Франчайзинг получил широкое распространение в индустрии

безалкогольных напитков, продаваемых в бутылках (≪Кока-Кола≫,

≪Пепси≫ и др.). В 1930-х годах франчайзинговая система распро-

Стэнворт Дж., Смит Б. Франчайзинг в малом бизнесе: Пер. с англ. / Под ред.

Л.Н. Павловой. - М.: Аудит; ЮНИТИ, 1996. - С. 12.

Раздел I. Предприятие в условиях рыночной экономики

Странилась на нефтеперерабатывающие компании и бензозаправоч-

Ные станции США и стала стремительно развиваться во всем мире.

При этом франчайзер получал выгоду от быстрого роста при огра-

Ниченном риске, а франчайзи —от того, что включался в прове-

Ренную, хорошо зарекомендовавшую себя коммерческую систе-

Му. В 1977 г. была создана Британская франчайзинговая ассоциа-

Ция (БФА), а вслед за ней —Международная ассоциация франчай-

Зинга МАФ (International Franshising Association).

Как считает В.А. Рубе, первопроходцем на франчайзинговом

рынке в России явилась фирма ≪Кодак≫, которая открыла здесь в

Г. первую экспресс-лабораторию1. В настоящее время их на-

Считывается более 500. Другая наиболее распространенная и ус-

Пешно действующая франчайзинговая система в России —фирма

≪1С≫ (разработка и обслуживание бухгалтерских программ). Непосред-

ственно сама фирма продает лишь 5% своего продукта, остальную его

Часть она распространяет через 800 фирм-операторов по всей Рос-

Сии. За 1997 г. объем продаж этих фирм превысил 12 млн долл.

И все же наиболее широкое распространение в России фран-

Чайзинговая система получила в отрасли быстрого питания. Мос-

Ковский рынок быстрого питания почти на 1/3 заполнен иностран-

Ными франчайзинговыми фирмами. Большое развитие этот рынок

Получает и на периферии. Речь идет о франчайзинговой сети кафе-

мороженых ≪Баскин-Робинс≫ и российско-канадском предприятии

≪Москва-Макдоналдс≫. По данным самой фирмы, ею инвестировано

в ≪Маккомплекс≫ 45 млн долл. США. Система ≪Маккомплекс≫ —это

Современный пищеперерабатывающий и распределительный центр,

В котором работают мясная и молочная линии, пекарня, отдел кон-

троля качества. Свыше 75% необходимого сырья и продукции заку-

Пается более чем у 100 российских поставщиков.

Предприятие-франчайзи функционирует как частица единой

Системы, организованной франчайзером. В США в настоящее вре-

Мя свыше полумиллиона предприятий действуют в рамках льготно-

Го предпринимательства, и их доля по сравнению с самостоятель-

Ными предприятиями неуклонно растет.

В целях распространения франчайзинга владельцы крупных

Фирм периодически проводят выставки, чтобы привлечь потенци-

Альных покупателей права на льготное предпринимательство. В на-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: