Само название изучаемой нами науки психология переводится как "наука о душе". Поэтому первые психологические воззрения были связаны с религиозными представлениями людей.
Изучение и объяснение души является первым этапом в становлении психологии. Но ответить на вопрос, что такое душа, оказалось не так-то просто.
Представители идеалистической философии рассматривают психику как нечто первичное, существующее самостоятельно, независимо от материи. Они видят в психической деятельности проявление нематериальной, бесплотной и бессмертной души, а все материальные вещи и процессы толкуют либо как наши ощущения и представления, либо как некоторое загадочное проявление «абсолютного духа», «мировой воли», «идеи».
Материалистическое понимание психики отличается от идеалистических воззрений тем, что с этой точки зрения психика — вторичное, производное от материи явление. Так, Гераклит (530- 470 гг. до н. э.) и Демокрит (460-370 гг) считали, что душа — это материальное вещество, которое состоит из атомов огня, шарообразных, легких и очень подвижных.
|
|
Аристотель (384-322 гг. до н. э.), величайший древнегреческий ученый, выделил растительную, животную и разумную души. Этим разделением была подчеркнута специфика психики человека, и психическое стало соотноситься с внутренним миром человека: его познанием, переживаниями, поступками.
Впоследствии понятие "душа" все более сужалось до отражения преимущественно идеальных проблем человека. Основы такого понимания души были заложены в Древней Индии. Так, в текстах Вед (II тыс. до н. э.) обсуждалась проблема души прежде всего как этическая. Утверждалось, что для достижения блаженства человеку необходимо совершенствоваться путем правильного поведения.
Этические аспекты души впервые наиболее ярко были раскрыты учеником Сократа (470-399 гг. до н. э.) — Платоном (427-347 гг. до н. э.). По его мнению, душа существует наряду с телом и независимо от него. Душа — начало незримое, возвышенное, божественное, вечное. Тело — начало зримое, низменное, преходящее, тленное. Душа и тело находятся в сложных взаимоотношениях. По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом.
Рене Декарт (1569-1650). Согласно его представлениям, знания должны строиться на непосредственно очевидных данных; сначала надо все подвергнуть сомнению, в том числе и достоверность информации, получаемой органами чувств.
Отсюда и известное выражение, принадлежащее Декарту " Мыслю - значит, существую".
Причина поведенческой активности человека лежит вне его и определяется внешними факторами, а сознание не принимает участия в регуляции поведения. Поэтому в своем учении он утверждает, что существуют две независимые друг от друга категории — материя и дух.
В истории психологии это учение получило название "дуализм".
Основными представителями этого направления в психологии являются В. Вундт, Г. Эббингауз, Г. Спенсер, Т. Рибо, А. Бине и У. Джемс.