Методика и страноведение

Страноведение – следующая базисная для методики на­ука, предметом которой является совокупность сведений о стра­не изучаемого языка. Страноведение дает представление о со­циально-экономическом положении страны и народа, язык которого стал предметом изучения, об обычаях, традициях, культурных ценностях, присущих данному народу. Будучи на­учной дисциплиной в системе прежде всего географических наук, страноведение занимается комплексным изучением стран и регионов. На занятиях по языку использование страновед­ческой информации носит прикладной характер. Она включа­ется в систему занятий в процессе знакомства учащихся с со­держанием и формами речевого общения носителей изучаемо­го языка. Такая информация обеспечивает не только познавательные, но и коммуникативные потребности учащих­ся, способствуя формированию коммуникативной и социокуль­турной компетенции. Страноведческая информация включает­ся также в содержание специальных лекционных курсов, зна­комящих со страной изучаемого языка. С середины XX столетия для страноведческой информации, включаемой в практический курс языка, стали использовать термин лингвострановедческая, что связано с появлением новой научной дисциплины – лингвострановедение. Эту об­ласть знания определяют как страноведчески ориентированную лингвистику, изучающую иностранный язык в сопоставлении с родным. Объектом же рассмотрения при этом выступает язык как носитель культуры изучаемого языка. Возникновение тер­мина было связано с выходом книги Е.М. Верещагина и В.Г. Костомарова «Язык и культура» (М., 1973). В ней речь шла об использовании страноведческих фактов в процессе изучения языка, а объектом этой дисциплины стали приемы ознакомле­ния учащихся с новой для них культурой. Лингвострановеде­ние первоначально трактовалось как область методики, связан­ная с исследованием путей и способов ознакомления иностран­ных учащихся с действительностью страны изучаемого языка в процессе изучения языка и через посредство этого языка. В 1990-е гг. произошло уточнение содержания лингвострановедения, которое стало трактоваться как методическая дисциплина, ре­ализующая практику отбора и презентации в учебном процес­се по языку сведений о национально-культурной специфике ре­чевого общения носителя языка с целью формирования комму­никативной компетенции.

Проблематику лингвострановедения составляют два кру­га вопросов.

1. Лингвистический. Он касается анализа единиц языка с це­лью выявления заключенного в них национально-культурного смысла. В этой связи объектами изучения на занятиях стано­вятся: безэквивалентная лексика (т.е. лексические единицы, не имеющие равнозначных соответствий в родном языке учащих­ся, например советизмы, слова нерусского происхождения, фольклорная лексика и др.); невербальные средства общения (действия, передаваемые с помощью мимики и жестов, имею­щие значения и сферы употребления, отличные от употребле­ний, принятых в родном языке); фоновые знания, характерные для говорящих на родном языке и обеспечивающие речевое об­щение на этом языке; языковая афористика и фразеология, кото­рые рассматриваются на занятиях с точки зрения отражения в них культуры, национально-психологических особенностей, опы­та людей, говорящих на неродном для учащихся языке.

2. Методический. Он касается приемов введения, закрепле­ния и активизации специфичных для изучаемого языка единиц национально-культурного содержания, извлекаемых из читае­мых на занятиях текстов. В этой связи овладение приемами лингвострановедческого прочтения и анализа текстов является од­ной из задач обучения.

Как видно из сказанного выше, методика преподавания иностранного языка, будучи самостоятельной научной дисцип­линой, в то же время в своем развитии всегда опиралась на многие другие научные дисциплины, которые обогащают ее содер­жание и обеспечивают научные основы этой педагогической по своей сути науки.

Для современного этапа развития методики характерно уг­лубление ее связи с науками, возникающими на стыке базис­ных для методики дисциплин и обеспечивающих междисцип­линарный характер методики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: