Нормативные правовые основы реализации информационно-коммуникативных технологий в системе социальной защиты населении

Живопись. Живопись этого периода постепенно отходит от канонов (образцов).

В живописи выделяется творчество великих художников: Феофана Грека (1340-1410) и Андрея Рублева (1375/1380-1428).

Феофан, приехавший из Византии, работал в Новгороде и Москве во второй половине XIV-начале XV века. Для его фресок и икон характерна особая эмоциональная напряженность, насыщенность цвета (росписи церкви Спаса на Ильине в Новгороде; икона «Преображение»).

Андрей Рублев представитель московской школы иконописи. Вместе с Ф.Греком расписывал Благовещенский собор. Кисти Андрея Рублева принадлежат росписи Троицкого собора в Троице-Сергиевом монастыре. Самым известным произведением стала икона «Троица», написанная для Троицкого собора. «Троица» проникнута идеей единства, согласия и любви.

Нормативные правовые основы реализации информационно-коммуникативных технологий в системе социальной защиты населении

В России Концепция формирования информационного обществабыла разработана еще в 1999 г. В ней были сформулированы предпосылки,особенности и возможные пути перехода России к информационному обществу,некоторое социально-культурное обоснование выбранного пути, основныенаправления реализации перехода к информационному обществу и первоочередныезадачи государственной политики.

Правовые основы формирования информационного общества и электронного правительства в России закреплены на сегодняшний день рядом базовых федеральных законов («Об информации, информационных технологиях и защите информации», «О связи», «О средствах массовой информации», «О государственной тайне», «О персональных данных» «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», «Об электронной подписи» и другие), но еще предстоит большая законотворческая работа.

Среди основных задач Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002–2010 годы)» были обозначены: обеспечение открытости в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления общедоступности государственных информационных ресурсов; создание условий для эффективного взаимодействия между органами государственной власти, гражданами и организациями на основе использования информационных и коммуникационных технологий.

Любой гражданин или организация должны иметь возможность ознакомиться с деятельностью этих органов, внести свои пожелания, предложения, жалобы, задать вопросы, заполнить необходимые формы, принять участие в конкурсе и многое другое. На сегодня самым удобным способом для этого является интернет, и поэтому от того, насколько успешно будут организованы веб-порталы органов государственной власти и местного самоуправления, социозащитных учреждений, в немалой степени будет зависеть качество предоставления социальных услуг.

В числе государственных мер социальной поддержки граждан важнейшей признается реализация их социально-культурных прав, обеспечение равного доступа к информации и достижениям отечественной и зарубежной культуры и искусства.

Современные подходы к государственной информационной политике нашли отражение в ряде федеральных программ и концепций. В 2011 году информатизация органов государственной власти России вступила в новую фазу – стартовала государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)», призванная повысить эффективность взаимодействия государства и общества.

В настоящее время в числе приоритетных направлений внедрения информационно-коммуникационных технологий в органах государственной власти – создание «электронного правительства» на федеральном и региональном уровне, внедрение электронного документооборота, создание национальной программной платформы и др.

Однако на пути решения поставленных задач возникает немало сложностей.

В результате должна сформироваться новая организация государственного управления – электронное правительство. Его основные элементы: центры обработки данных, сети передачи данных, базовые информационные системы, система межведомственного электронного взаимодействия (обеспечивает подключение и взаимодействие ведомственных информационных систем), система идентификации и авторизации (обеспечивает доступ к сервисам электронного правительства) и другие. В ведомствах снижаются объемы бумажного документооборота, а в будущем органы власти полностью откажутся от бумажек и бумажной волокиты[1].

Деятельность по созданию электронного правительства позволила по-новому взглянуть на организацию деятельности правительства и конкретных ведомств. Информационные технологии позволяют использовать новые методы управления и повысить общую эффективность работы органов власти. Кроме того, информационно-технологическая модернизация властных структур может дать ощутимый экономический эффект.

Исходя из этого, в Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства сформулированы следующие его цели:

1) повышение качества и доступности предоставляемых организациям и гражданам государственных услуг, упрощение процедуры и сокращение сроков их оказания, снижение административных издержек со стороны граждан и организаций, связанных с получением государственных услуг, а также внедрение единых стандартов обслуживания граждан;

2) повышение открытости информации о деятельности органов государственной власти и расширение возможности доступа к ней и непосредственного участия организаций, граждан и институтов гражданского общества в процедурах формирования и экспертизы решений, принимаемых на всех уровнях государственного управления;

3) повышение качества административно-управленческих процессов;

4) совершенствование системы информационно-аналитического обеспечения принимаемых решений на всех уровнях государственного управления, обеспечение оперативности и полноты контроля за результативностью деятельности органов государственной власти и обеспечение требуемого уровня информационной безопасности электронного правительства при его функционировании.

