Первым признаком, позволяющим классифицировать системы массового обслуживания, является поведение требований, поступивших в обслуживающую систему в тот момент, когда все обслуживающие аппараты заняты. Выделяются следующие типы систем:
а) системы с потерями или отказами (если нет свободного аппарата, заявка покидает систему не обслуженной);
б) системы с ожиданием или без потерь (заявки дожидаются обслуживания в очереди);
в) смешанные системы (заявки присоединяются к очереди, если она не больше определенной длины, или покидают очередь не обслуженными, если закончилось допустимое время ожидания).
Второй признак – все системы массового обслуживания могут быть подразделены в зависимости от количества обслуживающих аппаратов на системы с ограниченным (конечным) и с неограниченным числом обслуживающих аппаратов.
Третий признак – СМО подразделяются по числу требований, которые одновременно могут находиться в обслуживающей системе, на системы с ограниченным и неограниченным потоком требований. В замкнутых системах источники требований находятся внутри системы, а в разомкнутых – вне её.
Четвертый признак – СМО могут подразделяться в зависимости от дисциплины обслуживания на системы с упорядоченной очередью, с неупорядоченным (случайным) выбором из очереди и с приоритетом обслуживания.