Альному исследованию МАФ в сфере услуг будут продолжаться специа-
Лизация и выделение новых рыночных ниш. Такие услуги, как ремонт
Жилищ, дизайн интерьеров и реализация дизайнерских проектов, уход
За газонами, услуги в области жилья, уход за детьми, услуги в области
Воспитания и образования, наряду с некоторыми видами бизнес-услуг
Станут первоочередными областями применения франчайзинга.
Активные процессы слияний и поглощений, при которых неболь-
Шие сети объединяются друг с другом, но в конечном счете поглоща-
Ются гигантами бизнеса. Корпоративная Америка проявляет повы-
Шенный интерес к франшизным сетям как к объекту инвестирования.
Усиление тенденции присоединения независимых малых предпри-
Нимателей к франшизным сетям. Этот процесс идет в двух направ-
Лениях. С одной стороны, франшизные сети проявляют повышен-
Ную агрессивность, стремясь расширить зону влияния за счет об-
Ращения в свою систему независимых операторов, с другой сторо-
|
|
Ны, последние все в большей мере начинают искать пути повыше-
Ния своей конкурентоспособности, присоединяясь к известным се-
Тям с раскрученной торговой маркой. Эта система наиболее рас-
Пространена и имеет наибольшие перспективы в России.
Глобализация. Франшизные компании, преимущественно амери-
Канские, в конце XX в. начали активно выходить на мировые рынки.
Достаточно указать, что за последнее десятилетие ≪Макдоналдс≫ удво-
Ил число своих операторов только за счет международной экспансии,
Тогда как американский рынок достиг своего насыщения на уровне
Тыс. предприятий. По этому показателю на рынке США и Ка-
нады фирму догнал ее постоянный конкурент ≪Сабвэй≫, который так-
Же начал испытывать давление насыщения рынка и предпринял меры
К выходу на мировые рынки. Одновременно, однако в значительно
Меньших масштабах, в США стали появляться франшизные сети, ос-
Нованные на иностранных торговых марках, например система быст-
Рого питания на основе блюд китайской кухни или славянских пи-
Рожков (последняя организована выходцами из Польши).
Формирование зрелых концепций и систем управления. Большинст-
Во лидеров современного франчайзинга сформировалось в период по-
Сле 1975 г. По мере роста этих компаний и достижения ими зрелости
Устанавливаются формы и методы управления, формируется корпора-
Тивная культура, отличающаяся от других систем. Одновременно сеть
|
|
Приобретает черты крупных фирм с характерной для них бюрократи-
Зацией, предпринимательский стиль управления меняется на корпора-