Первым действием советской власти в области промышленности стало установление, а точнее — законодательное закрепление рабочего контроля на предприятиях. Еще при Временном правительстве на заводах стали возникать рабочие комитеты как органы революционной власти с всеобъемлющими функциями. Это и было потом названо термином «рабочий контроль». Система таких органов была закреплена ноябрьским декретом 1917г.
Чаще всего заводские комитеты просто брали власть на предприятиях в свои руки. Впрочем, иногда, отстранив предпринимателей от управления, они потом предлагали им вернуться. Дело в том, что рабочие не были достаточно компетентными, чтобы управлять производством. Как показало специальное обследование, только 87 органов рабочего контроля в Москве смогли установить финансовый контроль, т.е. контроль над экономикой производ-
Экономика Союза Советских Социалистических Республик
сии. Выло и друюе: рабочие, считая предприятие теперь сноеи собственностью, продавали запасы и оборудовани, а вырученное использовали на свои потребности.
Гак же, как декрет о земле, рабочий контроль не соответствовал программе большевиков, которая предполагала всю промышленность объединить в руках государства. Перед революцией Ленин писал, что необходим государственный надзор и регулирование промышленности, чго вотличиеот других органов старой власти, государственный аппарат учета и контроля не следует уничтожать, его нужно сохранить и использовать. В работе Ленина «Государство и революция» было сказано: «Все граждане становятся служащими и рабочими одного всенародного государственного «синдиката». Поэтому при обсуждении декрета о рабочем контроле были возражения, что он противоречит «планомерному регулированию народного хозяйства и распыляет контроль над производством вместо того, чтобы его централизовать».
Декрет соответствовал программе анархо-синдикалистов, которые выступали против государства вообще, настаивая на передаче средств производства в руки трудящихся (синдикалисты-«профсоюзники»).
Итак, в этом деле столкнулись две противоположные тенденции: одна, которая исходила из программы большевиков — централизовать производство под руководством государства, и вторая шла снизу, от рабочих, стремления которых и отражали анархо-синдикалисты — передать производство в руки самих рабочих. Как и в случае декрета о земле, большевики были вынуждены на время отказаться от своей программы.
Уже потом, в качестве теоретического обоснования декрета, было дано объяснение, что он выполнял две главные задачи:
1. Не допустить саботажа администрации, ее действий по рас
стройству производства. Предполагалось, что буржуазия будет со
противляться резолюции, направленной против нее.
2. Научиться управлять производством. Органы рабочего кон
троля стали школой, в которой рождались первые советские ди
ректора из рабочих.
Борьба рабочих за самоуправление, за самостоятельность профсоюзов продолжалась еще несколько лет. Л ишь в 1918-1921 гг. была разгромлена «рабочая оппозиция».
Рабочий контроль существовал недолго. Чтобы преодолеть ею центробежную тенденцию, в декабре 1917 г. был создан первый советский орган по управлению хозяйством страны — ВСНХ — Высший совет народного хозяйства.
Сложность н1К.1ючи шсь в том, что бур ж \и woe государство не имею (функции управления \о1>шсшвом, а иедоншнаьно, ч не оы ю






