i.ipc г но Впрочем и jro время Сопыское государство нахози юн n жономическои изоляции его нообще не признавати как ioc>ji.ipc гно полом\ хекрч о н щиопалиiamni инешнеи горгон ли име 1 1ишь принципиальное значение д >я бмущего
§3. Предпосылки военного коммунизма
Воина отрезала Украин> Сибирь, Урал, Кавказ Эти районы да вали 90% добываемого в стране каменного угля, почти всю нефть 85% железной руды, 70°с стали весь хлопок В р\ках Советского государства оставался только центральный район, правда, район наиболее насыщенный фабриками и заводами но здесь не бы ю топлива и сырья для этих заводов
Началась разруха Она проявлялась в катастрофическом сокра щении промышленного производства В 1920 г было получено в Ь раз меньше промышленной продукции, чем в 1913 г Производи тельность труда, т е среднее количество продукции на рабочего, vna ла в 4 с лишним раза А это значит, что происходило не только ко личественное но и качественное изменение — от машин возвра щались к ручному труду
Одной из павных трудностей бьпо потожение с тотивоч Главные угольные и нефтяные раионы Донбасс и Кавказ бьпи отрезаны поэтому пришлось переключаться на дрова и торф Дтя населения была введена дровяная повинность каждый трудоспособный человек должен был за полмесяца заготовить 2 кубичес ких сажени, 16 кубометров К лесам в спешном порядке проводились железные дороги
|
|
Но дрова и торф пригодны не для всякого производства На торфе нельзя плавить металл В 1920 i выплавка чугуна составипа только 2,4% довоенного уровня
Без металла и топлива не могло действовать машиностроение Большинство машиностроительных заводов было закрыто в ос тавшихся действовали только отдельные цеха в которых техника преимущественно ремонтировалась Хлопчатобумажные фабри ки прекратили работу потому что не было хлопка
В крайне тяжелом попожении находился транспорт Граждан екая воина шла в основном вдоль дорог По железным дорога м пли военные эшелоны а бронепосзы бьпи одним из традиционных боевых средств Но воина разрушает Из 70 тыс верст железных дорог европейской России только 15 тыс оставались неразр> шеи ными 60% паровозов вышло из строя Естественно, точные г ра фики и расписания не соб подапись Нередко поезд останав шва.1