 | ||||||
Болота | до 10 | до 10 | до 10 | ||||||
в) лесной класс | |||||||||
Структура угодий | Подклассы | ||||||||
лесохозяйственные | лесоболотные | ||||||||
Пашня | до 20 | до 15 | |||||||
Леса | >70 | ||||||||
Болота | до 10 | 15 – 30 | |||||||
Подклассы ПАЛ определяются по структуре земельных угодий и указывают на сложившиеся виды хозяйственной деятельности внутри класса. Так, подклассами сельскохозяйственных ландшафтов являются пахотные, лугово-пахотные и др., сельскохозяйственно-лесных – лесополевые, пахотно-лесные и т.д.(табл. 5). Природно-антропогенные урочища выделяются также с учетом структуры земельных угодий в предеклах природного урочища. Название подклассов урочищ формируется по двум преобладающим типам угодий. Различают, например, пахотные волнистой лессовой равнины, лесополевые камовых холмов, сенокосно-пастбищные плоской поймы, селитебно-пахотные волнистой моренной равнины и др. ПАУ. Таким образом, набор подклассов урочищ, как правило, шире набора подклассов ландшафтов, помещенных в табл.5.
|
|
Выполнение лабораторной работы начинается с оцифровки каждого контура урочищ на ксерокопии карты природных урочищ, выполненной самостоятельно.
Далее в рабочую тетрадь переносим таблицу 6 и приступаем к подсчету площадей земельных угодий с помощью палетки. Завершение этой работы производится студентами самостоятельно (КСР 2).