Перечень органов исполнительной власти

· Исполнительно-распорядительные органы местной власти;

· Административные комиссии и комиссии по делам несовершеннолетних при исполкомах местной власти или местной администрации;

· Суды и судьи;

· Милиция;

· Органы пожарного, санитарно-эпидемиологического, ветеринарного, рыбного, охотничьего, лесного, технического надзора, госпроматомэнергонадзора;

· Инспекции транспортная, труда, таможенная, электросвязи, налоговая, ценовая, земельная, финансовая, стандартизации, метрологии и сертификации;

· Комитет государственного контроля;

· Национальный банк Республики Беларусь и др.

Непосредственный контроль и надзор за исполнением и соблюдением действующего законодательства в различных сферах общества и государства осуществляют должностные лица – уполномоченные вышеперечисленных служб и ведомств – инспекторы, контролеры, ревизоры. Они наделены правом привлечения нарушителей законодательства к административной ответственности.

Основным нормативно-правовым актом в части привлечения граждан к административной ответственности является Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (КоАП РБ).

2. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ

Кодекс РБ об административных правонарушениях направлен на предупреждение административных правонарушений. Его задачами являются защита человека, его прав и свобод, законных интересов, прав юридических лиц, окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка, а также защита установленного правопорядка от административных правонарушений.

Административной ответственности в случаях признания виновными подлежат физические и юридические лица, а также находящиеся на территории РБ иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица. Они являются субъектами Кодекса республики Беларусь об административных правонарушениях.


Административным правонарушением признается противоправное виновное (умышленное или неосторожное) деяние (действие или бездействие), за которое установлена административная ответственность.

Административным правонарушением может быть деяние в виде:

1) оконченного административного правонарушения;

2) покушения на административное правонарушение.

Административное правонарушение не представляет значимой общественной опасности, однако любое нарушение должно быть наказуемо для обеспечения законности и правопорядка.

Соучастниками административного правонарушения признаются организаторы и пособники.

Виновным в совершении административного правонарушения может быть признано лишь вменяемое физическое лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.

Административная ответственность основывается на принципах законности, равенства перед законом, неотвратимости ответственности, виновной ответственности, справедливости и гуманизма.

Административной ответственности подлежат лица с 16 лет, а за некоторые правонарушения, граничащие с преступлением – с 14 лет.

К обстоятельствам, исключающим признание деяния административным правонарушением, относятся:

Ø Необходимая оборона;

Ø Причинение вреда при задержании физического лица, совершившего преступление или административное правонарушение;

Ø Крайняя необходимость;

Ø Обоснованный риск.

3. ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ВЗЫСКАНИЙ

Административное взыскание является мерой административной ответственности и призвано способствовать восстановлению справедливости.

За совершение административных правонарушений применяются следующие виды административных взысканий.

1. Предупреждение – состоит в письменном предостережении о недопустимости противоправного поведения (в протоколе, в талоне предупреждений водителя) (применяется как основное административное взыскание).

2. Штраф – денежное взыскание на физическое лицо до 50 базовых величин, на индивидуального предпринимателя – до 200 базовых величин, на юридическое лицо – до 1000 базовых величин (применяется как основное взыскание).

3. Исправительные работы – на срок от 1 до 2 месяцев по основному месту работы физического лица, освобожденного от уголовной ответственности, с удержанием в доход государства 20 % зарплаты (применяется как основное взыскание).

4. Административный арест – содержание в условиях изоляции на срок до 15 суток (применяется как основное взыскание).

5. Лишение специального права – за грубое нарушение этим правом – на срок от 6 месяцев до 3 лет (водительского удостоверения, права охоты) (применяется как основное или дополнительное взыскание).

6. Лишение права заниматься определенной деятельностью – на срок от 6 месяцев до 1 года (лишение лицензии на специальные виды деятельности) (применяется как основное или дополнительное взыскание).

7. Конфискация – принудительное безвозмездное обращение в собственность государства дохода, предмета, орудий и средств, принадлежащих лицу, совершившему правонарушение (применяется как дополнительное взыскание).

8. Депортация – административное выдворение за пределы РБ (применяется как основное или дополнительное взыскание).

9. Взыскание стоимости предмета административного правонарушения – принудительное изъятие и обращение в собственность государства денежной суммы, составляющей стоимость предметов, товаров и транспортных средств (применяется как дополнительное административное взыскание).

При наложении административного взыскания на физическое лицо учитывается:

- характер совершенного административного правонарушения;

- обстоятельства его совершения;

- личность физического лица;

- степень вины;

- характер и размер причиненного ущерба;

- имущественное положение;

- обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность.

Наложение административного взыскания не освобождает от исполнения обязанности, за неисполнение которой было наложено указанное взыскание.

При совершении физическим лицом двух или более административных правонарушений взыскания налагаются за каждое в отдельности.

Административное взыскание может быть наложено не позднее 2 месяцев со дня его совершения, а длящегося – не позднее 2 месяцев со дня его обнаружения; против экологической безопасности – не позднее 6 месяцев после его совершения, за налоговое – не позднее 1 года со дня его совершения, за неуплату налогов – не позднее 3 лет со дня совершения.

Физическое или юридическое лицо обязаны возместить вред, причиненный административным правонарушением.

Физическое лицо может быть освобождено от административной ответственности при малозначительности правонарушения, С учетом обстоятельств, смягчающих ответственность, в связи с примирением с потерпевшим, а также освобождено или заменено более мягким взысканием вследствие болезни.

ОТВЕТСВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

На несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет не может налагаться административное взыскание в виде административного ареста, а на несовершеннолетних в возрасте от 14 до 16 лет не могут налагаться также административные взыскания в виде штрафа (за исключением случаев, когда они имеют свой заработок, стипендию и (или) иной собственный доход) или исправительных работ. На несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет может налагаться административное взыскание в виде предупреждения независимо от того, предусмотрено ли оно в санкции соответствующей статьи КоАП РБ.

ПЕРЕЧЕНЬ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ, ЗА НАРУШЕНИЕ КОТОРЫХ

ПРЕДУСМОТРЕНА АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСВЕННОСТЬ

Кодексы:

- трудовой; земельный; жилищный; таможенный; налоговый; банковский; инвестиционный; избирательный.

Законодательства:

- экологическое; антимонопольное; антиалкогольное; валютное; о предпринимательстве; о религиозных организациях.

Правила:

- санитарии; радиационной безопасности; охоты; рыбной ловли; пользования энергией и газом в быту; пожарной безопасности; об оружии; о боеприпасах; о взрывчатых веществах; о наркотиках; о психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществах; дорожного движения; торговли; бухгалтерского учета; о радиопередающих устройствах; полетов; о железнодорожном, речном транспорте; пользования общественным пассажирским транспортом; поведения в общественных местах; об электросвязи; о газопроводах и нефтепроводах; паспортной системы; воинского учета; пограничного режима и др.

Особенная часть Кодекса РБ об административных правонарушениях включает следующие главы:

Глава 9. Административные правонарушения против здоровья, чести и достоинства человека, прав и свобод человека и гражданина.

Глава 10. Административные правонарушения против собственности.

Глава 11. Административные правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг и банковской деятельности.

Глава 12. Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности.

Глава 13. Административные правонарушения против порядка налогообложения.

Глава 14. Административные правонарушения против порядка таможенного регулирования (административные таможенные правонарушения).

Глава 15. Административные правонарушения против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования.

Глава 16. Административные правонарушения против здоровья населения.

Глава 17. Административные правонарушения против общественного порядка и общественной нравственности.

Глава 18. Административные правонарушения против безопасности движения и эксплуатации транспорта.

Глава 19. Административные правонарушения в области охраны историко-культурного наследия.

Глава 20. Административные правонарушения против порядка использования топливно-энергетических ресурсов.

Глава 21. Административные правонарушения против порядка архитектурной и градостроительной деятельности, строительства и благоустройства.

Глава 22. Административные правонарушения в области связи и информации.

Глава 23. Административные правонарушения против порядка управления.

Глава 24. Административные правонарушения против правосудия и деятельности органов уголовной и административной юрисдикции.

Глава 25. Административные правонарушения против порядка приписки граждан к призывным участкам, призыва на военную службу и воинского учета.

4. ОБЩИЕ ПРАВИЛА НАЛОЖЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ

ВЗЫСКАНИЙ

Для рассмотрения дела об административной ответственности составляется протокол. В необходимых случаях востребуются доказательства, показания свидетелей и потерпевших, заключение экспертизы.

При составлении протокола нарушителю объясняются его права и обязанности. Правонарушитель имеет право ознакомиться с содержанием протокола, внести пояснения и замечания по содержанию, объявить мотивы неподписания протокола.

Протокол не составляется, если за данное правонарушение предусмотрен штраф до 1 базовой величины, и если он уплачивается на месте, то в этом случае выдается квитанция установленного образца.

Задержание правонарушителя производится в случаях:

- невозможности составить протокол на месте правонарушения;

- отсутствия документов, удостоверяющих личность правонарушителя;

- при совершении определенных административных правонарушений.

При задержании возможен личный досмотр, досмотр вещей и изъятие вещей и документов. Задержание имеют право производить милиция, погранвойска, военизированная охрана, ВАИ, таможенные органы. Срок задержания – до 3 часов со времени доставки в отделение милиции или исполком местного органа власти, но срок может быть продлен решением начальника до 72 часов.

В случае задержания несовершеннолетнего немедленно сообщается его родителям, усыновителям, опекунам или попечителям.

Дела об административных правонарушениях рассматриваются в 15-дневный срок. По отдельным правонарушениям установлены более короткие сроки производства.

Предупреждение и штраф имеют право накладывать должностные лица, имеющие соответствующие полномочия. Все остальные административные взыскания налагаются только судом.

В производстве по делу могут участвовать потерпевший, законные представители, адвокат, свидетель, эксперт, переводчик.

Постановление о наложении штрафа должно быть исполнено в 15-дневный срок. В этот же срок должен быть возмещен нанесенный материальный вред.

Обжаловать постановление можно в 10-дневный срок. Подача жалобы приостанавливает решение о взыскании до рассмотрения жалобы по ее существу. Постановление о вынесении предупреждения и административного ареста обжалованию не подлежат. Постановление по делу может быть опротестовано прокурором. Жалоба и протест на постановление рассматриваются в 10-дневный срок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: