Равновесие потребителя. Второй закон Госсена

Равновесный (оптимальный) набор продуктов – это набор на бюджетной линии, который обеспечивает потребителю максимальную полезность.

Точка касания кривой безразличия с бюджетной линией означает положение равновесия потребителя. Равновесие потребителя наступает тогда, когда у него отсутствуют стимулы изменять потребительский набор благ. Это значит, что в данном состоянии достигается максимально возможный результат, т.е. максимальная полезность, наибольшее удовлетворение потребностей.

Можно привести несколько эквивалентных условий равновесия потребителя.

1. Отношение цен товаров равно предельной норме замещения:

px/py = MRS.

2. Отношение цен товаров равно соответствующему отношению предельных полезностей:

px/py = MUx/MUy.

3. Предельная полезность, отнесенная к цене товара, одинакова для всех товаров:

MUx/px = MUy/py.

4. Условие равновесия состоит в равенстве предельных полезностей обоих продуктов:

MUx = MUy.

Данное утверждение называют вторым законом Госсена. Его суть состоит в том, что потребитель должен распределить имеющееся в его распоряжении время между двумя продуктами таким образом, чтобы в случае увеличения данного промежутка времени на единицу ему было бы безразлично, какой из двух продуктов потреблять в дополнительное время, поскольку единица каждого из них доставит ему равную добавочную полезность.

До сих пор мы предполагали, что цены, доходы и другие факторы, определяющие поведение потребителя, достоверно нам известны. Однако в большинстве случаев потребитель сталкивается с фактором неопределенности: он может не обладать достоверной информацией о своих будущих доходах и о тех ценах, которые установятся на рынке. В большинстве случаев мы можем только прогнозировать предполагаемое состояние рынка. Потребители, поэтому, вынуждены учитывать эту неопределенность в своих решениях и оценивать степень риска при анализе альтернативных вариантов.

В условиях неопределенности для количественной оценки риска учитывают два момента:

1) возможные последствия какого-либо решения;

2) вероятность этих последствий.

Вероятность представляет собой возможность получения определенного результата. Существует объективный метод оценки вероятности, основанный на вычислении частоты, с которой происходят некоторые события. Существует и субъективный метод, связанный с личным опытом оценивающего. При субъективном подходе возможно существование различных оценок вероятности одного и того же события различными категориями потребителей. Рассмотрим три наиболее часто встречающихся типа потребителей.

1. Осторожные - характеризуются нерасположенностью к риску и соглашаются на рискованные ситуации лишь за дополнительный доход (благо-антиблаго, если на горизонтали – риск, а на вертикали - доход).

2. Нейтральные – нейтрально относятся к риску и оценивают как одинаково предпочтительные ситуации, имеющие одинаковые ожидаемые доходы, но различные степени риска (горизонтальная линия).

3. Игроки – расположены к риску, готовы оценить как более предпочтительные ситуации с высокой степенью неопределенности (например, особо рискованные формы предпринимательства) (антиблаго-антиблаго).

Несмотря на то, что иногда люди выбирают более рискованные альтернативы, тем не менее, большинство потребителей относятся к противникам риска и готовы затрачивать определенные средства, чтобы этот риск минимизировать.

К наиболее важным способам минимизации риска относят:

· диверсификацию риска;

· страхование риска;

· использование дополнительной информации при принятии своего решения.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: