Национализация банков, транспорта и промышленности

Первым действием советской власти в области промышленности стало установление, а точнее — законодательное закрепление рабо­чего контроля на предприятиях. Еще при Временном правительстве на заводах стали возникать рабочие комитеты как органы револю­ционной власти с всеобъемлющими функциями. Это и было по­том названо термином «рабочий контроль». Система таких орга­нов была закреплена ноябрьским декретом 1917г.

Чаще всего заводские комитеты просто брали власть на пред­приятиях в свои руки. Впрочем, иногда, отстранив предпринима­телей от управления, они потом предлагали им вернуться. Дело в том, что рабочие не были достаточно компетентными, чтобы уп­равлять производством. Как показало специальное обследование, только 87 органов рабочего контроля в Москве смогли установить финансовый контроль, т.е. контроль над экономикой производ-


Экономика Союза Советских Социалистических Республик

сии. Выло и друюе: рабочие, считая предприятие теперь сноеи собственностью, продавали запасы и оборудовани, а вырученное использовали на свои потребности.

Гак же, как декрет о земле, рабочий контроль не соответство­вал программе большевиков, которая предполагала всю промыш­ленность объединить в руках государства. Перед революцией Ле­нин писал, что необходим государственный надзор и регулирова­ние промышленности, чго вотличиеот других органов старой вла­сти, государственный аппарат учета и контроля не следует уничто­жать, его нужно сохранить и использовать. В работе Ленина «Госу­дарство и революция» было сказано: «Все граждане становятся слу­жащими и рабочими одного всенародного государственного «синди­ката». Поэтому при обсуждении декрета о рабочем контроле были возражения, что он противоречит «планомерному регулированию народного хозяйства и распыляет контроль над производством вместо того, чтобы его централизовать».

Декрет соответствовал программе анархо-синдикалистов, ко­торые выступали против государства вообще, настаивая на пере­даче средств производства в руки трудящихся (синдикалисты-«профсоюзники»).

Итак, в этом деле столкнулись две противоположные тенден­ции: одна, которая исходила из программы большевиков — цент­рализовать производство под руководством государства, и вторая шла снизу, от рабочих, стремления которых и отражали анархо-синдикалисты — передать производство в руки самих рабочих. Как и в случае декрета о земле, большевики были вынуждены на время отказаться от своей программы.

Уже потом, в качестве теоретического обоснования декрета, было дано объяснение, что он выполнял две главные задачи:

1. Не допустить саботажа администрации, ее действий по рас­
стройству производства.
Предполагалось, что буржуазия будет со­
противляться резолюции, направленной против нее.

2. Научиться управлять производством. Органы рабочего кон­
троля стали школой, в которой рождались первые советские ди­
ректора из рабочих.

Борьба рабочих за самоуправление, за самостоятельность проф­союзов продолжалась еще несколько лет. Л ишь в 1918-1921 гг. была разгромлена «рабочая оппозиция».

Рабочий контроль существовал недолго. Чтобы преодолеть ею центробежную тенденцию, в декабре 1917 г. был создан первый советский орган по управлению хозяйством страны — ВСНХ — Высший совет народного хозяйства.

Сложность н1К.1ючи шсь в том, что бур ж \и woe государство не имею (функции управления \о1>шсшвом, а иедоншнаьно, ч не оы ю





double arrow
Сейчас читают про: