безалкогольных напитков, продаваемых в бутылках (≪Кока-Кола≫,
≪Пепси≫ и др.). В 1930-х годах франчайзинговая система распро-
Стэнворт Дж., Смит Б. Франчайзинг в малом бизнесе: Пер. с англ. / Под ред.
Л.Н. Павловой. - М.: Аудит; ЮНИТИ, 1996. - С. 12.
Раздел I. Предприятие в условиях рыночной экономики
Странилась на нефтеперерабатывающие компании и бензозаправоч-
Ные станции США и стала стремительно развиваться во всем мире.
При этом франчайзер получал выгоду от быстрого роста при огра-
Ниченном риске, а франчайзи —от того, что включался в прове-
Ренную, хорошо зарекомендовавшую себя коммерческую систе-
Му. В 1977 г. была создана Британская франчайзинговая ассоциа-
Ция (БФА), а вслед за ней —Международная ассоциация франчай-
Зинга МАФ (International Franshising Association).
Как считает В.А. Рубе, первопроходцем на франчайзинговом
рынке в России явилась фирма ≪Кодак≫, которая открыла здесь в
Г. первую экспресс-лабораторию1. В настоящее время их на-
Считывается более 500. Другая наиболее распространенная и ус-
Пешно действующая франчайзинговая система в России —фирма
≪1С≫ (разработка и обслуживание бухгалтерских программ). Непосред-
ственно сама фирма продает лишь 5% своего продукта, остальную его
Часть она распространяет через 800 фирм-операторов по всей Рос-
Сии. За 1997 г. объем продаж этих фирм превысил 12 млн долл.
И все же наиболее широкое распространение в России фран-
Чайзинговая система получила в отрасли быстрого питания. Мос-
Ковский рынок быстрого питания почти на 1/3 заполнен иностран-
Ными франчайзинговыми фирмами. Большое развитие этот рынок
Получает и на периферии. Речь идет о франчайзинговой сети кафе-
мороженых ≪Баскин-Робинс≫ и российско-канадском предприятии
≪Москва-Макдоналдс≫. По данным самой фирмы, ею инвестировано
в ≪Маккомплекс≫ 45 млн долл. США. Система ≪Маккомплекс≫ —это
Современный пищеперерабатывающий и распределительный центр,
В котором работают мясная и молочная линии, пекарня, отдел кон-
троля качества. Свыше 75% необходимого сырья и продукции заку-
Пается более чем у 100 российских поставщиков.
Предприятие-франчайзи функционирует как частица единой
Системы, организованной франчайзером. В США в настоящее вре-
Мя свыше полумиллиона предприятий действуют в рамках льготно-
Го предпринимательства, и их доля по сравнению с самостоятель-
Ными предприятиями неуклонно растет.
В целях распространения франчайзинга владельцы крупных
Фирм периодически проводят выставки, чтобы привлечь потенци-
Альных покупателей права на льготное предпринимательство. В на-