Но сельский пролетариат не может продать надел и уйти в город, стать рабочим. Не может продать, потому что земля — не его собственность. Не может уйти, потому что община его не отпустит: он должен вносить свою долю податей и выкупных платежей за землю, которой не может пользоваться. Его отпускают в горол лишь на заработки, на время, по паспорту, временному удостоверению личности.
В. И. Ленин на основе современных ему статистических трудов писал, что сельский пролетариат составлял «не менее половины всего числа крестьянских дворов, что соответствует приблизительно 4/10 населения». Из этой выдержки видно, что семьи бедняков были сравнительно небольшими. Причиной было не толь-кото, что малая семья получала соответственно малый надел, но и недостаточная обеспеченность хозяйства рабочими руками. Крестьянская семья являлась трудовым коллективом, в котором каждому находилось дело, и если в этом коллективе не хватало людей вести полноценное хозяйство было трудно.
Особенно мешали общинные порядки предпринимательству выделявшейся сельской буржуазии, кулаков. Вести сколько-нибудь рациональное товарное хозяйство на общинном наделе было невозможно. Невозможно было увеличить свои владения за счет бедняцких наделов, да в условиях принудительного трехполья и черес- полосности это и не имело смысла. И поэтому для предпринимательской деятельности кулаки искали другие сферы сельского хозяйства — в торговле и промышленности. Вспомним некрасовского кулака: «Науму паточный завод и дворик постоялый дают порядочный доход.». Типичный пореформенный кулак — это сельский лавочник, владелец мелких промышленных заведений, в основном по переработке сельскохозяйственной продукции. Кулак скупает зерно и другие продукты у своих односельчан для перепродажи по более высоким ценам. Он берет подряды на перевозку различных грузов и для выполнения этих подрядов нанимает возчиков.
|
|
Гораздо реже кулак выступает как фермер, т.е. подлинно сельскохозяйственный предприниматель, только действует он при этом не на общинном наделе, а на земле, купленной или арендованной на стороне, обычно у помещика. Только на этой земле, где он не зависит от общины и общинной чересполосности, кулак может развернуть рациональное специализированное товарное хозяйство. Кулаки составляли тогда 3/10 сельского населения, но только 1/5 дворов, т.е. кулацкая семья в среднем была в полтора pa sa крупнее средней крестьянской семьи.
Итак, община не только задерживала расслоение крестьян, но и тормозила развитие сельского хозяйства. «Мир» для крестьянина был носителем вековой мудрости. Община — это замороженные