Тема. Подсчет структуры земельных угодий природных территориальных комплексов в ранге урочищ.
Цель: приобретение навыков расчета количественных показателей структуры земельных угодий ПТК.
Форма и методы проведения: индивидуальная письменная работа, выполняемая с использованием оборудования и по материалам лабораторной работы 2 (топографическая карта, оцифрованная карта контуров урочищ).
Содержание. Внимательно изучаем фрагмент топографической карты и сравниваем конкретный набор имеющихся угодий с предлагаемым перечнем в табл. 6 (гр. 5–22). Перечерчиваем таблицу в рабочую тетрадь. Графы 1–4 обязательные, далее отбираем по мере необходимости.
Для работы используем палетку. Помним, что масштаб карты 1:50 000, т.е. 1 см2 имеет площадь 500´500 м (0,25 км2). Сначала записываем общую площадь нашего участка в графу 1 табл. 8. Далее, используя оцифрованную карту контуров, измеряем площадь каждого контура отдельно, и заполняем графы 2 и 3. Третью графу заполняем сначала карандашом. Суммируем полученные цифры в графе 3 и сверяем результат с показателем в графе 1. Сумма площадей контуров и площадь всего участка должны совпадать. Если это условие соблюдено, то все показатели в графе 3 можно записывать ручкой.
|
|
Для заполнения графы 4 надо определить долю площади каждого контура в %% от общей площади участка. После этого приступаем к заполнению остальных граф таблицы. Для этого на карте контуров урочищ палеткой определяем площади пашни, лесов, лугов и т. д. по каждому контуру. Заполняем соответствующие графы (5, 7, 9, 11 и пр.) таблицы. Далее высчитываем долю каждого вида угодий в процентах от общей площади контура урочища. Полученные цифры записываем в графы 6, 8, 10, 12 и пр.
Таблица 6
Количественные показатели структуры земельных угодий ПТК
Общ. пл. | Кон-туры | Площадь контура | Пашня | Лес | Кустарник | Луг | Болото | Населен- ный пункт | |||||||
км2 | км2 | % | км2 | % | км2 | % | км2 | % | км2 | % | км2 | % | км2 | % | |
Окончание табл. 6
Сад | Озеро, водохранилище | Другие | Природное урочище | Природно-антропогенное урочище | Подкласс ПАУ | Класс ПАЛ | ||||
км2 | % | км2 | % | км2 | % | название | название | |||
Методы контроля: проверка преподавателем, рейтинговая оценка.
Основные источники информации:
1. Выполненные на лабораторных занятиях карты.
2. Марцинкевич Г.И., Ландшафтоведение. Мн., БГУ 2007.
|
|
3. Фрагмент топографической карты. Масштаб 1: 50 000.
2.1. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 2 (продолжение)
Тема: Разработать типологию и выполнить карту природно-антропогенных комплексов.
Цель работы: приобретение навыков составления крупномасштабной карты ПАК.
Материалы: ксерокопия топографической карты с точками, таблица 7 с заполненными графами 1-22.
Для завершения работы необходимо заполнить графы 21-24 таблицы 7. Графа 21 содержит краткое (без почвенно-растительного покрова) название природных урочищ в соответствии с ранее выполненной картой. В графу 23 записываем название подкласса ПАК, определяемое по одному-двум максимальным показателям структуры земельных угодий (в %) данного ПТК. Название природно-антропогенного урочища составляется из сведений в графе 21 и 23. Заключительный шаг – определение названия класса ПАК с учетом всех предыдущих данных по горизонтальной строке. Образцы названия классов и подклассов помещены в табл. 8.
После этого необходимо провести типологию ПАК на уровне классов и подклассов и разработать систему условных знаков для карты. Ввиду того, что на ней будут показаны только классы и подклассы ПАК, по своему содержанию и оформлению она сравнительно простая. Классы ПАК отражаются на карте методом качественного фона, подклассы показываются штриховкой. Образец оформления карты см. на рис. 5.
Рис. 5. Природно-антропогенные комплексы
Условные обозначения.
Класс ПАК | Подклассы ПАК | ||
1. | Сельскохозяйственный | Пахотный | |
Сенокосно-пастбищный | |||
2. | Сельскохозяйственно-лесной | Лесополевой | |
Пахотно-лесной | |||
3. | Лесной | Лесохозяйственный | |
Лесопочвозащитный |
2.3. КОНТРОЛИРУЕМАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 3 (2 часа)
Тема. Горизонтальное строение природно-антропогенных комплексов.
Цель: приобретение навыков анализа пространственной организации и строения природно-антропогенных комплексов.
Форма и методы проведения: индивидуальная письменная работа с построением графических моделей. Выполняется по материалам лабораторной работы 2 и контролируемой самостоятельной работы 2.
Содержание. Выполнение работы начинается с вычерчивания в рабочей тетради табл. 8. Исходные данные для ее заполнения берутся из граф 1, 3, 32, 33 табл. 7, и условных обозначений к карте ПАК (см. рис. 3).
Таблица 7
Типология природно-антропогенных комплексов по показателям структуры земельных угодий
Общ. пл. | Кон-туры | Площадь контура | Пашня | Лес | Луг | Болото | Населенный пункт | Сад | оЗЕРо | другие | Природное урочище | Природно- антропогенное урочище | Подкласс ПАЛ | Класс ПАЛ | |||||||||
км2 | км2 | % | км2 | % | км2 | % | км2 | % | км2 | % | км2 | % | км2 | % | км2 | % | км2 | % | |||||
0,3 | 0,26 | 0,01 | 0,02 | плоско- волнистой лессовой равнины | пахотный плоско- волнистой лессовой равнины | пахотный | сельско- хозяйственный | ||||||||||||||||
0,05 | 0,5 | 0,04 | 0,01 | ложбины стока | сенокосно-пастбищный ложбины стока | сенокосно-пастбищ-ный | сельско- хозяйственный | ||||||||||||||||
0,2 | 0,2 | плоской террасы | лесокультурный плоской террасы | лесокультурный | лесной | ||||||||||||||||||
0,5 | 0,05 | 0,3 | 67,6 | 0,01 | 2,4 | 0,07 | 0,02 | плоской поймы | озерно-луговой плоской поймы | сенокосно-пастбищный | рекреационный | ||||||||||||
0,04 | 0,4 | 0,03 | 0,01 | 0,01 | плоской поймы | болотно- сенокосный плоской поймы | болотно- сенокосный | сельско- хозяйственный | |||||||||||||||
3,2 | 1,7 | 1,1 | 0,12 | 0,15 | 0,05 | волнистой моренной равнины | лесополевой волнистой моренной равнины | лесо-полевой | сельско- хозяй-ственно-лесной | ||||||||||||||
0,2 | 0,05 | 0,1 | 0,04 | 0,01 | ложбины стока | пахотно-лесной ложбины стока | пахотно-лесной | сельско- хозяйственно-лесной | |||||||||||||||
0,2 | 0,12 | 0,08 | волнистой моренной равнины | Волнистой моренной равнины селитебно-пахотный | селитебно-пахотный | сельско- хозяйственный | |||||||||||||||||
0,14 | 1,4 | 0,03 | 0,11 | волнистой моренной равнины | лесо-хозяйст-венный волнистой моренной равнины | лесо- хозяй-ственный | лесной | ||||||||||||||||
0,2 | 0,2 | плоской террасы | лесокультурной плоской террасы | лесокультурный | Лесной | ||||||||||||||||||
0,5 | 0,05 | 0,3 | 67,6 | 0,01 | 2,4 | 0,07 | 0,02 | плоской поймы | озерно-луговой плоской поймы | сенокосно-пастбищ-ный | рекреационный |
В первую графу записывается общая площадь участка. Далее из легенды к карте ПАК выписываются названия всех выделенных на участке подклассов и классов. Эта информация переносится в соответствующие графы (2, 5) выполняемой таблицы. Для заполнения в ней граф. 3, 6 из табл. 7 (гр. 3, 23, 24) выбираются и суммируются данные по площади подклассов и классов ПАК. Выполнив работу по определению размеров природно-антропогенных комплексов в абсолютных величинах (км2), переходим к определению их удельного веса в % от площади всего участка. Полученные данные вписываем в графу 4, 7 заполняемой таблицы.
|
|
Таблица 8
Природно-антропогенные комплексы
площадь участка | природно-антропогенные комплексы | |||||
классы ПАК | подклассы ПАК | |||||
название | площадь | название | площадь | |||
км2 | км2 | % | км2 | % | ||
Полученные данные табл. 8 (гр. 4, 7) используются для построения диаграмм, иллюстрирующих особенности горизонтального строения ПАК. Вычерчиваются следующие круговые диаграммы.
|
|
1. Соотношение площадей классов ПАК (%).
Для выполнения диаграммы площадь участка, принимаемая за 100 %, изображается в виде круга. Он разбивается на доли, пропорциональные площади каждого класса ПАК.
2. Горизонтальное строение классов ПАК (%).
Количество диаграмм равно числу классов ПАК. В каждом классе показывается структура подклассов. Выполненные диаграммы анализируются и дается их обобщенное описание по следующему плану:
1. Факторы выделения классов и подклассов ПАК.
2. Характеристика каждого класса ПАК (географическое положение, площадь, особенности структуры земельных угодий).
3. Краткая характеристика одного из доминантных подклассов ПАК.
4. Краткая характеристика одного из субдоминантных и одного из редких подклассов ПАК.
Методы контроля: проверка преподавателем, рейтинговая оценка.
Основные источники информации:
1. Выполненная на лабораторных занятиях карта ПАК.
2. Таблица количественных показателей структуры земельных угодий ПТК.
3. Марцинкевич Г.И. Ландшафтоведение. Мн., БГУ 2007.
4. Марцинкевич Г.И. Ландшафтоведение. Практикум. Мн., 2006. Электр. версия