Для достижения указанных целей предполагается обеспечить:

1) развитие и широкое применение в деятельности органов государственной власти средств обеспечения доступа организаций и граждан к информации о деятельности органов государственной власти, основанных на использовании современных информационно-коммуникационных технологий;

2) предоставление государственных услуг с использованием многофункциональных центров и сети Интернет на основе создания единой инфраструктуры обеспечения межведомственного автоматизированного информационного взаимодействия и взаимодействия органов государственной власти с организациями и гражданами;

3) создание защищенной системы межведомственного электронного документооборота;

4) внедрение ведомственных информационных систем планирования и управленческой отчетности в рамках создания единой государственной системы контроля результативности деятельности органов государственной власти по обеспечению социально-экономического развития Российской Федерации;

5) формирование нормативной правовой базы, регламентирующей порядок и процедуры сбора, хранения и предоставления сведений, содержащихся в государственных информационных системах, обмена информацией в электронной форме между государственными органами, организациями и гражданами, а также контроль за использованием государственных информационных систем.

Необходимо отметить, что в соответствии с рассматриваемой Концепцией, предполагается доступ пользователей к сайтам государственных органов в сети Интернет и интерактивным сервисам. Если рассматривать эти требования применительно к системе социальной защиты населения, ориентированной, в том числе, на граждан, имеют различные физические недостатки (слух, зрение, ограничения в подвижности и др.), то именно для них данная система будет являться максимально комфортной, а электронные формы взаимодействия – наиболее удобным или даже единственным способом доступа к государственным сервисам. Для клиентов учреждений социальной поддержки будет функционировать единая информационно-справочную система, включающая единый реестр государственных услуг, предоставляемых организациям и гражданам, и содержащий информацию об условиях их получения, а также общий справочник общественных приемных, центров приема и обслуживания граждан государственными органами с указанием телефонов, времени приема и ответственных должностных лиц и порядка обжалования действий (бездействий) сотрудников государственных органов при выполнении ими обязанностей по предоставлению государственных услуг. Данная система предназначена для обработки запросов со стороны граждан, поиска и определения ответственного государственного органа за предоставление государственной услуги или более подробной информации, а также доведения этой информации до сведения заявителя в режиме реального времени и включает в себя единый федеральный интернет-портал государственных услуг и федеральный центр обработки телефонных вызовов.

Единое информационно-правовое пространство, обеспечивает пра­вовую информированность всех структур общества и каждого гражданина в от­дельности. На сегодняшний день остро ощущается дефицит даже элементарных информационно-юридических услуг, который наряду с другими факторами оказывает весьма серьезное негативное влияние на общественное правосозна­ние и правопорядок в России. По статистике ежемесячно в стране принимается около 2 тыс. нормативных актов. Отсутствие развитой информационной сис­темы в правовой сфере и, как следствие, недоступность информации лишает граждан возможности эффективно защищать свои права, участвовать через де­мократические институты в принятии решений.

Правовая информатизация в России (процесс создания оптимальных ус­ловий максимально полного удовлетворения информационно-правовых по­требностей государственных и общественных структур, предприятий, органи­заций, учреждений и граждан на основе эффективной организации и использо­вания информационных ресурсов с применением прогрессивных технологий[2]) началась в 1993 г. с утверждением соответствующей Концепции. На сегодняш­ний день в федеральных и региональных органах государственной власти соз­дана и эксплуатируется единая автоматизированная система сбора, обработки и распространения текстов нормативных документов в электронном виде. Однако мы убеждены, что без решения проблемы создания системы обеспечения сво­бодного доступа всего населения к правовой информации формирование пра­вового государства и гражданского общества в России невозможно. Уполномо­ченный по правам человека в Пермском крае Т.И. Марголина отмечает, что не­доступность информации о действующем законодательстве, юридическое не­вежество порождают правовой нигилизм и нестабильность в обществе[3]. Пока граждане не имеют возможности свободно получать информацию о своих пра­вах и обязанностях.

Думается, что решению этой проблемы может способствовать прак­тика, аналогичная реализовывавшейся с 1998 г. межведомственной Программе формирования общероссийской сети публичных центров правовой информации на базе общедоступных библиотек. Услуги публичных центров правовой ин­формации адресованы прежде всего тем гражданам, для которых приобретение собственного компьютера и дорогостоящей юридической базы данных по оп­ределенным причинам невозможно - учащимся, студентам, пенсионерам, до­мохозяйкам, начинающим предпринимателям. Эти категории населения полу­чили реальную возможность оперативно и бесплатно ознакомиться с законода­тельством в условиях формирования правовых основ общества новой России. В настоящее время сеть публичных центров правовой информации включает око­ло 1200 пунктов, расположенных в библиотеках - единственных учреждениях социально-культурной сферы, доступных для всех.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: