Этап. Аналогичное задание

Экспериментатор дает ребенку 2-й набор карточек, собранных в колоду в случайном порядке, со словами: « Ты уже научился складывать карточки. Эти – другие, но их тоже можно разложить на группы по разным признакам. Сделай это или расскажи, как можно сделать».

Не следует ни называть признаки, ни оговаривать количество групп. Участие экспериментатора может проявиться лишь в том случае, когда ребенок, выделив 1 признак, проявляет некоторую пассивность. Тогда можно, смешав карточки, задать ребенку вопрос: « А как еще можно собрать их? », стимулируя тем самым продолжение работы.

6. Обработка, интерпретация полученных данных.

Обработка результатов исследования:

1. Ориентировка (ОР) = 1 (пассивная);

2. Восприимчивость к помощи (ВП) = 4+3+1+2 = 10 (за каждый урок в основном задании по 1 баллу + за каждое проявление инертности – 1 балл);

3. Способность к логическому переносу (ЛП) = 3+4=7 (1 балл за отсутствие обобщающей формулировки в каждом из заданий + 4 балла за отсутствие переноса).

Общий числовой показатель обучаемости – «ПО»:

ПО = ОР + ВП + ЛП = 1 + 10 + 7 = 18, что соответствует уровню обучаемости УО детей.

Интерпретация результатов исследования:

Савва О. не был заинтересован в выполнении задания, не стремился довести дело до конца.

На предварительном этапе ребенок делал попытки сориентироваться в задании. Однако его ориентировка сводилась к пассивному и молчаливому разглядыванию таблицы с геометрическими фигурами.

В основном задании Савва оказался не способным провести ни 1 из классификаций самостоятельно. Наиболее сложной оказалась задача выделения формы.

Восприимчивость к помощи. Для выполнения основного задания ребенку потребовалось много «уроков-подсказок» (8 «уроков»). Для усвоения способа действия в 1 и 2 задачах Савве требовался 3-ий и даже 4-ый «урок-подсказка». Эти количественные показатели свидетельствуют о значительных трудностях в усвоении новых способов действия.

Проявление инертности. Переходя ко 2-й задаче, ребенок продолжил в своих действиях руководствоваться тем признаком группировки, который уже использовался в 1-й задаче, а при переходе к 3-ей пытался использовать признак группировки 2-й задачи. То есть, у Саввы выявлены трудности переключения.

Способность к обобщающим формулировкам – не способен, т.е. выявлена еще 1 особенность – слабость обобщающей функции речи.

В аналогичном задании Савва совершенно не понял содержание задания, воспринял его как незнакомое и новое. Его действия можно охарактеризовать как бесцельное манипулирование материалом. Логический перенос ребенок не осуществил.

7. Выводы.

Таким образом, исследование выявило следующие признаки обучаемости Саввы. Прежде всего, это слабость волевых усилий, отсутствие достаточной активности при знакомстве с новым материалом. У ребенка слабая восприимчивость к помощи, недостаточность обобщающей функции и недостаточная способность к логическому переносу.

8. Рекомендации.

Ребенок с такими показателями обучаемости (подозрение на УО), скорей всего, не сможет успешно осваивать учебную программу массовой школы. Кроме того, у него могут возникнуть патологические проявления (психопатоподобного и неврозоподобного характера) как реакция на трудности обучения. Исходя из этих причин, Савве необходимо обучаться по программе вспомогательной школы (8 вида), а также сократить имеющиеся нагрузки. Окружающим (а особенно семье) нужно посвящать ребенку гораздо большее количество времени. Педагогам необходимо помнить, что Савва работает медленно и это рекомендуется учитывать при организации учебного процесса. Помимо этого, для данного ребенка желателен индивидуальный процесс обучения, т.к. даже фронтальные занятия в связи с нарушением волевых процессов, речи и медленным темпом работы, будут крайне тяжело ему даваться.

Основные направления коррекционной и развивающей работы:

o развитие волевых процессов;

o развитие функции обобщения;

o развитие и коррекция когнитивных процессов;

o развитие речи (в том числе, и в связи с двуязычием);

o возможно, коррекция личностных нарушений.

Необходимо срочное динамическое обследование для оценки эффективности предложенных программ обучения и работы специалистов.

Перечень дополнительных специалистов для оказания помощи ребенку:

o логопед (развитие речи);

o психиатр (с целью уточнения диагноза и причин).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: